Unusuals ways of food acquiring by some species of birds
Автор: Vinogradov A.A.
Журнал: Вестник Тверского государственного университета. Серия: Биология и экология @bio-tversu
Рубрика: Зоология
Статья в выпуске: 6, 2007 года.
Бесплатный доступ
We describe here unusual ways of food acquiring by some species of common birds, observed in Tver region.
Короткий адрес: https://sciup.org/146116114
IDR: 146116114
Текст научной статьи Unusuals ways of food acquiring by some species of birds
Тверской государственный университет
Приводятся описания техники необычных способов добычи корма некоторыми обычными видами птиц, по наблюдениям в Тверской области.
Кормовое поведение птиц, в частности способы и техника добывания пищи, изучались многими исследователями с разных позиций. Для многих видов и групп мы находим более или менее подробные описания кормовых действий [1–11], исследуются видовые стереотипы кормового поведения для объяснения как пространственного распределения пернатых, так и их предпочтений определённых элементов биотопа [12– 17]. Анализ биомеханики кормовых приёмов на основе изучения строения скелетномышечной системы, в том числе челюстного аппарата, позволяет объяснять морфологические адаптации птиц [18] и уточнить их филогенетические связи.
В настоящей статье рассматриваются способы визуализации и добычи корма некоторыми обычными видами птиц, ранее не описанные в литературе.
Обыкновенная чайка ( Larus ridibundus L .). 1-й способ. Топтание в мелких лужицах, заросших травой, с глубинами до уровня интертарзального сустава. Наблюдалось неоднократно на полях фильтрации племсовхоза «Заволжский» Калининского р-на Тверской обл. Этот метод добывания водных беспозвоночных использовало лишь незначительное количество птиц, находящихся одновременно в поле зрения наблюдателя. По нашим ориентировочным оценкам, не более 2–3% от всех кормящихся чаек. Техника охоты при этом способе добычи пищи следующая. Чайка, находясь на одном месте посередине небольшой лужицы, от 10 с до 1 мин топчется, часто поднимая и опуская поочерёдно то левую, то правую ногу и взбаламучивая при этом помутневшую воду. Во время этих действий она не смотрит под себя. Затем делает 2–3 быстрых шага назад и производит серию быстрых клевков с поверхности взмученной воды, после чего описанный процесс повторяется многократно.
Пищевые объекты при таком способе охоты визуализируются и становятся доступными для схватывания.
2-й способ. Взбаламучивание лапами локальных участков воды в обширных мелководных лужах с глубинами, превышающими длину задних конечностей птицы. Наблюдалось неоднократно на полях фильтрации племсовхоза «Заволжский». Этот способ добычи водных беспозвоночных использовали значительно меньшее количество пернатых, чем описанный выше.
Некоторые чайки, используя сильный встречный ветер, зависали над водой, быстро взмахивая крыльями, и поочерёдно, то левой, то правой лапками часто били по воде, погружая их не глубже середины цевки. Этот процесс занимал не более 15–20 с, после чего чайки позволяли ветру снести их на некоторое расстояние назад. Затем птицы вновь подлетали к месту взбаламучивания, резко снижались и делали серию быстрых клевков с поверхности воды, вновь позволяли снести себя ветром назад и снова повторяли серию быстрых клевков при подлёте к означенному месту. Сделав 2– 3 облёта обширной мелководной лужи и, вероятно обнаружив новое, подходящее для охоты место, они вновь приступали к ранее описанным действиям и повторяли их многократно.
-
3-й способ. Добыча пищи в период сильных ветров на мелководных лужах с глубинами менее длины лап. Этот процесс наблюдался неоднократно на полях фильтрации племсовхоза «Заволжский». Довольно часто используется многими чайками и иногда осуществляется одновременно группой из 3–5 птиц на обширных лужах.
Техника добычи корма (к сожалению, нам не удалось рассмотреть объекты охоты) такова. Одиночная птица или группа птиц располагаются на мелководье с подветренной стороны так, чтобы впереди себя видеть как можно большую обдуваемую ветром площадь поверхности воды. Какие-то пищевые объекты гонит ветром по воде в сторону чаек и время от времени пернатые срываются с места и бегом направляются навстречу к ним. Схватив объект или объекты добычи, иногда после серии клевков, птицы вновь возвращаются на исходную позицию и какое-то время ожидают появления в их поле зрения следующей порции пищи. Чайки повторяли все вышеописанные действия многократно.
При групповом добывании корма таким способом чайки никогда не забегали в пределы контролируемой зоны соседей. Обычно при этом чайки выстраивались в прямую или косую шеренгу.
-
4-й способ. Охота за мальками рыб у уреза воды на песчаных отмелях. Наблюдалось несколько раз, всегда у одиночных птиц на р. Волга в Калининском р-не, р. Могоча в Бежецком р-не, р. Жабня в Калязинском р-не Тверской обл.
Техника охоты таким способом следующая. Чайка некоторое время (от 30 с до 5 мин) стоит на пологом песчаном берегу в 2-3 м от уреза воды. Затем стремительно и под некоторым углом к урезу воды бежит на глубину до брюха и, быстро перемещаясь на ограниченном участке мелководья в разных направлениях, делает серию частых клевков с выпадами головой в разные стороны. Наблюдения с помощью бинокля показали, что в результате этих действий часть мальков оказывались ранеными. Их затем, не торопясь, склевывала птица. Размер мальков не превышал 3-4 см. После этого охотница выбегала на берег, на прежнее расстояние от уреза воды и передвигалась вдоль берега, иногда на несколько метров. При этом никогда не отмечалось взлётов птиц. Обловив таким способом мелководье на протяжении 30-50 метров, чайка возвращалась к начальному месту охоты и повторяла все вышеописанные действия вновь.
Вероятно, птица экстраполировала местоположение стайки мальков, так как расстояния её перемещений вдоль берега были каждый раз разными, как и время ожидания концентрации мальков на мелководье у уреза воды.
Малая чайка ( Larus minutus Pall .). Полунырок с вертикальным полупогружением на мелководье с глубинами до 15 см - этот способ ловли майских щитней наблюдался нами лишь однажды для одной птицы на мелководной луже у гнездовой колонии этого вида чаек в пойме р. Могоча в Бежецком р-не Тверской обл. Несколько птиц, находящихся рядом, не пользовались таким способом добычи.
Чайка действовала подобно речным уткам, добывающим корм со дна мелководий. При вертикальном положении тела в воде на поверхности оставались половина туловища птицы, свободно двигающиеся, как при плавании, лапы и направленный вверх хвост. Перед каждым погружением чайка медленно плавала по луже, пристально вглядываясь в воду под и несколько впереди себя.
Мородунка (Xenus cinereus Gull.). Охота за мальками рыб у берегового уреза воды наблюдалась однажды на р. Могоча в Бежецком р-не Тверской обл. Одиночная птица охотилась подобно обыкновенной чайке способом, описанным нами выше. Отличия заключались в том, что мородунка не перемещалась вдоль берега, а забегала в воду строго перпендикулярно урезу воды. Клевки продолжались до схватывания ею малька, причём, преследуя мальков, мородунка часто забегала в глубокие места и вынуждена была плыть незначительное расстояние (до 0,5 метра) по дуге для возвращения на мель. Такая охота продолжалась более часа.
Черныш ( Tringa ohropus L.). Охота у берегового уреза воды. Такая охота за водными беспозвоночными наблюдалась нами однажды в Конаковском р-не Тверской обл. на осушительном мелиоративном канале близ с. Дмитрова Гора. Находясь на крутом берегу канала в 20–50 см от уреза воды, кулик пристально вглядывался в водную гладь. Затем стремительно бежал к воде и сразу плыл вперёд. Проплыв не более 1 м от берега делал серию быстрых клевков, поворачиваясь и крутясь в разные стороны. После этого черныш выплывал на берег, часто взмахивая крыльями. Вновь некоторое время вглядывался в водную гладь с исходной позиции и опять бежал в воду. Так повторялось многократно. Объекты добычи нам определить не удалось.
Скворец обыкновенный ( Sturnus vulgaris L .). Раздвигание клювом густых спутанных прошлогодних травостоев на кочках. Такой способ визуализации добычи беспозвоночных наблюдался нами на полях фильтрации племсовхоза «Заволжский». Скворец осматривал основания плотных прошлогодних травостоев на кочках. При этом он, периодически широко раскрывая клюв, раздвигал, как пинцетом, густые сухие стебли и листья и осматривал обращёнными вперёд глазами образовавшееся перед его открытым клювом пространство, используя бинокулярное зрение. Время от времени он делал резкие выпады и склёвывал добычу. Все остальные кормившиеся рядом скворцы лишь осматривали густые травостои с разных сторон и под разными углами, но не раздвигали траву, широко раскрывая клювы.
Галка ( Coloeus monedula L .). Факты хищничества при попытках добычи скворца и полевого воробья. Оба случая наблюдались в п. «Южный» г. Твери. И в обоих случаях охота была коллективной. В середине июня мы наблюдали охоту галок на молодого и, вероятно, раненого или больного скворца. В то время как две галки поочерёдно наскакивали на скворца и били его клювом, другие тревожно кричали. Каждый раз галки пытались захватить скворца лапой и, удерживая его таким образом, наносили несколько ударов клювом, точно так же, как поступают они с замороженным куском хлеба. При этом клюв опускается и поднимается перпендикулярно поверхности земли. Отчаянные крики скворца заставляли тревожиться всех галок вокруг, что в свою очередь прекращало нападения на жертву двух галок. Они начинали проявлять ориентировочно-настороженную реакцию и отскакивали от скворца на некоторое расстояние. Как только крики скворца прекращались, меньше беспокоились и галки сидящие вокруг. Скворец устремлялся к ближайшему укрытию, но вновь подвергался атаке этих двух галок. Всё повторялось до тех пор, пока сильно потрёпанный и с кровоточащими ранами скворец не скрылся под грудой старых досок.
Охота галок на полевого воробья наблюдалась нами зимой в 40-градусный мороз в п. «Южный» г. Твери. Замёрзшего, но ещё живого воробья атаковали, как и в предыдущем случае, две галки. Обе они пытались вырвать ещё живого воробья из клюва и лап друг друга. Иногда одна из галок взлетала с воробьём в клюве, но сопротивление добычи не позволяло ей улететь. Галка была атакована другой и, воробей падал вниз на снег. Так повторялось несколько раз, пока, наконец, воробей не был заклёван до смерти. В этом эпизоде ни охотящиеся, ни находящиеся в ближайшем окружении галки никак не реагировали на крики бедствия воробья.
Ворон (Corvus corax L.). Выдёргивание небольших дерновин из рыхлого перегноя. Такой способ добывания почвенных беспозвоночных наблюдался нами лишь однажды на полях фильтрации племсовхоза «Заволжский». Семья воронов кормилась на старом перегнившем фильтрате, слабо поросшем дерновинками злаков. Один из воронов время от времени выдёргивал небольшую дерновинку, кидал её перед собой и внимательно вглядывался в корни и рассыпавшийся рядом рыхлый перегной. Очевидно, обнаружив добычу по движению, ворон, не торопясь, склёвывал ее и продолжал дальнейшее наблюдение. Если ничего более не обнаруживалось, он медленно шёл к следующей дерновинке и без особых усилий вытаскивал её из земли. Такой способ охоты, не замеченный у других воронов, эта птица чередовала с традиционными.
Грач ( Corvus frugelegus L .). Разорение гнёзд чибисов. Наблюдалось лишь на одном залежном поле в пойме левого берега р. Могочи при слиянии ее с р. Мелечей с образованием р. Осень. Осушительные каналы, тянувшиеся к р. Осень, имели на одном из своих берегов почвенные или торфяные отвалы (иногда высотой до 2 м). Ряды этих возвышенных валов отстояли друг от друга на расстоянии порядка 100–150 м, и ими, как высокими наблюдательными точками, пользовались 2–3 грача, специализировавшихся на похищении яиц из гнёзд чибисов.
Действуя поодиночке, грачи применяли сходную тактику. Пользуясь моментом, когда чибисы покидали гнезда (отгоняя ворон, беспокоясь у стада коров и т.п.), грач стремительно летел у самой земли с отвала по направлению к заранее замеченному гнезду. Чибисы обычно не успевали подлететь к гнезду раньше грача. А тот, оказавшись у оставленной без присмотра кладки, менее чем за 1–2 с хватал клювом яйцо, нанизывая его на подклювье, и, прижимая сверху надклювьем, так же стремительно и очень низко над землёй улетал назад к валу. На преследовавших его чибисов грач не обращал внимания. Лишь изредка, при близком пикировании кричащего чибиса, он слегка пригибался, продолжая поедать содержимое яйца.
Наблюдения показали, что обнаруженное гнездо чибиса грач разорял полностью за 2–3 дня.
Кроме этих 2–3 птиц, другие грачи кормились традиционным способом, не вызывая агрессивных действий со стороны гнездившихся неподалёку чибисов.
Tver State University
We describe here unusual ways of food acquiring by some species of common birds, observed in Tver region.