Ecological and economic problems of "green" financing of enterprises of St. Petersburg and Leningrad region

Бесплатный доступ

The article deals with ecological and economic issues of management and financing of enterprises of St. Petersburg and Leningrad region on the basis of mechanisms and key principles offormation of environmental protection measures in the field of renewable energy sources. The issues of both general management of the production structure and financing of these processes in the new paradigm of ESG technologies and the formation of new standards of environmental policy are characteristic features for this sphere.

Esg-технологии

Короткий адрес: https://sciup.org/148324556

IDR: 148324556

Текст научной статьи Ecological and economic problems of "green" financing of enterprises of St. Petersburg and Leningrad region

В условиях трансформации социально-экономического пространства, сегодня основными приоритетами выступают промышленное развитие и минимизация вредных выбросов в окружающую среду. Два этих вектора имеют высокую корреляцию в силу того, что при промышленном развитии идет увеличение энергопотребления, в том числе потребления углеводородов, которые в процессе сжигания загрязняют окружающую среду, тем самым оказывают негативное воздействие на экологию. В этой связи,

ГРНТИ 87.51.91

EDN KCHUPK

Ануш Генриховна Айрапетова – доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономики и управления предприятиями и производственными комплексами Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Василий Михайлович Грега – кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления предприятиями и производственными комплексами Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Роман Константинович Соболев аспирант кафедры экономики и управления предприятиями и производственными комплексами Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Статья поступила в редакцию 10.07.2022.

сформировалось одно из наиболее быстроразвивающихся направлений модернизации топливно-энергетического комплекса – возобновляемая энергетика.

Сущность возобновляемой энергетики

Возобновляемая энергетика является тем уникальным видом промышленности, который включает в себя как формирование нового промышленного кластера, так и минимизацию, а зачастую и полное избавление от вредных выбросов в окружающую среду. Тем самым возобновляемая энергетика в XXI веке стала одним из основных направлений в развития социально-экономического пространства многих стран мира. Возобновляемая или как ее еще называют «зеленая» энергия – это вид энергии, который производится из энергоресурсов, способных к постоянному возобновлению. Основной принцип возобновляемой энергетики заключается в использовании постоянно происходящих в окружающей среде процессов и дальнейшем их преобразовании в виде энергии без существенного влияния на окружающую среду.

Возобновляемая энергетика базируется на использовании возобновляемых источников энергии (ВИЭ) (см. рис.). При этом, следует отметить интересный момент: сторонники «зеленой энергетики» неоднозначно относятся к ГЭС. Они разделяют ГЭС на: микро (до 100 кВт), малые (от 100 кВт до 30 Мвт) и крупные станции (свыше 30 Мвт). По мнению «зеленых», наличие крупных ГЭС приводит к проблемам развития водной экосистемы, что вредит окружающей среде. В этой связи, с позиции «зеленой энергетики» необходимо рассматривать только микро- и малую гидроэнергогенерацию, с учетом этого обстоятельства и построен рисунок.

Рис. Объем выработки электроэнергии из ВИЭ в России, тыс. кВт/ч (построено по данным Минэнерго России)

Как мы можем заметить из данного графика, темпы прироста в натуральном выражении на малых ГЭС существенно ниже, чем темпы прироста в солнечной и ветряной энергетике. Приоритетными направлениями в развитии ВИЭ, как и во всем мире, в России остаются солнечная и ветряная генерация, однако их суммарная мощность и доля в общей структуре малы. По данным Министерства энергетики

РФ, на 1 января 2020 года в России суммарная мощность солнечных и ветряных энергетических установок составляет 1,55 ГВт (0,62% от общей величины установленных мощностей). Т.е. данный показатель демонстрирует крайне низкую степень присутствия возобновляемых источников энергии в общей структуре энергогенерации в нашей стране.

Развитие возобновляемой энергетики в России

Из государственной программы Российской Федерации «Развитие энергетики» сроком до 2024 года мы можем увидеть, что доля установленных мощностей генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии, к концу 2024 года должна составлять 4,5%. В данный момент, если не считать мощности крупных гидроэнергетических станций, которые по данным МЭА были увеличены только за счет внутренней модернизации оборудования, достигнуть запланированного показателя в размере 4,5% фактически невозможно.

Из рисунка мы можем заметить, что суммарная генерация электроэнергии из ВИЭ по итогам 2019 года составляла порядка 1,2 млрд кВт-ч, в то время как по данным Министерства энергетики РФ общий баланс сгенерированной электроэнергии оставил 1080,6 млрд кВт-ч, то есть в 2019 году на генерацию из ВИЭ приходилось порядка 0,1% от общей энергогенерации, а это существенно разнится с плановым значением в размере 0,39% по итогам года.

Основным преимуществом в развитии возобновляемой энергетики в России являются ее климатические и географические особенности. Россия является уникальной страной по имеющемуся потенциалу в рамках развития возобновляемой энергетики. Теоретический потенциал солнечной энергии в России оценивается более чем в 2300 млрд т.у.т., а экономически выгодный к использованию потенциал (на данный период развития технологий) составляет 12,5 млн т.у.т. Среднегодовой уровень солнечной радиации в стране разнится для разных территорий: от 810 кВт-ч на м2 до 1400 кВт-ч на м2.

Технический потенциал ветроэнергетики в России составляет 80 тыс. ТВт-ч в год, из которых на сегодняшний день экономически выгодными являются 6,2 тыс. ТВт-ч в год. Потенциал геотермальной энергетики значительно превышает запасы имеющегося органического топлива, в частности ископаемого топлива. Это превышение – в десятки раз. Выявленные в России запасы геотермальной энергии составляют порядка 30 млн т.у.т.

Развитие биоэнергетического сектора России невозможно без совместной работы и формирования целевых программ в агропромышленном комплексе. Биотопливо (биоэтанол и биодизель) на основе растительных масел можно производить при помощи переработки масличных культур. Помимо этого, оно производится также из отходов лесопереработки. Россия обладает большим потенциалом в развитии данного сектора энергетики в связи со значительным количеством сельскохозяйственных угодий, развитым лесозаготавливающим производством и деревообрабатывающей промышленностью. С 1 га пашни возможно собирать до 350 литров биотоплива, себестоимость которого в разы ниже текущей рыночной цены на бензин и дизель.

По данным Министерства энергетики России, объем потребления в сельском хозяйстве бензина и дизеля составляет порядка 6,5 млн т, а электричества – 60 млрд кВт-ч. Рост цен, как на транспортное топливо, так и на электроэнергию в нашей стране в последние несколько лет опережает темпы инфляции. В этой связи доля прямых затрат на энергию в производстве сельскохозяйственной продукции постоянно растет. Производители переносят эти затраты на потребителя вместе с ростом цены на конечный продукт.

Данное негативное влияние можно компенсировать развитием децентрализованного энергообеспечения при использовании ВИЭ, в частности биоэнергетики в сельском хозяйстве. При посеве, например, рапса, с 1 га можно получить до 1,5 т семян, из которых можно получить до 450 кг рапсового масла (400 литров биодизельного топлива), 150 кг глицерина, который активно применяется в медицине, ветеринарии и парфюмерии, и 670 кг жмыха, являющегося высококалорийной добавкой в животных кормах.

В рамках развития производства биогаза, необходимо учесть, что ежегодно на предприятиях сельского хозяйства скапливается порядка 150 млн т отходов животноводства. Беря во внимание, что отходы жизнедеятельности животноводческих предприятий, а именно навоз и куриный помет, входят в третью категорию опасности и их утилизация требует вывоза за счет предприятия на специальные полигоны, переработка данных отходов жизнедеятельности существенно снизит как нагрузку на само предприятие, путем получения биогаза и его внутреннего использования, так и возможностью создания сопутствующего продукта – органических удобрений.

В качестве примера развития данного направления у нас в стране можно обратить внимание на АО «Птицефабрика Синявинская» в Ленинградской области. В 2015 году между ГК «ГазЭнергоСтрой» и АО «Птицефабрика Синявинская» было подписано соглашение на строительство первого блока биогазовой станции мощностью 1,4 МВт, а общая мощность всей станции должна составить 8 МВт. Данная станция сможет генерировать до 60 млн кВт-ч. Вопрос строительства данной станции возник не в силу необходимости самообеспечения электроэнергией, а в силу необходимости переработки продуктов жизнедеятельности животных и снижения уровня затрат на утилизацию данных «продуктов». По оценкам экспертов, при выходе биогазовой станции на полную мощность, она сможет удовлетворять как внутренний энергетический спрос, так и внешний, обеспечивая около 4,5 тыс. квартир возобновляемой энергией.

Основная проблема развития возобновляемой энергетики у нас в стране заключается в том, что мы не обладаем полным набором собственных технико-технологических решений для производства солнечных, ветряных, геотермальных и биогазовых станций, используя иностранные технологии, что дополнительно вызывает вопрос о зависимости развития данного сектора энергетики от других стран.

Предпринимателям необходимо ответить на вопрос, насколько дороже обычно обходится «зеленая» энергия для промышленного предприятия по сравнению с обычной, и как это влияет на себестоимость продукции. Безусловно, дороже, и себестоимость такой энергии будет значительно выше. В настоящее время ВИЭ неконкурентоспособны, так как по ряду причин условия для различных технологий производства электрической энергии оказываются неравноценными. Из-за значительных субсидий традиционной энергетике (построенной на использовании ископаемых видов топлива), технологиям ВИЭ очень трудно быть конкурентоспособными на российском энергетическом рынке. Цены на природный газ в России исторически всегда поддерживались ниже общемирового рыночного уровня. Внутренние продажи субсидировались перекрестным образом за счет экспорта газа; более того, продажа газа населению субсидировалась за счет более высоких цен на газ для промышленности. Субсидирование и перекрестное субсидирование применяются и в электроэнергетическом секторе, хотя осуществляемая в настоящее время реформа нацелена на их значительное сокращение.

Здесь очень важно понимать всю совокупность будущих затрат и экономические механизмы при их возникновении. При принятии решения о типе и уровне поддержки производства электроэнергии на основе ВИЭ, необходимо понимать, что общий объём произведённой энергии всегда равен объёму потребления (за вычетом технологических потерь) и, следовательно, увеличение/уменьшение объёмов производства энергии на основе ВИЭ должно автоматически вести к уменьшению/увеличению объёмов производства электроэнергии от не-ВИЭ источников.

Вторым важным аспектом проблемы соотношения объёмов электроэнергии от ВИЭ и не-ВИЭ источников является отнесение и учёт тех или иных видов затрат на производство этих видов энергии (на самом деле это одна и та же энергия только из разных первичных источников). Например, если мы говорим об общественных результатах деятельности энергокомпаний, то следует учитывать также и тот вред окружающей среде, который они наносят (конечно в том объёме и того типа, который присутствует в работе станций определённого типа) и который может быть количественно оценен. Для энергии ВИЭ таким отрицательным экономическим результатом могут быть дополнительные маржинальные затраты, необходимые для увеличения объёмов производства этого типа энергии.

От степени решения этих вопросов будет зависеть и скорость внедрения принципов ESG, как в страновом, так и региональном аспектах. Набор мер поддержки ВИЭ, принятых правительством, в том числе меры на рынке мощности, применяется только к участникам оптового рынка электроэнергии и мощности в его ценовых зонах, т.е. в той части рынка и энергосистемы, в которой применяются механизмы конкурентного ценообразования на электроэнергию и мощность.

Как правило, сегодня «зеленую» энергию стараются использовать либо иностранные компании, работающие на территории Ленобласти, либо компании-экспортеры. Директивы о возобновляемых источниках энергии требует от стран-членов ЕС «предпринимать соответствующие шаги для развития сетевой инфраструктуры, чтобы обеспечить безопасное функционирование энергосистемы по мере дальнейшего увеличения объемов электроэнергии, вырабатываемой с использованием возобновляемых источников энергии, включая объединенные мощности энергосистем стран-членов ЕС и других стран».

Российский потенциал в области ВИЭ может быть, например, реализован в рамках проекта «Балтийское энергетическое кольцо», связанного с интеграцией энергосистем стран Балтии, России и других стран ЕС. Роль возобновляемых источников энергии в контексте проекта «Балтийское энергетическое кольцо» было отмечено в документе 2006 года -– TEN-Energy Guidelines. Однако на практике вместо признания потенциальных возможностей ВИЭ все внимание сегодня уделяется инвестициям в сетевую инфраструктуру, необходимую для экспорта электроэнергии. Кроме того, негативное влияние на этот проект, безусловно, оказывают масштабные антироссийские санкции.

Российский потенциал в области ВИЭ может использоваться для повышения экологической безопасности за счет поставок за рубеж электроэнергии, выработанной с использованием ВИЭ на Северо-Западе России. Однако организации Евросоюза в основном игнорируют эту возможность и концентрируют свое внимание на проекте DESERTEC. Учитывая «углеродную стоимость» безопасности поставок энергии в Европу, европейско-российский проект WINDTEC способен помочь ЕС продвигаться к экологически более безопасным поставкам энергии быстрее и с меньшими затратами.

Заключение

По мнению ряда экспертов, российские предприятия вполне могут зайти на рынок с конкурентоспособной продукцией в соответствии с новыми трендами глобального энергетического рынка. В противном случае мы упускаем экономические выгоды от развития смежных отраслей и налаживания партнерских отношений с новыми игроками данного рынка, что в условиях сложившейся геополитической обстановки необходимо для развития экономики России.

Статья научная