К вопросу о возможных арамейских этимологиях обозначения иудейской секты ессеев (/) в свете сообщений о них античных авторов и мировоззрения Кумранской общины
Автор: Тантлевский Игорь Романович
Журнал: Schole. Философское антиковедение и классическая традиция @classics-nsu-schole
Статья в выпуске: 1 т.10, 2016 года.
Бесплатный доступ
Основываясь на нескольких наиболее характерных аспектах религиозно-философских воззрений и деятельности иудейской секты ессеев, а также Кумранской общины (II в. до н. э. - I в. н.э.), по-видимому, тесно связанной с ними, автор рассматривает ряд возможных арамейских этимологий обозначения Ἐσσαῖοι/Ἐσσηνοί. 1) Поскольку, согласно неоднократным сообщениям Иосифа Флавия и свидетельствам рукописей Мертвого моря, ессеи и кумраниты верили в предестинацию и занимались предсказанием будущее, то они могли быть прозваны верящими в предопределение, sc. «фаталистами», «детерминистами»; или же предсказателями судьбы, sc. «прорицателями». Эта гипотетическая этимология может восходить к арамейскому слову ḥaššayyā᾿ (m. pl. в st. det.; соответственно ḥš(᾿)(y)yn в st. abs.), реконструируемому от термина ḥšy/ḥš᾿ («участь (человека)», «судьба», «предестинация») по модели: C1aC2C2aC3 (обычно по ней образуются обозначения лиц по их профессии, привычной деятельности и т.п.). 2) По мнению автора статьи, Кумранская община аллегорически позиционировала себя в качестве «сада», приносящего «плод» в виде пришествия Мессии-Царя, «корня» и «(главного) ствола» Иессея, от которого произойдет «святой» Давидический «Побег» (см.: Ис. 11:1); или, другими словами, кумраниты, вероятно, рассматривали свою общину-yaḥaḏ (букв. «единство», «единение») в качестве персонификации «нового Иессея», который «породит» и «взрастит» «нового Давида». (Ср. 1QSa, II, 11-12: «Когда [Бог] породит (yôlîḏ) Мессию с ними (᾿ittām; т.е. с членами общины. - И. Т.)...».) Исходя из данной доктрины, можно предположить этимологию наименования Ἐσσαῖοι/Ἐσσηνοί от арамейско-сирийского написания имени отца царя Давида Иессей - ᾿Κ(š)ay (это написание засвидетельствовано также в 1 Пар. 2:13). Ср., в то же время, написание Ἰεσσαῖοι, засвидетельствованное в «Панарионе» (Haer. XXIX, 1,4; 4,9; 5,1) Епифания Саламинского, который возводил это обозначение секты к имени Иессей (Ἰεσσαί). 3) Отстраненность ессеев и терапевтов от мира сего и их стремление к взаимоотношениям с потусторонним миром могли стать причиной того, что они стали рассматриваться в отдельных иудейских кругах в качестве «лиминальных» личностей и получили прозвище (возможно, с оттенком иронии) «рефаимы» (евр. масор. огласовка: rĕfā᾿îm; но изначальная вокализация, вероятно: rōfĕ᾿îm, букв. «целители», «врачи»), которых они действительно напоминали в ряде ключевых аспектов своих воззрений и религиозной практики. В этом случае, обозначение θεραπευταί, букв. «целители», «врачи», - применявшееся в еврейских эллинистических кругах, прежде всего, в Египте, по отношению к (гипотетически) ессейским общинам мистико-«гностического» толка, к каковым, по-видимому, принадлежала и Кумранская община, - могло быть, в действительности, переводом еврейского термина rōfĕ᾿îm. Также кажется естественным предположить, что в арамеоязычной среде палестино-сирийского региона это обозначение сектантов могло переводиться словом ᾿āsayyā᾿/᾿āsên, означающим «целители», «врачи» (с вероятной коннотацией: «чудотворцы») по-арамейски. Как греческий, так и арамейский переводы данного гипотетического обозначения сектантов, - или даже, скорее, их прозвища, - могли быть сделаны непосвященными лицами без всякой связи с особой «мистической» коннотацией еврейского термина rp᾿ym - это мог быть просто буквальный перевод данного слова.
Ессеи, терапевты, кумранская община, предестинация, предсказание судьбы, мессианские ожидания, мистицизм, эзотеризм, бессмертие души, ангелоподобные существа, рефаимы
Короткий адрес: https://sciup.org/147103454
IDR: 147103454