Исследование основных принципов архетипа американизма: страх выезда за границу
Автор: Корстанье Максимилиано Эмануэль, Сколл Джеффри Р.б
Журнал: Современные проблемы сервиса и туризма @spst
Рубрика: Локальное в глобальном: формула туризма
Статья в выпуске: 1 т.11, 2017 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена вопросам изучения американского «взгляда на мир» через призму нарративной литера- туры. По мнению автора, в основе этого «взгляда» лежит американский этноцентризм, базирующийся на американскойисключительностииодновременновсепроникающемстрахетого,чтонаходитсязапредела- ми привычного типичному американцумира. Автор приводит обзор источников, посвящённых проблемам феномена современного туризма как элемен- та массовой культуры, как системы взаимодействия туристов и местного населения, а также как про- должения расширения новых форм европейского империализма, в том числе и посредством индустрии ту- ризма и гостеприимства. Основываясь на этой научной платформе, автор раскрывает корни сложившихся традиций взаимоотношений путешественников и местных жителей, которые, по его мнению, кроются в истории европейского, а позже - американского колониализма. Сегодня эти традиции приводят к печаль- ным последствиям - таким, как возрастание межэтнической напряжённости, терроризму, направленному в последнее время преимущественно на туристов. Согласно мнению автора и его предыдущим исследова- ниям американской массовой культуры, элементом которой является массовый туризм, все это породи- ло культуру террора. Эта культура индуцирует обобщенный страх среди населения англоязычных стран (таких как США, Канада, Австралия, Великобритания), поддерживая эти противоречивые образы: с одной стороны - свободы и самоопределения, а с другой - имперской агрессии и господства. Все это заставляет автора анализировать истоки и современный архетип американизма применительно к туристской сфере. Литература всегда служила идеологическим механизмом влияния власти центра на периферию. Особенное место в ней занимают путевые записки, дневники и эссе, путеводители, содержащие нарратив как от- ражение субъективной реальности. Сквозь подобную литературу можно взглянуть на мир глазами путе- шественника,писавшегоеёнаосновесвоегочувственногоопытаисвоейсобственнойсистемыценностей. При этом путешественник выступает как бы «послом» своей страны, её типичным представителем. По- этому автор предпринимает попытку «посмотреть» на мир глазами типичного американца с помощью книги Чарльза Роберта Темпла «Американцы за рубежом» (1961). Этот типичный образец литературы для путешествующих за границу, своеобразный путеводитель именно для американцев, раскрывает базовые постулаты «американского взгляда на мир». В этой книге Темпл дает множество советов, как американцу следует себя вести за пределами своей страны, как преодолевать трудности и пр. Книга наполнена при- мерами и ситуациями, направленными на то, как американцу явить миру гражданскую добродетель, что значит быть хорошим американцем, представителем «колыбели демократии, цивилизации и правового порядка». При этом книга подчеркивает американскую исключительность, привилегированность по отно- шению к другим: её автор использует термины «истинный варвар» в отношении коренных народов других стран,экспонируетчувствоамериканизмакакархетипнауки,упорноготрудаиотдыха;всегдаподчеркивая разницу между моделью белого англосакса и аборигенами в другихстранах. Туристы становятся непроизвольно послами своего собственного государства. Важно не упускать из виду, что этот этноцентричный дискурс не был создан после событий 9 сентября 2001 г., он написан задолго до этого события, но в какой-то степени оно замкнуло круг между «испуганным американским гражданином» и конструированием образа «другого».
Американская исключительность, колониализм, культура, этноцентризм, литература, туризм, путешествия
Короткий адрес: https://sciup.org/140206598
IDR: 140206598 | DOI: 10.22412/1995-0411-2017-11-1-7-17