Хроматические "нулевые знаки" в городской колористике нового времени
Автор: Грибер Юлия Александровна
Журнал: Бюллетень науки и практики @bulletennauki
Рубрика: Искусство и культура
Статья в выпуске: 12 (25), 2017 года.
Бесплатный доступ
Предметом исследования является хроматический нулевой знак, понимаемый как значение без формы, как отсутствие положительного означающего, которое должно было бы иметь место на основании аналогии с другими синтагмами, где знак того же значения имеет эксплицитную форму. Цель работы заключается в теоретической реконструкции способов и механизмов манифестации нулевых знаков в городских пространствах Нового времени. Обсуждается отличие нулевых знаков от знаков-индексов. Анализируются задачи, которые решались с помощью нулевых знаков в пространстве европейских городов Нового времени. Приводится характеристика цветовых ограничений и призывов к практически полному отказу от цвета (к использованию хроматических нулевых знаков), которые содержали некоторые известные документы XVIII-XIX веков, регулирующие городскую колористику Германии, Франции, Италии, России и других стран. Анализируются практические рекомендации по выбору цвета, которые дает в книге «Народный зодчий» Ф. К. Шмидт. Обсуждается содержание постановлений муниципалитета Парижа, структура цветового плана Турина, регламентирующие цвет указы Российской империи. Идея уподобления конструируемых городских пространств античным рассматривается как основа отказа от использования цвета в городской колористике. Показано, что понятие «нулевой знак» открывает широкие перспективы анализа знаковых систем за пределами естественного языка и, в частности, системы городской колористики, где случаи «отрицания» цвета городских объектов достаточно часто встречаются на протяжении всей истории развития городских поселений.
Цвет, город, городская колористика, знак, нулевой знак, новое время
Короткий адрес: https://sciup.org/14111402
IDR: 14111402 | DOI: 10.5281/zenodo.1116413