Клинико-динамические особенности депрессивных реакций при пенитенциарной дезадаптации у подростков с резидуально-органической церебральной недостаточностью и коморбидной наркологической патологией

Автор: Кривулин Е.Н., Голодный С.В., Охтяркин Е.В.

Журнал: Сибирский вестник психиатрии и наркологии @svpin

Рубрика: Пенитенциарная психиатрия

Статья в выпуске: 3 (50), 2008 года.

Бесплатный доступ

Изучены клиническая типология и динамика депрессивных реакций при пенитенциарной дезадаптации у подростков с органическими психическими и поведенческими расстройствами, умственной отсталостью и соболезненной наркологической патологией. Выделены признаки ранней диагностики расстройств адаптации в условиях социальной изоляции

Клиническая типология, депрессивные реакции, расстройства адаптации, социальная изоляция

Короткий адрес: https://sciup.org/14295278

IDR: 14295278

Текст краткого сообщения Клинико-динамические особенности депрессивных реакций при пенитенциарной дезадаптации у подростков с резидуально-органической церебральной недостаточностью и коморбидной наркологической патологией

Челябинск, ГОУ ДПО «Уральская государственная медицинская академия дополнительного образования Росздрава»

Р е з ю м е : Изучены клиническая типология и динамика депрессивных реакций при пенитенциарной дезадаптации у подростков с органическими психическими и поведенческими расстройствами, умственной отсталостью и соболез-ненной наркологической патологией. Выделены признаки ранней диагностики расстройств адаптации в условиях социальной изоляции. Ключевые слова : клиническая типология, депрессивные реакции, расстройства адаптации, социальная изоляция.

CLINIC AND DYNAMIC FEATURES OFDEPRESSIVE REACTIONS AT PENITANTIARY DISADAPTATION AT TEENAGERS WITH RESIDUAL AND ORGANIC CEREBRAL INSUFFICIENCY AND COMORBID DRUG PATHOLOGY. E. N. Kri-vulin, S. V. Golodniy, E. V. Ohtyarkin. Chelyabinsk, SEI APE «Ural state medical academy additional education Russian public health». Abstract : Clinical typology and dynamic of depressive reactions at penitentiary isolation at teenagers with organic mental behavioural frustrations, mental retardation and combined drug addiction are studied. Introduction of early diagnostic practice of disturbance of adaptation in condition of social isolation. Key words : Clinical typology, depressive reactions, frustrations of adaptation, social isolation.

Распространенность и увеличение поведенческих и дезадаптивных расстройств среди детско-подросткового контингента, особенно в «группах риска», к которым, несомненно, относятся подростки, помещенные в пенитенциарные учреждения, среди специалистов вызывает повышенный интерес. Анализ специальной литературы свидетельствует о высокой распространенности среди психической патологии в популяции несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы, депрессивных расстройств и ассоциированной наркологической патологии. Причем наблюдается их высокая степень сочетаемости. Несмотря на неослабевающий интерес ученых к изучению различных аспектов психических и поведенческих рас- стройств у лиц пенитенциарной системы, недостаточно исследованными с медицинской точки зрения остаются такие аспекты проблемы, как распространенность, клинико-типологическая и динамическая характеристика депрессивных реакций при пенитенциарной дезадаптации, роль патогенных факторов в развитии психодезадаптационных состояний с учетом соболезненной психической и наркологической патологии (Агаларза-де А. З., Гонопольский А. М., 2000; Бохан Н. А., Буторина Н. Е., Кривулин Е. Н., 2006; Семке В. Я., 2007).

Цель – изучить клинико-динамические особенности депрессивных реакций при пенитенциарной дезадаптации (ПД) у подростков с резидуальноорганической церебральной недостаточностью с наличием или отсутствием умственного дефекта и коморбидной наркологической патологией.

Материал и методы. С позиции мультидисци-плинарного подхода при использовании клинических (клинико-психопатологический, клиникоанамнестический, клинико-динамический) и статистических методов изучены 133 подростка Челябинской воспитательной колонии. Все обследованные были лица мужского пола, в возрасте 15— 18 лет. При анализе распространенности психических и поведенческих расстройств в данной категории несовершеннолетних по признаку зависимости от ПАВ были выделены четыре группы. В I группу (n=41) вошли подростки с органическими психическими поведенческими расстройствами (ОППР) и признаками зависимости от ПАВ. II группа – лица с ОППР без признаков зависимости от ПАВ (n=48). В III группу (n=9) вошли подростки с умственной отсталостью (УО) и соболезненной зависимостью от ПАВ. IV группа включала лиц с УО без признаков зависимости от ПАВ (n=35). Признаки зависимости от ПАВ соответствовали рубрике F1x21 (в настоящее время воздержание, но в условиях, исключающих употребление) по МКБ-10. В первые 6 месяцев социальной изоляции у 79 (88,7 %) подростков с ОППР и 35 (79,5 %) с УО развивались депрессивные реакции невротического уровня, как проявления ПД. Депрессивные реакции отмечались у 90,2 % (n=37) обследованных I группы и в 87,5 % (n=42) случаев II группы. Среди слабоумных несовершеннолетних расстройства адаптации наблюдались у 77,7 % (n=7) обследованных III и в 80,0 % (n=28) случаев IV группы. Клиника ОППР определялась различной степенью выраженности резидуальноорганического психосиндрома. В эмоциональноволевой сфере у лиц с ОППР наблюдались снижение инициативы, активности, неустойчивость аффекта с преобладанием дистимических и дисфорических расстройств. По ведущим характерологическим особенностям и клинике поведенческих нарушений у лиц с УО были выделены вялоапатический и истеровозбудимый типы эмоционально-волевых расстройств. Преобладающие проявления эмоционально-волевых расстройств определили типологию депрессивных реакций у несовершеннолетних с ОППР и УО. Диагностиче- ские признаки депрессивных реакций соответствовали рубрике F43.2 по МКБ-10 «Расстройства адаптации». Из исследования исключались случаи с развившимися в первые 6 месяцев социальной изоляции психическими и поведенческими расстройствами психотического уровня (экзогенно-органические, эндогенные и реактивные психозы).

Результаты. Изучение клинических проявлений ПД по группам наблюдения с учетом премор-бидной психической патологии показало, что у подростков с ОППР выявлялись тоскливый (10,1 %), астеноапатический (31,7 %), тревожный (11,4 %), дисфориоподобный (30,4 %) и делинквентный (16,4 %) типы депрессивных реакций. У больных с УО – астеноапатический (42,9 %), обсессивно-фобический (5,7 %), ипохондрический (5,7 %), тревожный (25,6 %), дисфориоподобный (14,4 %) и делинквентный (5,7 %). По длительности дезадаптивного поведения были прослежены кратковременные, длящиеся не более одного месяца (F43.20) и пролонгированные, длящиеся не более двух лет (F43.21) депрессивные реакции.

Изучение распространенности типов депрессивных реакций по группам показало, что для несовершеннолетних с ОППР и зависимостью от ПАВ (I группа), в отличие от лиц II группы, характерны дисфориоподобный (35,1 против 26,2 %; P<0,05), делинквентный (21,6 % против 11,3 %; Р<0,05) и тоскливый (21,6 против 0 %; Р<0,001) типы, тогда как для лиц с ОППР без признаков зависимости от ПАВ – астеноапатический (50,0 против 10,8 %; Р<0,05). С одинаковой частотой по группам наблюдения встречался тревожный тип депрессивных реакций (10,8 и 11,9 % в I и II группах). Общими вариантами депрессивных реакций для всех умственно отсталых лиц являлись асте-ноапатический (42,8 %) и дисфориоподобный (14,2 %). Для несовершеннолетних III группы типичен тревожный вариант депрессивной реакции (42,8 против 21,4 %; P<0,05), для обследованных IV группы – обсессивно-фобический, ипохондрический и делинквентный (соответственно по 7,1 против 0 %; P<0,001).

Динамическое наблюдение в течение года свидетельствовало, что под воздействием психотравмирующих условий социальной изоляции в 35,1 % (n=13) случаев I группы и в 52,3 % (n=22) наблюдений II группы депрессивные реакции приняли пролонгированное течение. Синдромальные варианты пролонгированной депрессивной реакции распределились следующим образом. Для несовершеннолетних I группы типичны тоскливый (23,1 против 0 %; P<0,05) и дисфориоподобный (38,4 против 22,7 %; P<0,05) варианты, а для обследованных II группы – астеноапатический (59,0 против 23,1 %; P<0,001). Такие варианты депрессивных реакций, как тревожный (7,6 и 9,1 % в I и II группах) и делинквентный (15,3 и 9,1 %), встречались с одинаковой частотой по группам наблюдения. Наблюдение в течение года за лицами с УО показало, что под воздействием психотравмирующих условий социальной изоляции в 33,3 %

(n=3) случаев III группы и в 45,7 % (n=16) наблюдений IV группы депрессивные реакции приняли пролонгированное течение, от 2 до 5 месяцев. При этом для обследованных обеих групп наблюдения типичными вариантами пролонгированных депрессивных реакций являлись астеноапатиче-ский (33,3 и 50,0 %), тревожный (33,3 и 18,7 %) и дисфориоподобный (33,3 и 18,7 %).

Таким образом, клинико-динамические особенности депрессивных реакций при пенитенциарной дезадаптации имеют определенную взаимосвязь с преморбидной психической патологией и характером наркологических проблем. Органическая «почва» и соболезненная наркологическая патология утяжеляют клинические проявления пенитенциарной дезадаптации с актуализацией в структуре депрессивных реакций диссоциальных и агрессивно-деструктивных поведенческих нарушений. У подростков с преморбидными органическими психическими и поведенческими расстройствами без признаков зависимости от ПАВ клиника депрессивных реакций определялась эмоционально-волевыми расстройствами в виде сочетания астенической и апатической симптоматики с затяжным течением. Синдромальные варианты депрессивных реакций у подростков с УО определялись преобладающим типом эмоциональноволевых расстройств в клинике умственного дефекта. Наркологическая патология утяжеляла клинику депрессивных реакций с актуализацией тревожного компонента  эмоциональных рас стройств. Клинико-психопатологическая картина пролонгированных депрессивных реакций определялась психопатоподобными формами поведения на фоне астенического и апатического эквивалентов эмоционально-волевых расстройств.

Краткое сообщение