История России советского периода. Рубрика в журнале - Вестник Пермского университета. Серия: История

Борис Осипович Богданов – «архитектор» модели со-ветской власти
Статья научная
Настоящая статья касается проблемы формирования советской модели власти. Отмечается, что данная проблема по ряду причин была слабо изучена еще в советской исторической науке, однако и в современной историографии она не получила своего развития. Автор рассматривает предысторию процесса формирования организационных структур советской власти с 1915 г., когда при Центральном военно-промышленном комитете была организована Рабочая группа. Указанная организация выходила за рамки своей номинальной цели деятельности и осуществляла техническую подготовку к антимонархическому перевороту. Одному из активнейших членов Рабочей группы – меньшевику Б. О. Богданову – в настоящей статье уделяется особое внимание. Возглавляя секретариат Рабочей группы Центрального военно-промышленного комитета, Б. О. Богданов руководил организационной работой и был вторым человеком после ее председателя. В ходе Февральской революции 1917 г. видные деятели Рабочей группы выступили фактическими учредителями Петроградского совета рабочих депутатов, а Б. О. Богданов стал «одним из его столпов» всего дооктябрьского периода. Наиболее масштабный вклад в формирование будущей советской модели власти Б. О. Богданов внес на должности председателя Иногороднего отдела Петросовета, на которой он обеспечивал взаимодействие с другими местными Советами и руководил организацией Всероссийского совещания Советов и Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов. Главным историческим итогом его деятельности является выработка организационных основ деятельности Советов, которая практически в неизменном виде была сохранена большевиками после захвата власти и положена в основу нового конституционного строя, просуществовавшего до 1990-х гг.
Бесплатно

За кулисами спорта: несоревновательные практики спортивной дипломатии СССР в 1920-е годы
Статья научная
На основании документов Российского государственного архива социально-политической истории (Ф. 537. Оп. 2) впервые в отечественной историографии дается полный анализ несоревновательных практик и инструментов работы спортивной дипломатии СССР в 1920-е гг. Главное внимание уделено деловой переписке Красного спортивного интернационала и Высшего совета физической культуры СССР с зарубежными секциями, которые показывают, что сотрудничество по линии спорта не ограничивалось состязаниями, а включало в себя работу по материально-техническому (закупка инвентаря), организационно-методическому (обучение зарубежных физкультурников по советским лекалам, приглашение в СССР заграничных инструкторов и обмен специализированной литературой), медицинскому обеспечению (набор иностранных специалистов в Государственный институт физиатрии и ортопедии и отправка спортсменов на лечение за рубеж). Под предлогом спортивных нужд проводились и визиты, которые можно характеризовать как технологическую разведку, – посещение советскими чиновниками европейских мотостроительных заводов с целью наладить подобное производство в СССР. Сделан вывод о том, что, несмотря на постоянные призывы руководителей Спортинтерна строго ограничивать спортивную дипломатию исключительно контактами с пролетарскими ячейками, эта практика активно и охотно вовлекалась во взаимодействие с зарубежным «буржуазным» спортом, если это помогало решить материальные сложности, поднять уровень советской физкультуры или обеспечить более продуктивное налаживание связей. Потому можно говорить о спортивной дипломатии в первое десятилетие ее существования как об адаптивной практике, эффективность работы которой зачастую ставилась выше, нежели идеологические предписания.
Бесплатно

Изобретение одиночества в позднем СССР: к истории одной дискуссии
Статья научная
Статья посвящена дискурсивному открытию и последовавшему за ним оформлению темы одиночества в позднем СССР. Автора интересует, как в Советском Союзе конца 1960-х гг. феномен одиночества, ранее описываемый журналистами-международниками как следствие капиталистического строя, наряду с массовой бездомностью, безработицей, отчуждением и атомизацией, обнаруживался, идеологически нейтрализовывался и становился частью социальной политики позднесоветского государства. В статье описан круглый стол в редакции «Литературной газеты», состоявшийся 20 июня 1967 г., целью которого было обсуждение статьи чехословацкой журналистки об опыте обнаружения одиночества в ЧССР, выработке стратегий его описания и изобретения способов его преодоления, таких как брачные объявления в сельских и городских газетах, а также специализированных служб знакомств, обеспечивавших профессиональную помощь в поиске второй половинки. Определены условия возможности появления подобной дискуссии и подходы к рекрутингу экспертов, бывших частью редакторской политики обновленной «Литературной газеты». Рассмотрена послевоенная история трансформации дискуссии как особого рода дискурсивного жанра и практики социального взаимодействия, чувствительной к изменениям в системе социальных отношений. Особое внимание уделяется развернувшейся в ходе обсуждения борьбе дискурсов за означивание одиночества. Автор обращается к модели дискурс-анализа, разработанной Э. Лакло и Ш. Муфф, для исследования хода этой борьбы и выявления политических импликаций в речах участников дискуссий. Был определен перечень дискурсов, чьи ресурсы привлекались экспертами для фиксации значения одиночества, выявлены антагонистические континуумы значений, особая констелляция которых оформила стратегии последовавшего за дискуссией институционального освоения одиночества.
Бесплатно