Некоторые социально-демографические характеристики преступников, совершающих дорожно-транспортные преступления

Бесплатный доступ

Введение: в статье рассматриваются социально-демографические характеристики лиц, совершающих дорожно-транспортные происшествия: пол, возраст, образовательный уровень, род деятельности, водительский стаж, гражданство и некоторые иные. Подчеркивается значимость таких характеристик для организации предупредительной работы по рассматриваемым преступлениям. Материалы и методы: в ходе работы над статьей применялись сравнительно-правовой, системно-структурный, статистический и социологический методы. Также применялись специально-криминологические методы исследования: анализ уголовно-правовой статистики, изучение уголовных дел, опрос преступников. В частности, основу исследования составляют результаты изучения автором уголовных дел по дорожно-транспортным преступлениям и результаты проведенного анкетирования лиц, совершивших названные преступления, за период с 2016 по 2020 гг. Результаты исследования: проведен анализ социально-демографических характеристик преступников, совершивших дорожно-транспортные преступления, в том числе в сравнении с социально-демографическими характеристиками других категорий преступников и законопослушных граждан (водителей транспортных средств); выявлены их отличительные особенности. Обсуждение и заключения: автор приходит к выводу, что в последние годы социально-демографические характеристики дорожно-транспортных преступников меняются: увеличивается количество женщин, лиц молодого возраста, лиц с высшим образованием, иностранных граждан.

Еще

Личность преступника, дорожно-транспортные преступления, криминологическая характеристика личности дорожно-транспортного преступника, социально-демографические свойства и качества личности дорожно-транспортного преступника

Короткий адрес: https://sciup.org/142229920

IDR: 142229920   |   DOI: 10.37973/KUI.2021.19.52.013

Текст научной статьи Некоторые социально-демографические характеристики преступников, совершающих дорожно-транспортные преступления

Изучая любой вид преступности, криминолог всегда сталкивается с проблемой личности тех, кто совершает преступления. Не зная особенностей личности преступника, невозможно эффективно осуществлять предупреждение преступности и профилактическое воздействие на лиц, совершающих преступления (как их совершивших, так и потенциальных преступников). Е.Б. Кургузкина справедливо отмечает, что изучение личности преступника – не самоцель. Для криминологии оно необходимо в целях разработки возможных путей, форм, способов воздействия на этих людей для изменения их негативных социальных ориентаций, правосознания, интересов и устремлений [1, с. 5].

Обзор литературы

Проблема личности преступника в теории криминологии изучена достаточно полно и глубоко. Следует назвать работы таких ученых, как Г.А. Аванесов, Ю.М. Антонян, В.Н. Бурлаков, А.И. Долгова, В.Н. Кудрявцев, Е.Б. Кургузкина, В.В. Лунеев, В.Э. Эминов и многих других. При этом следует отметить, что работ, посвященных изучению особенностей личности дорожно-транспортных преступников, в криминологии сравнительно мало, что и явилось основанием для выбора темы статьи.

Материалы и методы

В целях изучения личности дорожно-транспортных преступников нами изучались уголовные дела по преступлениям, предусмотренным статьями 264, 261.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ), рассмотренным судами Ставропольского, Краснодарского края, Московской, Саратовской и других областей страны за период 2016-2020 гг.; проводился опрос осужденных за указанные преступления, отбывающих наказание в исправительных учреждениях в названных субъектах РФ.

Результаты исследования

В рамках криминологического исследования личности преступников, совершающих дорожно-транспортные преступления, рассмотрим более подробно социально-демографические характеристики.

Ученые-социологи к социально-демографическим показателям населения страны относят пол, возраст, национальность, уровень образования, занятость, профессию, брачный состав (семейное положение) [2, с. 32]. В криминологии также определяют социально-демографические свойства и качества, или характеристики личности преступника. Как отмечал Н.Н. Кондрашков, по этим признакам можно сравнивать состав населения с составом преступников или состав преступников с отдельными (в том числе контрольными) группами населения страны, устанавливать определенные связи, зависимости изменений состава преступников от социально-демографических изменений в обществе, использовать результаты исследований для криминологического прогнозирования и разработки мер предупреждения преступности [3, с. 147].

Следует также отметить еще один, на наш взгляд, немаловажный аспект, связанный с изучением социально-демографических характеристик личности преступников. Он заключается в том, что именно социально-демографические свойства и качества демонстрируют «вклад» отдельных групп населения страны в преступность, то есть дают основания предположить, какие категории населения более подвержены совершению преступлений. Кроме того, социально-демографические признаки личности преступника являются более объективными и легче выявляемыми, в отличие от «внутренних», субъективных (мотивов, целей преступного поведения), истинность которых преступник нередко пытается скрыть или завуалировать. Поэтому такие признаки личности преступника и изучаются в первую очередь.

Важнейшей социально-демографической характеристикой личности является ее пол. На протяжении последних лет статистические данные свидетельствуют о преобладании в структуре населения страны лиц женского пола. Среди преступников ситуация иная, что подтверждается статистическими данными. Например, в 2020 году среди выявленных преступников доля женщин составила всего 16,0% [4, с. 55].

По лицам, совершающим дорожно-транспортные преступления, ситуация несколько отличается. Как отмечает И.А. Гумеров, доля женщин среди дорожно-транспортных преступников всего 2% [5, с. 13]. Но с момента исследования И.А. Гумерова прошло более пятнадцати лет и ситуация в стране изменилась, в том числе увеличилось количество женщин-водителей. Так, согласно отдельным данным, в 2019 году количество водителей женщин составило 3 млн человек, хотя количество мужчин традиционно во много раз больше и составило почти 32 млн1. Таким образом, по нашим подсчетам удельный вес водителей мужчин и женщин в стране в настоящее время составляет 90,6% и 9,4% соответственно.

Согласно результатам нашего исследования, женщины, совершившие дорожно-транспортные преступления, составляют 5%, по сравнению с 95% мужчин, являющихся дорожно-транспортными преступниками. Женщины-водители более осторожны, осмотрительны, реже употребляют спиртные напитки и управляют транспортными средствами в состоянии опьянения.

Не менее важной социально-демографической характеристикой личности преступника является его возраст. Важность возраста объясняется тем, что, во-первых, лишь с определенного возраста возможна уголовная ответственность для индивида, во-вторых, именно возраст определяет многие иные свойства и качества преступника, например, его образование, род деятельности, психологические особенности и, конечно же, характер преступного поведения.

Возраст преступника, как отмечает В.О. Касимов, – это криминологически значимая количественно-качественная характеристика преступника, определяющая уровень его физического, социально-психологического развития и иные личностные свойства и качества, влияющая на его криминальную активность, характер и направленность преступного поведения и, как следствие, на выбор мер предупредительного воздействия на него [6, с.10].

Криминологические исследования на протяжении многих лет фиксируют устойчивую статистическую зависимость характера совершаемых преступлений от возраста преступника: большую часть преступников составляют лица молодого и среднего возраста, то есть наиболее активная и работоспособная часть населения страны; каждой (или почти каждой) возрастной группе соответствуют определенные показатели распространенности и направленности посягательств, степени устойчивости преступного поведения и другие особенности преступных проявлений [3, с.158].

Если обратиться к официальным статистическим данным, то они дают основание утверждать, что основную массу лиц, совершивших преступления, составляют преступники в возрасте 30-49 лет (53,6%), а несовершеннолетние всего 4,3%2.

Исследователи, занимавшиеся изучением дорожно-транспортных преступлений, также отмечают, что чаще всего их совершают лица молодого возраста, так как они часто проявляют склонность к риску, азарту, лихачеству, управлению транспортным средством в состоянии опьянения [7, с. 356]. Наше исследование частично это подтверждает. Так, опрошенные нами лица, совершившие дорожно-транспортные преступления, по возрасту распределились следующим образом: несовершеннолетние (16-17 лет) – 1,0%; 18-24 г – 14,0%; 25-35 л – 29,5%; 36-45 л – 24,0%; 46-55 л – 16,0%; 56-64 г – 10,5%; лица старше 65 лет – 5,0%. Таким образом, наиболее криминогенно активны (в плане совершения дорожно-транспортных преступлений) лица в возрасте 25-35 лет и 36-45 лет, то есть лица наиболее активного и трудоспособного возраста. Их удельный вес в совокупности составил 53,5%.

Наши данные в целом коррелируют с результатами других исследований. Так, согласно данным А.А. Смирнова, наибольшая доля дорожно-транспортных преступников (45%) – это лица в возрасте от 26 до 40 лет [8, с. 138]. Небольшой удельный вес среди изученных лиц несовершеннолетних преступников (1,0%) объясняется тем, что ответственность за дорожно-транспортные преступления предусмотрена с 16 лет, а также тем, что право управления автотранспортным средством предоставлено гражданам с 18 лет.

Для изучения личности преступников, совершающих дорожно-транспортные преступления, необходимы сведения о роде деятельности таких лиц. Можно отметить характерную особенность, заключающуюся в том, что среди преступников в последние годы преобладают лица, которые на момент совершения преступления не работали или не учились, или, как фиксирует официальная уголовно-правовая статистика, не имеют постоянного источника дохода. В 2020 году удельный вес таких лиц составил 63,9%, из них 0,9% – официальные безработные [4, с.55].

По лицам, совершающим дорожно-транспортные преступления, ситуация иная. Так, согласно результатам нашего исследования, лица, не занятые никакой общественно полезной деятельностью (которые официально не работали и не учились), составили всего 20%; лица, которые трудились, составили основную массу опрошенных, то есть 67%, из них 35 % являлись профессиональными водителями. Пенсионеры составили 7% опрошенных, учащиеся и студенты – 6%.

Интересными с точки зрения предупреждения дорожно-транспортных преступлений являются данные о водительском стаже лиц, совершивших такие преступления. Основная масса водителей, совершивших дорожно-транспортные преступления (из числа опрошенных нами), имели значительный стаж вождения транспортного средства (54,5%): 19,5% – от 5 до 10 лет, а 36,0% – более 10 лет. Это обстоятельство может свидетельствовать, что многие лица, совершающие указанные преступления, имея опыт и стаж вождения, иногда сознательно игнорируют правила дорожного движения в силу завышения своих водительских возможностей или по причине того, что не желают анализировать дорожную ситуацию и предвидеть возможные негативные последствия нарушения правил дорожного движения.

Не менее интересны также сведения о преступниках-водителях и транспортных средствах. Установлено, что основная масса (67,5%) преступников управляла легковым автомобилем; 9,5% – грузовым; 10,0% – мотоциклом; 8% – автобусом; 3,5% – трамваем или троллейбусом; 1,5% – иным транспортным средством.

Важнейшей характеристикой любой личности является ее образовательный уровень. Это связано с тем, что более высокий уровень образования способствует формированию такого круга интересов, потребностей, правил поведения, привычек, которые не противоречат общественным, помогают вырабатывать правомерные формы и способы реагирования на конфликтные ситуации и неблагоприятную обстановку. И наоборот, низкий уровень образования, как правило, не способствует, а иногда и препятствует формированию общественно полезных интересов, привычек, правил поведения, облегчает возникновение конфликтных ситуаций [3, с.166].

Согласно результатам нашего исследования, только 20,0 % лиц, совершивших дорожно-транспортные преступления, имели высшее образование. Основная же масса изучаемых преступников характеризовались средним образовательным уровнем (64,0 %).

В ходе исследования были выявлены лица, имеющие достаточно низкий образовательный уровень. Так, 16,0 % преступников имели неполное среднее образование.

Следует также рассмотреть еще один социально-демографический признак личности преступников, совершающих дорожно-транспортные преступления, – их гражданство. На протяжении многих лет среди преступников преобладают граждане России. Эта тенденция сохраняется и в настоящее время. Так, в 2020 году иностранными гражданами было совершено лишь 3,3% всех зарегистрированных в стране преступлений, основная масса преступников – граждане из стран СНГ [4, с. 57]. Согласно официальным данным, количество иностранных граждан, совершивших ДТП в России, составляет более 6%, причем с каждым годом их количество увеличивается [9, с. 6].

Согласно результатам нашего исследования, иностранные граждане среди изученных преступников составили всего 2,1%. Большую часть составляют граждане стран СНГ, работающие водителями пассажирских и грузопассажирских такси.

Обсуждение и заключения

Таким образом, проведенное исследование социально-демографических характеристик лиц, совершивших дорожно-транспортные преступления, свидетельствует, что среди них преобладают лица мужского пола в возрасте 25-35 лет, работающие, со средним образовательным уровнем, в большинстве случаев управляющие легковым автомобилем, являющиеся гражданами Российской Федерации. Следует отметить, что на протяжении времени социально-демографические характеристики дорожно-транспортных преступников меняются: в частности, среди них увеличивается количество женщин, лиц с высшим образованием, иностранных граждан.

Знание социально-демографических характеристик изучаемых преступников необходимо для организации и осуществления предупредительной работы по указанной категории преступлений, осуществления индивидуально-профилактического воздействия на лиц, совершающих дорожно-транспортные преступления.

Список литературы Некоторые социально-демографические характеристики преступников, совершающих дорожно-транспортные преступления

  • Кургузкина Е.Б. Теория личности преступника и проблемы индивидуальной профилактики преступлений: автореф. дис. … д-ра юрид. наук: 12.00.08. М., 2003. 59 с.
  • Антонова Н.Л. Демография: учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2014. 154 с.
  • Кондрашков Н.Н. Количественные методы в криминологии. М.: Юридическая литература, 1971. 181 с.
  • Состояние преступности в России за январь-декабрь 2020 года: стат. сб. М.: ГИАЦ МВД России, 2021. 66 с.
  • Гумеров И.А. Криминологическая характеристика преступного нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств и его предупреждение: автореф. дис … канд. юрид. наук: 12.00.08. Казань, 2004. 31 с.
  • Касимов В.О. Возраст преступника как криминологическая проблема: автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.08. Саратов, 2018. 231 с.
  • Юрпалова Д.Н. Криминологическая характеристика личности женщины, совершившей дорожно-транспортное преступление // Теория и практика общественного развития. 2013. № 5. С. 355-358.
  • Смирнов А.А. Криминологическая характеристика и уголовно-правовые меры противодействия дорожно-транспортным преступлениям: ст. 264 УК РФ: дис. … канд. юрид. наук: 12.00.08. СПб., 2004. 152 с.
  • Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 2018 год. М.: НЦ БДД МВД России, 2018. 18 с.
Еще
Статья научная