Дискуссии о вечности мира в поздней античности
Автор: Чейз Майкл
Журнал: Schole. Философское антиковедение и классическая традиция @classics-nsu-schole
Рубрика: Лекции
Статья в выпуске: 2 т.5, 2011 года.
Бесплатный доступ
В статье исследуется спор между неоплатоником Симпликием и Иоанном Филопоном по вопросу о вечности мира. Первая часть представляет собой историческое введение, призванное воссоздать исторический контекс конфликта между христианами и язычниками в Византийской империи в первой половине VI в. н. э. Особое внимание уделяется подходу двух мыслителей к Аристотелевой попытке доказать вечность движения и времени в Физике 8.1. Во второй части рассмотрены истоки, структура и функция конкретных аргументов, используемых Филопоном в его стремлении доказать возможность творения мира во времени. Филопон использует скрытое противоречие в аристотелевской теории движения, между стандартным представлением о том, что всякое движение и изменение непрерывно и происходит во времени, и отдельными оговорками, согласно которым по крайней мере некоторые типы движения и изменения носят спонтанный характер. Согласно Филопону творение мира Богом представляет собой именно такое спонтанное изменение: не являясь движением самого Творца, оно аналогично активации состояния (hexis), безвременного и не предполагающего изменений в самом агенте. Наконец, рассматриваются различные трансформации этой доктрины у перипатетиков, неоплатоников и арабских комментаторов (таких как Александр Афродизийский, Фемистий, ал-Кинди и ал-Фараби), равно как и использование ее Филопоном в его полемике против Прокла.
Христианство, язычество, филопон, симпликий, аристотель, прокл, фемистий, неоплатонизм, физика, творение, изменение, движение
Короткий адрес: https://sciup.org/147103321
IDR: 147103321