Дискуссии о вечности мира в античности и современная космология
Автор: Чейз Михаил
Журнал: Schole. Философское антиковедение и классическая традиция @classics-nsu-schole
Рубрика: Космос и душа
Статья в выпуске: 1 т.7, 2013 года.
Бесплатный доступ
Данная работа продолжает сравнение между древними и современными воззрениями на космологию, начатое в предыдущей статье (ΣΧΟΛΗ 5.2 [2011]). Работа начинается с краткого очерка современной теории Большого взрыва, которая сопоставляется с космологическими воззрениями досократика Ферекида Сиросского. Во второй части рассматривается базовый платонический принцип bonum est diffusivum sui. Я начинаю с рассмотрения тех превратностей, которые теория претерпела в патристике, у Оригена, ариан и Афанасия. Вслед за Вилли Тайлером, я отмечаю, что сходство воззрений Оригена и неоплатоника Порфирия из Тира могут восходить к учителю Плотина Аммония Саккаса. Наконец, вслед за Эндрессом, я рассматриваю арабские переводы Первоначал теологии Прокла, сопровождаемые интерполированными глассами из христианского неоплатоника Иоанна Филопона, что делало тексты Прокла более приемлемыми для такой креационистской и монотеистической системы, как ислам. Теория Филопона о моментальном творении была затем, благодаря ал-Кинди, принята арабскими неоплатониками и оказала существенное влияние на развитие исламской мысли. Рассматриваемые тексты даются в приложении.
Творение, космология, большой взрыв, ориген, афанасий, плотин, порфирий, прокл, иоанн филопон, ал-кинди, ферекид, аммоний саккас, арабский неоплатонизм
Короткий адрес: https://sciup.org/147103350
IDR: 147103350