Education of gender-typed characteristics in female athletes in women's, men's and gender neutral sports
Автор: Zubareva E.V., Rudaskova E.S.
Журнал: Физическое воспитание и спортивная тренировка @journal-fvist
Рубрика: Медико-биологические аспекты физического воспитания и спортивной тренировки
Статья в выпуске: 1 (23), 2018 года.
Бесплатный доступ
The gender-typed characteristics, masculinity and femininity were examined in 64 female athletes and 38 female nonathletes in women’s, men’s and gender neutral sports. The authors deduced that the masculine behavior can be considered as more adaptive in professional women sports; hence it is much more common in female athletes than in nonathletes. It is probably due to sports selection.
Female athletes, gender classification of sports, gender-typed characteristics
Короткий адрес: https://sciup.org/140229101
IDR: 140229101
Текст научной статьи Education of gender-typed characteristics in female athletes in women's, men's and gender neutral sports
Каждый человек является обладателем множества психологических черт характера. Некоторые черты являются как бы универсальными, а некоторые традиционно связываются с типично мужской или типично женской психологией. Психологический пол, который обычно обозначают термином «гендер», формируется в социокультурной среде, имеющей четкие стереотипы о нормах поведения мужчин и женщин. Эти нормы поведения распространяются на все сферы жизнедеятельности человека, в том числе и на спорт. В спорте до сих пор существуют определенные виды, которые характеризуются как более предпочтительные для мужчин или для женщин. Отличительной чертой мужских видов спорта является агрессивный физический контакт, в то время как грация и элегантность характерны для женских видов спорта [9]. В связи с этим предлагается гендерная классификация видов спорта, согласно которой к маскулинным относятся различные виды единоборств, к фемининным – специализации, где необходимы эмоциональность и артистизм (бальные танцы, фигурное катание). Кроме того, выделяют андрогинные виды – общие для обоих полов (легкая атлетика, плавание и др.) [1; 7].
Вместе с тем все указанные виды спорта одинаково успешно практикуют спортсмены как мужского, так и женского пола, начиная с детского возраста . В связи с этим возникают опасения, не будет ли сильная идентификация со спортивной ролью способствовать формированию черт личности, не свойственных женскому полу, в маскулинных видах спорта и мужскому – в фемининных [7].
Поскольку личность формируется в деятельности, в том числе и спортивной, можно предположить, что важную роль в формировании гендера может играть спортивная специализация. Т.В. Артамонова и Т.А. Шевченко (2008) установили, что у женщин проявление маскулинности выше в тех видах спорта, где ведется непосредственная контактная борьба с противником, а также предъявляются повышенные требования к их технической подготовленности и психической устойчивости. В некоторых видах спорта гендерные характеристики спортсменов и спортсменок почти совпадают (например, в беге на средние дистанции). Наиболее высокие значения маскулинности обнаружены среди женщин, специализирующихся в прыжках с шестом, баскетболе, легкоатлетическом многоборье. Наибольшие проявления фемининности определены у спортсменок в прыжках в высоту, спортивной гимнастике и плавании.
Весьма важным в научном и практическом отношении является вопрос о том, откуда у спортсменок появляются сугубо мужские черты характера, т.е. причины маскулинизации спортсменок [6]. В исследовании Н.С. Цикуновой (2003) приводятся данные об особенностях гендера спортсменов разного возраста и специализации, которые свидетельствуют о том, что начинающие спортсмены, вне зависимости от специализации, имеют одинаковый, андрогинный, тип личности, однако у мальчиков – с большим набором маскулинных черт, у девочек – фемининных.
Наряду с этим существуют работы, позволяющие сделать вывод о большей маскулинности у спортсменок, по сравнению с обычными женщинами, судя по их морфологическим и функциональным показателям [4]. Так, в отношении соматотипа в группе скоростно-силовых видов легкой атлетики среди спортсменок фемининность была обнаружена у 16%, андрогинность – 29%, маскулинность – в 55% случаев . Причем группа маскулинных спортсменок в скоростно-силовых видах легкой атлетики на 79% состояла из высококвалифицированных [2].
В целом, можно констатировать, что изучение влияния занятий маскулинным и фемининным видами спорта на личностное и физическое развитие представителей мужского и женского пола является темой весьма актуальной [2; 5].
Целью настоящего исследование явилось изучение психологических показателей половой конституции у спортсменок фемининных, нейтральных и маскулинных видов спорта.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие 102 студентки Волгоградской государственной академии физической культуры в возрасте 20-22 лет. Из них 64 девушки имели спортивный стаж от 3 до 15 лет и спортивную квалификацию от II взрослого разряда до мастера спорта России, 22 девушки занимались маскулинными видами спорта (дзю-до, борьба, бокс), 21 девушка – фемининными (художественная гимнастика, аэробика, спортивные танцы) и еще 22 спортсменки занимались андрогинными видами спорта (плавание, легкая атлетика). Контрольная группа в количестве 38 девушек спортом не занималась.
У всех девушек определяли психологический тип конституции. Тип конституции определенный у девушек, не занимающихся спортом, нами рассматривался в качестве определенной популяционной нормы.
Методика психологической диагностики была предложена Сандрой Бем, которая выделяла три типа психологической конституции: фемининный (женственный психологический пол), маскулинный (мужественный психологический пол) и андрогинный (одновременное проявление фемининных и маскулинных качеств личности).
Для диагностики психологического пола было проведено стандартизированное тестирование по методике S. Bem (1979), позволяющее определить индекс маскулин- ности-фемининности [8]. Величина индекса в пределах от -1 до +1 свидетельствует об андрогинности, меньше -1 - о маскулинности, больше +1 - о фемининности.
Результаты исследования и обсуждение. Анализ полученных результатов показал, что преобладающим типом половой конституции во всех 4 группах обследованных девушек является андрогинный (таблица 1).
Таблица 1
Индекс, характеризующий психологический пол, у спортсменок различных видов спорта (в соответствии с гендерной классификацией)
(М ± m)
Контроль (n=38) |
Фемининные виды (n=21) |
Нейтральные виды (n=21) |
Маскулинные виды (n=22) |
0,69±0,08 (андрогинность) |
0,38±0,06 (андрогинность) |
0,28±0,06 (андрогинность) |
0,20±0,04 (андрогинность) |
Мы не обнаружили разницы в психологическом типе половой конституции у девушек, не занимающихся спортом и у спортсменок различных спортивных специализаций, что предполагалось до начала исследования. Андрогинность, определенная как доминирующий тип половой конституции у девушек группы контроля, позволяет сделать вывод, что именно этот тип психологической конституции можно считать определенным «эталоном» психологической конституции для девушек в возрасте 20-22 лет, проживающих в Волгоградской области.
Можно только предположить, что для россиянок на данном этапе культурноисторического развития фемининная модель поведения перестала себя оправдывать, и женщины были вынуждены проявлять мужские черты характера для повышения своей социальной значимости. Это не противоречит данным научных исследований, показавшим, что головной мозг несет в себе возможности программирования поведения и по мужскому, и по женскому типу, а психологический пол маскулинность -фемининность описывают как модель в виде сообщающихся сосудов, где «свой» сосуд должен быть заполнен больше, чем «чужой» [10].
Вместе с тем во всех обследуемых группах индекс «маскулинности-фемининности» имеет различную величину, уменьшаясь в направлении от группы контроля к группам спортсменок фемининных и нейтральных видов спорта и достигая наименьшего показателя в группе девушек, занимающихся маскулинными видами спорта. Это позволяет сделать вывод о том, что в указанном направлении изменяется соотношение набора фемининных личных качеств за счет увеличения количества маскулинных черт характера, что ведет к снижению индекса андрогинии.
С целью детализации вышеуказанного предположения, мы проанализировали результаты исследования с точки зрения количественного соотношения девушек маскулинного, фемининного и андрогинного психологических типов в каждой из исследованных групп.
В группе контроля оказался самый низкий процент девушек маскулинного психологического типа конституции – 5,9%, достаточно высокий процент фемининных девушек – 35,3%, но чаще всего определялся андрогинный тип –58,8% (таблица 2).
Таблица 2
Частота встречаемости различных психологических типов половой консти- туции у представительниц разных спортивных специализаций (в % от всех обследованных в группе)
Тип половой конституции |
Контроль (n=38) |
Фемининные виды спорта (n=21) |
Нейтральные виды спорта (n=21) |
Маскулинные виды спорта (n=22) |
Маскулинный |
5,9 |
30,0 |
23,8 |
16,7 |
Фемининный |
35,3 |
15,0 |
19,0 |
|
Андрогинный |
58,8 |
55,0 |
57,1 |
83,3 |
У спортсменок, занимающихся фемининными видами спорта, неожиданно высоким оказалось количество девушек маскулинного психологического типа – 30%, на фоне незначительного количества «фемининных» девушек – 15%. Преобладающим стал андрогинный тип конституции – 55%.
У спортсменок нейтральных видов спорта андрогинный психологический тип также стал доминирующим – 57,1%, тогда как заметной разницы в соотношении маскулинного и фемининного типов конституции обнаружено не было (23,8% и 19% соответственно).
Анализ результатов исследования спортсменок маскулинных видов спорта обнаружил следующую особенность – незначительное количество обладательниц маскулинного типа конституции (16,7%), безусловное доминирование андрогинного типа конституции (83,3%) и полное отсутствия фемининного психологического типа. Следовательно, в маскулинных видах спорта выявлен самый высокий процент андрогинных женщин на фоне отсутствия спортсменок фемининного психологического типа.
Мы обратили внимание, что у спортсменок, независимо от спортивной специализации, процент женщин маскулинного психотипа значительно превышает контрольные зна- чения: если в контроле их количество составляет 5,9%, то у спортсменок он колеблется от 16,7% до 30%. На основании этого факта нами был сделан вывод о том, что из общей популяции женщин с невысоким процентом маскулинных психологических типов в спорт отбирают именно их, в то же время фемининные типы среди спортсменок встречаются гораздо реже, чем в общей популяции. Значит маскулинный психологический тип у женщин можно считать более предпочтительным для занятий спортом.
Подтверждение этому имеются и в работах других исследователей, считающих, что в спорте более адаптивными оказываются маскулинные модели поведения, которые усваивают не только юноши, но и девушки, занимающиеся спортом [3].
Поскольку во всех исследованных группах спортсменок преобладающим типом половой конституции стал андрогинный тип, который является стандартным для девушек-ровесниц, спортом не занимающихся, можно сделать вывод о том, что занятия спортом не трансформируют личность женщины, каким бы видом спорта она не занималась, и способствуют сохранению андрогинного типа психологической конституции.
Предполагают, что лица с андрогинным психологическим полом лучше адаптируются к новым условиям, проявляя в случае необходимости фемининные или маскулинные черты характера. Считается также, что андрогинность в последнее время все чаще встречается у женщин, вынужденных доказывать свою эффективность в профессии проявлением некоторых мужских черт характера.
Выводы
-
1. Занятия спортом не трансформируют личность женщины, каким бы видом спорта (в соответствии с гендерной классификацией) она не занималась.
-
2. Маскулинный психологический тип среди спортсменок встречается гораздо чаще, чем в общей популяции, что, вероятно, является результатом спортивного отбора.
-
3. Маскулинный тип психологической конституции у женщин можно отнести к более адаптивным в профессиональном спорте.