The Crimean period of the family Yasenetsky-Voino, where was born the surgeon and bishop Luka (Voino-Yasenetsky)
Автор: Kozovenko M.N.
Журнал: Вестник Национального медико-хирургического центра им. Н.И. Пирогова @vestnik-pirogov-center
Рубрика: История медицины
Статья в выпуске: 2 т.12, 2017 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/140188657
IDR: 140188657
Текст статьи The Crimean period of the family Yasenetsky-Voino, where was born the surgeon and bishop Luka (Voino-Yasenetsky)
Первый Московский государственный медицинский университет
THE CRIMEAN PERIOD OF THE FAMILY YASENETSKY-VOINO, WHERE WAS BORNTHE SURGEON AND BISHOP LUKA (VOINO-YASENETSKY)
В последнее десятилетие увидело свет несколько монографий, посвященных жизни и деятельности хирурга и епископа Луки (Войно-Ясенецкого) (В.А. Лисичкин, 2005, 2009, 2011, 2013 [16–19]; Ю.Л. Шевченко, 2007, 2009, 2011 [32–34]; И.Д. Косачев с соавт., 2013 [15]; Е.И. Каликинская, 2015 [12] и др.).
В них рассматривается керченский период (1872–1889) жизни семьи Феликса Станиславовича и Марии Дмитриевны Ясенецких-Войно – родителей будущего хирурга и епископа. Современные представления о керченском периоде во многом основываются на сведениях и выводах В.А. Лисичкина, опубликованных автором в 2005–2013 гг. (И.Д. Косачев с соавторами, Е.И. Каликинская и др.).
К примеру, В.А. Лисичкин утверждает, что семья Ф.С. и М.Д. Ясенецких-Войно приехала в г. Керчь «в общем потоке переселенцев» [16, С. 66]. В другой его работе уточняется, что этот переезд состоялся в 1872 г., когда она «поселилась в небольшом домике в центре Керчи» [19, С. 21].
В 1884 г. или в семилетнем возрасте Валентин Ясенецкий-Войно (род. 14 (26) апреля 1877 г., Керчь), по мнению В.А. Лисичкина, стал гимназистом одной из керченских мужских гимназий [16, С. 67]. А в 1889 г. семья Ясенецких-Войно переехала из Керчи «сначала ненадолго в Кишинев, а затем в Киев» [16, С. 72].
Исходя из выводов Лисичкина, учеба Валентина Ясенецкого-Войно в керченской гимназии якобы продолжалась в 1884–1888 годах. В этот период он мог окончить (по В.А. Лисичкину) подготовительный (в 1884/85 учебном году), а также первый, второй и третий гимназические классы в 1885/86, в 1886/87, 1887/88 учебном году и, соответственно, четвертый гимназический класс (в объеме первого полугодия 1888/89 учебного года).
Однако же, из работ Ю.Л. Шевченко известно, что полный курс классической гимназии В.Ф. Ясенецкий-Войно окончил в 1896 г., став выпускником 2-й Киевской мужской гимназии. Разделяя точку зрения В.А. Лисичкина, приходим к выводу о чрезмерной продолжительности гимназической учебы будущего хирурга и епископа (1884–1896 гг.) якобы составившей 12 лет (!) при восьмилетнем гимназическом курсе. Неужели будущий святитель трижды, как минимум, оставался на второй год в младших классах классической гимназии?
При этом мнение автора об учебе В. Ясенецкого-Войно в керченской гимназии противоречит автобиографии земского хирурга В.Ф. Ясенецкого-Войно (1915 г.).1 В его curriculum vitae2 приводятся исчерпывающие сведения о среднем образовании, полученном им исключительно «в Кишиневской 2-й и Киевской 2-й гимназиях» [35, С. 227].
Таким образом, умозрительные представления В.А. Лисичкина и других авторов о керченском периоде в жизни и деятельности семьи Ф.С. и М.Д. Ясенец-ких-Войно в границах 1872–1889 гг. побуждают нас к изложению своей точки зрения по этому поводу. Она существенно отличается от этих представлений и основывается на достоверных исторических материалах.
Обратим внимание, что в первой половине 2012 г. нами впервые были опубликованы новые сведения о крымском периоде жизни и деятельности семьи Ф.С. и М.Д. Ясенецких-Войно [13]. Кроме того, эти результаты представлены в виде научного доклада на IV международной научно-практической конференции
(Купавна, 31 мая 2012 г.), посвященной духовному и врачебному наследию святителя Луки (Войно-Ясенецкого); доклад опубликован в соответствующем сборнике материалов этой конференции [14].
По нашим данным, крымский период жизни и деятельности семьи Ф.С. и М.Д. Ясенецких-Войно является слагаемым из перекопского и керченского периодов. В отличие от умозрительных представлений В.А. Лисичкина и других авторов, наши данные получены из нескольких архивных [2–7, 9] и литературных источников [1, 22–30, 35].
Первоначально в соответствии с литературными источниками нами установлено, что в ежегодно издаваемом «Российском медицинском списке», начиная с 1864 г., впервые стали приводиться «Сведения о вольных аптеках в России» [23]. Они включали местонахождение вольных (частных) аптек (губерния, область, город, населенный пункт), а также фамилии их владельцев и тех провизоров или фармацевтов высшей квалификации, которые временно управляли аптеками, принадлежавшими другим владельцам.
Другими литературными источниками, введенными нами в научный оборот, становятся «Академические списки Императорского университета св. Владимира (1834–1884)» и «Протоколы заседаний Совета Императорского Харьковского университета за 1866 год». В соответствии с первым было установлено, что в 1862 г. на медицинском факультете Императорского университета св. Владимира (Киев) Ф.С. Ясенецкий-Войно был удостоен звания аптекарского помощника [1] или фармацевта средней квалификации. Второй литературный источник свидетельствовал, что в феврале 1866 г. на медицинском факультете

Императорского Харьковского университета (ИХУ) аптекарский помощник Ф.С. Ясенецкий-Войно удостоился звания провизора [22, С. 27] или фармацевта высшей квалификации.
Сопоставление сведений из ИХУ со «Сведениями о вольных аптеках в России» на 1867 г. впервые позволило установить первое место работы провизора Ф.С. Ясенецкого-Войно в 1866 г.: в марте-апреле он становится управляющим вольной аптекой, находившейся в уездном городе Ахтырка (Харьковская губерния) [24, С. 354]. При этом владельцем этой аптеки являлся аптекарский помощник Веттерлинг [Там же], который, как можно предполагать, продолжал работу в принадлежавшей ему же аптеке под руководством начинающего провизора Ясенецкого-Войно. По всей вероятности, сложившиеся условия служебной деятельности того и другого фармацевта были далеки от идеального состояния, если управляющий аптекой был фармацевтом высшей квалификации, а ее владелец – фармацевтом средней квалификации.
Так или иначе, но фармацевтическая деятельность Феликса Станиславовича, как управляющего ахтырской вольной аптекой (или на первом рабочем месте), продолжалась около года; по «Сведениям...» на 1868 г. управление этой аптекой переходит к другому провизору [25, С. 378].
В октябре-декабре 1867 г. провизор Ф.С. Ясенецкий-Войно переезжает к новому месту работы – в уездный город Перекоп Таврической губернии, где становится управляющим единственной в этом городе вольной аптеки, принадлежавшей провизору Д.И. Кундину [26, С. 402].
В дворянской семье перекопского провизора Дмитрия Иосифовича Кунди-на и его жены Феодосии Антоновны была дочь-красавица – Мария (род. 22 марта 1849 г., г. Перекоп) [2]; в марте 1868 г. ей исполнилось 19 лет.
Не прошло и года со времени переезда в Перекоп провизора Ф.С. Ясенецкого-Войно, потомственного дворянина Могилевской губернии (род. 19 ноября 1841 г. в деревне Петраши Высоко-Городецкой волости Сенненского уезда) [11], как в семье Д.И. и Ф.А. Кундиных сыграли свадьбу. Венчание жениха и невесты (Ф.С. Ясенецкого-Войно и М.Д. Кундиной) состоялось 29 сентября (11 октября) 1868 г. в Николаевском соборе г. Перекопа Таврической губернии [3].

Рис. 1. Ф.С. Ясенецкий-Войно (Киев, около 1890 г.). М.Д. Ясенецкая-Войно (Керчь, около 1878–1880 гг.). Национальный музей истории медицины Украины (Киев)
С этого времени, по нашим представлениям, ведет начало перекопский, а вместе с тем и крымский период (1868–1880 гг.) период жизни и деятельности семьи Ф.С. и М.Д. Ясенецких-Войно.
Выдающимся событием в семейной жизни является рождение детей. К примеру, в семье Ф.С. и М.Д. Ясенецких-Войно их было 14 [10].
Это число детей в одной семье кажется невероятным только нашим современникам, для которых искусственное прерывание беременности и «планирование» семьи не является преступным деянием.
В Российской империи XIX века аборт был уголовно наказуемым преступлением, недопустимым с православной точки зрения, и такое же число детей в отдельно взятой семье было тогда привычным делом.
К примеру, великий хирург Н.И. Пирогов (1810–1881) родился 13-м ребенком в дворянской семье, где было 14 детей, а великий терапевт С.П. Боткин (1832–1889) – 11-м ребенком в купеческой семье, где было столько же детей (9 братьев и 5 сестер).
Однако же, многие из детей, родившихся в семьях XIX века, не доживали до совершеннолетия. В этом смысле не была исключением семья Ясенецких-Войно, где из 14-ти детей дожили до этого времени только пятеро: сыновья Владимир, Валентин, Павел и дочери Ольга и Виктория. Остальные дети Ф.С. и М.Д. Ясенецких-Войно, по всей видимости, умерли в детском возрасте.
По христианскому обычаю в XIX веке регистрация рождения детей осуществлялась в метрических книгах православных или католических храмов. Напомним, что Ф.С. Ясенецкий-Войно был римско-католического вероисповедания, тогда как венчание Ф.С. и М.Д. Ясенецких-Войно состоялось по православному обряду (Мария Дмитриевна всю жизнь хранила верность православной вере). Однако наши поиски достоверных сведений о рождении детей в семье Ф.С. и М.Д. Ясенецких-Войно первоначально выполнялись путем изучения метрических книг, принадлежавших двум православным соборам, а также католическому храму г. Перекопа Таврической губернии за 1869–1876 гг.
В результате удалось впервые установить наличие двух записей в метрических книгах православного Николаевского собора г. Перекопа за 1872 и 1874 гг. о рождении сыновей в семье Ф.С. и М.Д. Ясенецких-Войно. Это были метрические свидетельства о рождении старших братьев будущего хирурга и епископа, в том числе Владимира (род. 13 ноября 1872 г., г. Перекоп) [4] и Александра (род. 14 апреля 1874 г., г. Перекоп) [5].
Отметим, что существенную роль в определении границы между перекопским и керченским периодом в жизни семье Ф.С. и М.Д. Ясенецких-Войно сыграло именно метрическое свидетельство о смерти старшего брата хирурга и епископа Александра, родившегося в г. Перекопе, а умершего «от воспаления» в г. Керчи. Как выяснил керченский исследователь А. Носков (2015 г.), Александр
Ясенецкий-Войно умер 30 октября 1875 г. и был похоронен на городском кладбище у подножья горы Митридат [21].
Таким образом, на основании этого и других литературных источников [21, 28, 29] можно утверждать, что переезд семьи Ф.С. и М.Д. Ясенецких-Войно из г. Перекопа в г. Керчь состоялся во втором полугодии 1875 г.
Отсюда утверждение В.А. Лисичкина и других авторов об этом переезде, якобы имевшем место в 1872 г., является ошибочным.
Относительно керченского периода жизни и деятельности семьи Ф.С. и М.Д. Ясенецких-Войно впервые установлено несколько метрических записей, свидетельствовавших о рождении и смерти детей в семье будущего хирурга и епископа. К ним относятся записи в метрических книгах Керченского Свято-Троицкого собора за 1876 и 1877 гг.
Первая их них свидетельствует о рождении дочери Ольги (род. 3 марта 1876 г., г. Керчь) [6], старшей сестры хирурга и епископа (М.Н. Козовенко, Л.П. Кравцова, 2012 г.).
Вторая из этих записей, обнаруженная Л.П. Кравцовой в 2000 г., является свидетельством о рождении Валентина Ясенецкого-Войно (род. 14 (26) апреля 1877 г., г. Керчь) [7], будущего хирурга и епископа.
Кроме того, в метрических книгах Свято-Александро-Невской церкви за 1878 год (А. Носков, 2015 г.) [8, 21] и 1879 год (Л.П. Кравцова, 2012 г.) [20] были обнаружены метрические свидетельства о рождении и смерти от кишечной инфекции младшей сестры хирурга и епископа Евгении (род. 4 декабря 1878 г., Керчь [8, 21] – ум. 13 августа 1879 г., Керчь) [20, 21].
Единственным напоминанием о детских годах В.Ф. Ясенецкого-Войно, проведенных им в Керчи, является эта фотография братьев Блюм, сделанная незадолго до переезда семьи Ф.С. и М.Д. Ясенецких-Войно из Керчи в губернский город Херсон.
По нашим представлениям, такой переезд состоялся в последние месяцы 1880 г. или в первые месяцы 1881 г. и отличался поспешностью семейных сборов в далекий путь. Одним из свидетельств тому является «Российский медицинский список» (РМС) на 1881 г., где провизор Ф.С. Ясенецкий-Войно еще указывается управляющим керченской вольной аптекой, принадлежавшей провизору Соколовскому в течение 1881 года.
Эти сведения, подлежавшие опубликованию в РМС, сообщались в МВД (С.-Петербург) заблаговременно или за 2–3 месяца до наступления Нового года. Это означает, что в сентябре-октябре 1880 г. глава семьи Ясенецких-Войно не помышлял ни о каком переезде из г. Керчи и, соответственно, сообщил в МВД прежние сведения о месте работы на 1881 г. в качестве управляющего керченской вольной аптекой, принадлежавшей провизору Соколовскому.
Если провизор Ф.С. Ясенецкий-Вой-но действительно намеревался продол- жать в Керчи свою фармацевтическую деятельность в течение 1881 г., то неожиданно для него мог прекратить ее только провизор Соколовский, как владелец частной аптеки, доверивший временное управление ею провизору Ясенецкому-Войно.
Предположительно, в последние месяцы 1880 г. между управляющим аптекой провизором Ясенецким-Вой-но и ее владельцем провизором Соколовским сложилась конфликтная ситуация на профессиональной почве, в результате которой их договор об аренде Ясенецким-Войно аптеки Соколовского был расторгнут по инициативе владельца.
Отголоски давних событий того времени, возможно, нашли отражение в воспоминаниях святителя Луки (Войно-Ясенецкого) о своем отце – Феликсе Станиславовиче.
«Отец был человеком удивительно чистой души, ни в ком не видел ничего дурного, всем доверял, – писал хирург и епископ о своем отце, – хотя по своей должности был окружен нечестными людьми» [31, С. 3].
Далекий и незапланированный переезд в зимнее время из Керчи в Херсон осложнялся и особым положением Марии Дмитриевны; к январю 1881 г. она находилась на четвертом месяце беременности.
В скором времени после переезда в Херсон в семье Ф.С. и М.Д. Ясенецких-Войно родился Павел (род. 28 июня 1881 г., Херсон), младший брат будущего

Рис. 2. Валентин (слева) и Ольга Ясенецкие-Войно (Керчь, около 1879 г.). Личное собрание В.А. Лисичкина (Москва)

Рис. 3. Богослужение в херсонском Свято-Успенском кафедральном соборе (почтовая открытка начала ХХ века)
хирурга и епископа [9]. Крещение Павла состоялось в Свято-Успенском кафедральном соборе Херсона, а его крестным или воспреемником стал «потомственный дворянин Станислав Иосифов Ясенецкий-Войно» [Там же, Л. 139], отец Ф.С. Ясенецкого-Войно.
Метрическое свидетельство о рождении в губернском городе Херсоне Павла Ясенецкого-Войно (1881–1920?), обнаруженное нами (М.Н. Козовенко, 2011 г.) и впервые введенное в научный оборот (2012 г.), позволяет определить границу окончания крымского периода в жизни и деятельности семьи Ф.С. и М.Д. Ясенецких-Войно, как 1880 год.
Заключение и выводы
Нами впервые (2016 г.) вводится в научный оборот положение о крымском периоде в жизни и деятельности семьи Ф.С. и М.Д. Ясенецких-Войно, продолжавшемся 12 лет (1868–1880 гг.), а также положение о перекопском (1868–1875 гг.) периоде, служившим начальным этапом крымского периода.
Положение о перекопском периоде (1868–1875 гг.) является документально обоснованным; нами в связи с ним впервые введено в научный оборот 4 архивных [2–5] и 8 литературных [1, 22–28] источников. С этим положением вступают в противоречие умозрительные представления В.А. Лисичкина и других авторов о том, что М.Д. Ясенец-кая-Войно якобы «родилась в Черкассах в семье управляющего крупным имением» [19, С. 21] и носила девичью фамилию «Кудрина» [Там же]. В отличие от наших данных, такие представления не объясняют обстоятельств бракосочетания провизора Ф.С. Ясенецкого-Войно с дочерью провизора М.Д. Кундиной, не содержат сведений о времени и месте их венчания и т. д.
Документально обоснованным является и наше положение о керченском периоде в жизни и деятельности семьи Ф.С. и М.Д. Ясенецких-Вой-но (1875–1880 гг.); нами в связи с ним впервые введено в научный оборот 3 архивных [6, 7, 9] и 3 литературных [29, 30, 35] источника. Оно впервые свидетельствует о том, что В.Ф. Ясенецкий-Войно (1877–1961), будущий хирург и епископ, провел в Керчи лишь детские годы (3 года 8 месяцев) и был не в состоянии учиться в керченской гимназии, где, по умозрительному представлению В.А. Лисичкина и других авторов, он якобы окончил несколько классов.
Положение о крымском периоде в жизни и деятельности семьи Ф.С. и М.Д. Ясенецких-Войно, основанное на многочисленных архивных (7) и литературных (11) источниках, развеивает несколько литературных мифов, принадлежавших В.А. Лисичкину и другим авторам.
Ф. 169, Оп. 1. Д. 11. Метрическая книга СвятоУспенского собора г. Херсон Херсонской губернии за 1881 год. – Л. 138 об., 139.
Ф. 5899. Оп. 1. Д. 1056. Книга записи актов гражданского состояния при Черкасском горисполкоме на 1928 г. – Л. 60.