Орнаментальные круги на подвесных пеленах в стенописи собора Ферапонтова монастыря: возможный пример визуализации сакрального символа и богослужебной практики

Бесплатный доступ

Рассмотрен цикл декоративных кругов, украшающих подвесные пелены на фресках в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Стенопись выполнена артелью Дионисия в 1502 г., и пояс пелён является самым ранним полностью сохранившимся среди памятников древнерусского монументального искусства. Если иконография и символика изображения подвесных пелён в храмовом пространстве хорошо известны, то причины появления орнаментальных кругов на полотнищах, семантика и особое решение их яруса Дионисием изучены недостаточно. Анализируются тональность фона за пеленами, композиционно-ритмическое построение и количество декоративных кругов, проводятся иконографические параллели с декором иудейских оссуариев и древнерусских саркофагов, храмовым убранством. Сделан вывод о древнейшем происхождении орнаментальных кругов, имеющих сакральное значение, и об уникальном концептуальном решении Дионисия: в трактовке пелён могла найти отражение символика византийских богослужебных часов.

Еще

Собор рождества богородицы, фрески, дионисий, подвесные пелены, круг с орнаментом, круг суточных богослужений, византийские часы

Короткий адрес: https://sciup.org/14129241

IDR: 14129241   |   DOI: 10.53737/6877.2023.77.55.038

Статья научная