Ремесленничество против рыцарства: городская коммуна и исторический прогресс в поздних романах Вальтера Скотта
Автор: Проскурнин Борис Михайлович
Журнал: Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология @vestnik-psu-philology
Рубрика: Литература в контексте культуры
Статья в выпуске: 2 т.14, 2022 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена двум романам Вальтера Скотта, в которых писатель демонстрирует свое видение эпохи зрелого средневековья на примере двух стран - Франции и Шотландии. В произведениях как на уровне общей концепции, отражающей его понимание исторического прогресса, так и на уровне образных систем романов и повествования Скотт реконструирует роль противостояния рыцарства и городских сообществ в социально-политической и нравственно-психологической динамической реальности двух стран. Романы убедительно показывают своеобразие позднего этапа творчества Скотта, когда повышается значимость любовно-приключенческого узла в сюжете произведения, как и роль реальных исторических лиц в повествовании. Более очевидным становится стремление писателя в сюжете, в авторских комментариях и отступлениях, нередко построенных как беседа историка, знатока воспроизводимого времени, с читателем, в центральных образах романов воплотить свое понимание исторических законов, базирующееся на смешении одновременно консервативных и прогрессистских оценок динамики истории. Для идейно-художественной целостности произведений принципиально важны собирательные образы Льежа и Перта, подаваемые при помощи как общего плана, так и ярких индивидуализированных образов горожан. Колоритны и одновременно идееносны образы «уходящего класса» - рыцарства: в каждом из них акцентируется и становится характерообразующей степень «выпадения» из динамики истории. Одновременно в статье акцентируется, особенно в части, обращенной к «Пертской красавице», авторская идея смены не только экономического, но и нравственного лидера в эпоху позднего Средневековья, когда определяющая роль постепенно переходит к горожанам; в этом отношении принципиален образ титульной героини «Пертской красавицы» Кэтрин Гловер, писательского «резонера». В статье прослеживается также характер сосуществования романтико-приключенческого (в отношении «Пертской красавицы» - романтико-готического) и социально-бытового и психологического начал при создании «образа эпохи».
Исторический роман, историческое повествование, средневековая городская община, средневековая шотландия, средневековая франция, исторический прогресс
Короткий адрес: https://sciup.org/147238216
IDR: 147238216 | DOI: 10.17072/2073-6681-2022-2-111-119