New data on archaeological sites in ancient Khwarezm based on satellite image interpretation
Автор: Bolelov S.B., Kolganova G. Yu., Nikiforov M.G., Semikopenko G.P.
Журнал: Краткие сообщения Института археологии @ksia-iaran
Рубрика: Естественнонаучные методы в археологических исследованиях
Статья в выпуске: 258, 2020 года.
Бесплатный доступ
The publication provides brief description of the information obtained as a result of analytical work comparing the existing archeological plans of the Yakke-Parsan channel and the Gavkhore channel with satellite images of these territories. This study makes it possible clarify earlier published results regarding the archaeological objects that had not survived. And more importantly, it became possible to identify archaeological objects that were not discovered by the Khwārezm archaeological and ethnographic expedition. The paper also demonstrates resolution capability of satellite images for solving archaeological tasks.
Khwārezm, satellite high-resolution images, archaeological sites, yakke-parsan canal, gavkhore canal
Короткий адрес: https://sciup.org/143171227
IDR: 143171227
Текст научной статьи New data on archaeological sites in ancient Khwarezm based on satellite image interpretation
В результате работ Хорезмской археолого-этнографической экспедиции (ХАЭЭ) под руководством С. П. Толстова в нижнем течении Амударьи более 70 лет назад было открыто большое число крепостей, замков и поселений. Самым крупным и наиболее исследованным из них посвящены монографические исследования (Кой-Крылган-кала…, 1967; Городище Топрак-кала…, 1981). Другие описаны частично или просто упомянуты.
Составление археологических карт того или иного региона всегда сталкивается с проблемой источников информации. До середины XX в. основным источником для такой работы являлись разведочные исследования археологов, которые первоначально пешком, а затем на автомобилях обследовали территорию, фиксируя объекты и определяя их датировку. С. П. Толстовым впервые для такой работы была использована малая авиация, позволившая за короткие сроки
* Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ № 19-09-00040 А.
охватить обширные пространства ( Толстов , 1948а; 1948б). Таким образом, была составлена серия карт разных оазисов и археологическая карта Хорезма в целом. Не все они, так же как и планы отдельных памятников, при внимательном рассмотрении оказались очень точными. Погрешность определения координат памятников важна, в том числе и для выяснения степени освоенности территории, плотности ее заселенности, соотношения размеров поселений. Кроме того, не все памятники, даже те, которые были открыты в ходе маршрутных исследований археолого-топографического отряда под руководством Б. В. Андрианова, были отмечены на археологической карте. Особенно это касается небольших неукрепленных поселений или усадеб в окрестностях крепостей и крупных городищ. В монографии, посвященной древней ирригации Хорезма ( Андрианов , 1969), они упоминаются зачастую как точки под определенным порядковым номером.
Во второй половине XX в. в арсенале археологов появились и космические снимки, давшие возможность получить топографическую и картографическую информацию сразу по большим территориям, а снимки значительных по площади территорий, сделанные в динамике за несколько десятилетий, позволили хотя бы в общих чертах оценить степень их сохранности и приблизительно оценить размеры утрат, произошедших за это время.
В процессе работы по гранту в 2019 г. нами была проделана аналитическая работа по корректировке опубликованных ранее картографических схем оазисов Правобережного Хорезма, базировавшихся на двух относительно разновременных каналах: Гавхорэ, подведенном непосредственно к крупнейшему городищу и культовому центру античного Хорезма – Топрак-кале, и раннесредневековом Якке-Парсанском, отрезок которого подходил к, возможно, столичному дворцовому центру Аяз-кала 2, постройка которого датируется IV–V вв. н. э. ( Неразик , 2013. С. 148, 149). Сравнение уже известных схем оазисов с космическими снимками этих территорий дало возможность уточнить, а зачастую и дополнить ранее опубликованные результаты. Прежде всего это касается не существующих в настоящее время археологических объектов. Кроме того, удалось выявить и такие объекты, которые по каким-то причинам не были обнаружены или не были отмечены на картах во время работы ХААЭ.
Краткому описанию полученной информации и посвящена данная предварительная публикация, которая в том числе показывает и разрешающие способности космических снимков для решения археологических задач.
В литературе с разной степенью подробности описаны в основном только наиболее крупные памятники, сохранившиеся до нашего времени. К ним относятся: Топрак-кала, комплекс Аяз-кала, Якке-Парсан, Кош-Парсан, Айр-кала, Кават-кала, Кызыл-кала и др. Есть публикации, в которых описаны несохранившиеся памятники, например, Безымянный замок, Хайдар-тепе, Кум-кала и т. д., откуда можно получить информацию о размерах и архитектуре этих сооружений.
Однако есть ряд памятников, которые не описаны в публикациях, об их существовании известно только потому, что они обозначены точкой на археологических картах. Обработка спутниковых снимков позволяет получить информацию об облике и общих принципах планировки этих сооружений. Кроме того, анализ космических снимков позволил обнаружить ряд ранее неизвестных памятников.
Уточнение информации об известных объектах
Рассмотрим карту канала Гавхорэ, составленную Б. В. Андриановым (1969, вкладка).
Памятник П-1. (Оценка координат: 41°55’59” С.Ш.; 60°47’44” В.Д.) К востоку от Кызыл-калы есть отметка № 1404, которую Б. В. Андрианов описывает как сильно разрушенное укрепление ( Андрианов , 1969. С. 141). На основании анализа спутниковых снимков установлено, что данный памятник расположен на расстоянии 1000 м к востоку от Кызыл-калы по азимуту А = 69° и в 2100 м от северо-западного угла Топрак-калы. Примерно посередине между Кызыл-калой и объектом П-1 проходил канал, откуда можно предположить, что оба укрепления служили для его защиты (рис. 1). Кроме того, на спутниковом снимке вполне достоверно определяются агропланировки в окрестностях П-1, что дает некоторые основания считать его небольшим укрепленным поселением или замком.
Памятник имеет форму квадрата со стороной около 65 м. Наличие башен или предвратного лабиринта по спутниковому снимку установить не представляется возможным.
Памятник П-2. (Оценка координат: 41°54’48” С.Ш.; 60°50’00” В.Д.) Данный объект расположен в 1500 м к юго-юго-востоку от Топрак-калы и находится примерно в 50 м к западу от русла пересохшего канала. Памятник имеет форму квадрата с размерами 190 м, укрепленного по периметру стен башнями. Судя по размерам и фортификации, этот объект следует отнести к крепостям. На северной и восточной стенах хорошо виден ряд башен, по четыре на каждой из сторон (рис. 2: а, б ) .
Сохранившиеся башни равноудалены друг от друга, среднее расстояние между ними составляет около 47 м. Б. В. Андрианов идентифицирует этот памятник как средневековый административный центр Топрак-2 ( Андрианов , 1969. С. 141). Любопытно отметить, что, хотя ко времени строительства Топра-ка-2 Топрак-кала уже не функционировала, пространственная ориентация стен обоих сооружений совпадает с точностью до 1–2°.
Памятник П-3. (Оценка координат: 41°54’16” С.Ш.; 60°54’33” В.Д.) Представляет собой квадрат правильной формы со стороной около 15 м, расположенный 820 м северо-восточнее Кош-Парсана по азимуту 78° (рис. 3). Может являться отдельной сторожевой башней или цитаделью, хотя остатки стен на спутниковых снимках не обнаруживаются. Вероятно, памятник синхронен Кош-Парсану. Обозначен на карте Б. В. Андрианова под номером 1427.
Замок II. (Оценка координат: 41°50’19” С.Ш.; 60°54’55” В.Д.) Памятник представляет собой крепость, в плане близкую ромбу размером около 45 × 45 м (рис. 4). Углы стен укреплены башнями, и, кроме того, можно подозревать наличие башен на северной и южной стенах. Северная и южная стены точно ориентированы по линии меридиана. Объект обозначен на картах Б. В. Андрианова (1969) и С. П. Толстова (1948а, вкладка) как оборонительное сооружение.
Замок III. (Оценка координат: 41°49’54” С.Ш.; 60°54’21” В.Д.). Памятник представляет собой прямоугольную крепость размером 55 × 50 м со входом по центру западной стены (рис. 5). Стены сооружения точно ориентированы по сторонам света, а углы укреплены башнями.

Рис. 1. Памятник П-1 (в правой части снимка) и Кызыл-кала (слева)
Рис. 2а. Памятник П-2 (справа внизу) и Топрак-кала (сверху)
Рис. 2б. Памятник П-2 крупным планом
Рис. 3. Кош-Парсан (слева в нижней части) и объект П-3 (справа в верхней части снимка)

Рис. 4. Замок II к югу от Кават-калы
Рис. 5. Замок III в окрестности Кават-калы
Рис. 6. Замок IV в окрестности Кават-калы
Замок IV. (Оценка координат: 41°49’02” С.Ш.; 60°54’30” В.Д.) Памятник представляет собой крепость в форме параллелограмма размером 52 × 55 м со входом по центру северной стены (рис. 6). Вероятно, углы стен были укреплены башнями. Северная и южная стены достаточно точно ориентированы по параллели, а восточная и западная стены отклоняются от линии меридиана на 10 градусов к западу.
Все три замка располагались вдоль канала к югу от Кават-калы и вместе с необнаруженными на спутниковом снимке замками I и IV образовывали систему укреплений оазиса.
Информация о следующих объектах позволяет уточнить данные о памятниках Якке-Парсанского канала. Для привязки памятников мы использовали карту Е. Е. Неразик (2013. Рис. 14). Отметим, что эта карта имеет значительно худшую точность, чем рассмотренная выше карта канала Гавхорэ Б. В. Андрианова (1969) и чем карта окрестностей Кават-калы С. П. Толстова (1948).
Поселение № 4. (Оценка координат 41°49’24” С.Ш.; 60°59’28” В.Д.) Судя по спутниковому снимку, памятник больше напоминает укрепление, размеры которого составляют примерно 50 × 55 м (рис. 7).
Поселение № 5. (Оценка координат: 41°48’27” С.Ш.; 61°00’42” В.Д.) Центральный объект, который по координатам идентифицируется с поселением № 5, имеет размеры примерно 20 × 20 м (рис. 8). На снимке заметен тонкий фас от тени, которую отбрасывает южная стена сооружения, что подтверждает искусственность объекта. Кроме того, вокруг цитадели находится поле, разбитое арыками, которые можно видеть как продольные полосы. Согласно карте, находится недалеко от поселения № 4.
Новообнаруженные памятники. В процессе исследования территории были обнаружены три памятника, ранее не указанные ни на одной карте и не упомянутые в литературе. На основе их сравнения с изображениями других археологических объектов нет никаких сомнений в том, что найденные сооружения являются археологическими памятниками, синхронными другим таковым оазиса.
Памятник Н-01 (Оценка координат: 41°53’24” С.Ш.; 61°00’20” В.Д.) Если ориентироваться по карте Е. Е. Неразик (2013), объект расположен к западу от канала, примерно посередине между отметками 759 и 765. Сохранившаяся часть сооружения уверенно видна из космоса и представляет собой четырехугольник со сторонами 10–14 м (рис. 9: а ). После привязки спутникового снимка к географическим координатам в программе GE были обнаружены остатки этого объекта (рис. 9: б ).
На современной фотографии видны остатки цитадели, окруженной полями. Территория, непосредственно прилегающая к ней, не используется. Вероятно, это связано с тем, что под неосвоенными для сельскохозяйственных нужд площадями находится культурный слой, содержащий остатки построек. Если это так, памятник представляет собой прямоугольник размерами 80 × 110 м. Весьма вероятно, что сохранившаяся часть, которая четко видна на снимке, это остатки донжона раннесредневекового замка, и в этом случае примыкающая территория – не что иное, как распаханная жилая часть замка.
Памятник Н-02. (Оценка координат: 41°55’43” С.Ш.; 61°00’47” В.Д.) Сооружение имеет форму прямоугольника размерами 40 × 55 м и расположено

Рис. 7. Поселение № 4
Рис. 8. Поселение № 5
в 950 м к северо-западу от Якке-Парсана по азимуту А = 332° (рис. 10). Строго по центру южной стены находится вход. Возможно, памятник синхронен Якке-Парсану. В настоящее время объект не существует.
Памятник Н-03. (Оценка координат: 41°59’40” С.Ш.; 61°01’15” В.Д.) Сооружение находилось в 1,5 км к юго-западу от крепости Аяз-кала-3, на азимуте 212° в месте, где русло заброшенного канала поворачивает на запад (рис. 11). В настоящее время канал полностью восстановлен по древнему руслу в меридиональном направлении и поворачивает в том же самом месте, но не на запад, а на восток, в сторону Большого Кыркыза (рис. 11).
Размеры объекта составляют примерно 30 × 45 м, по форме он напоминает прямоугольник со срезанной одной из вершин. До настоящего времени объект не сохранился.
Таким образом, в результате обработки спутниковых снимков нам удалось уточнить информацию по 8 памятникам и обнаружить 3 новых объекта, что еще раз подтверждает ценность космических снимков и их достаточную точность для решения археологических задач. Прежде всего, это уточнение карты

Рис. 9а. Памятник Н-01 на спутниковом снимке 1971 г.
Рис. 9б. Современная фотография памятника N-01 из программы GE
Рис. 10. Памятник Н-02 (вверху слева). Снизу справа находится Якке-Парсан
Рис. 11. Памятник Н-03
археологических памятников региона, влекущее за собой проверку и, отчасти, корректировку уже известных данных. Как представляется, благодаря уточненной информации и определению места расположения новых, выявленных по спутниковым снимкам, памятников расширяется база данных для реконструкции антропогенного ландшафта на территории оазиса. При детальном рассмотрении особенностей планировки отдельных памятников, в хорошем разрешении отображенных на снимках, появляется возможность уточнить их типологию по планиграфическим и топографическим признакам. Полученные в результате этих исследований данные могут послужить основой не только для реконструкции антропогенного ландшафта, но и, с учетом выделения различных типов памятников, соответствующих различному социальному статусу их обитателей, дадут возможность предложить гипотетическую модель взаимосвязанной социально-экономической структуры в пределах изучаемых оазисов.