Arrangement of space structure in the kurgans of East Manych catacomb culture

Автор: Andreeva M.V.

Журнал: Краткие сообщения Института археологии @ksia-iaran

Рубрика: Неолит и бронза

Статья в выпуске: 224, 2010 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/14328028

IDR: 14328028

Текст статьи Arrangement of space structure in the kurgans of East Manych catacomb culture

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КУРГАННОГО ПРОСТРАНСТВА В ПОГРЕБАЛЬНОМ ОБРЯДЕ

ВОСТОЧНОМАНЫЧСКОЙ КАТАКОМБНОЙ КУЛЬТУРЫ 61

Характеристика археологических общностей эпохи бронзы, изучаемых по курганным погребальным памятникам, обязательно включает в себя описание преобладающей (часто – абсолютно доминирующей) ориентировки (ориентировок) погребенных относительно стран света, сохраняющейся неизменной на огромных степных пространствах и больших промежутках времени. Естественно, именно этот признак может считаться важнейшим индикатором стоящего за археологической общностью религиозно-идеологического и этнического единства. В последние годы, после выявления бинарности доминирующих ориентировок «соседних» в пространстве (западно- и восточноманычская) и во времени (восточноманычская и наследующая ей лолинская) катакомбных культур северокавказского региона, начинает осознаваться и социальный (дуальная организация) аспект заложенных в этом показателе интерпретационных возможностей (Кияшко, 2002. С. 78–80).

Имеющиеся сведения о преимущественных ориентировках погребенных в степных северокавказских курганах носителей ямной (головой на В), ново-титоровской (головой на З), северокавказской (головой на В), западноманыч-ской (головой на С), восточноманычской (головой на Ю) и т. д. культур не могут быть подвергнуты сомнению, поскольку за ними стоят статистически подтвержденные (неважно – в какой степени эксплицитно) закономерности 2. Смена в катакомбную эпоху традиционных для раннего бронзового века степной полосы широтных ориентировок могильных конструкций (и, соответственно, восточной – в Северо-Восточном Предкавказье, и западной – в Северо-Западном Предкавказье ориентировок погребенных) на меридиональные (для тех же территорий, занятых памятниками восточно- и западноманычской культур, противопоставляются южное и северное направления) как явление эпохальное уже отмечено специалистами (Там же. С. 71–74). Еще одной важной инновацией данной эпохи стало использование диагональных – «промежуточных», по терминологии А. В. Подосинова (1999) – ориентировок (СВ, ЮВ, ЮЗ, СЗ). Ин- тересно, что позднее, в позднем бронзовом веке (варианты срубной КИО) статистически наиболее значимыми становятся именно диагональные ориентировки погребенных, в частности СВ 83.

В целом, весь огромный объем накопленных данных об ориентировках могильных сооружений и останков в степных культурах бронзового века свидетельствует о том, что важнейшим элементом обряда была процедура ориентирования по странам света.

Существенно реже внимание исследователей привлекает изучение расположения комплексов в кургане – поскольку до настоящего времени объектом пристального внимания остаются именно погребения, а не курганы и тем более могильники. Более 30 лет назад в своей фундаментальной работе С. Н. Братченко указал на наличие круговой (круг, полукружие, дуга) планировки и отметил некоторые закономерности формирования этой структуры в насыщенных катакомбными погребениями курганах Нижнего Подонья (Братченко, 1976. С. 16– 19). Наличие «дугообразной» планировки «микромогильников» из катакомбных (восточноманычских) погребений в курганах Ставрополья констатировал В. Л. Державин (1991. С. 74) 9 4 . Для степных культур эпохи бронзы, изучаемых по материалам погребальных памятников, осознана взаимосвязь ориентировки погребенных (и тесно связанной с ней ориентировки могильного сооружения) с местом в кургане (Мельник, 2003). Не подлежит сомнению, что процедура выбора места для совершения отдельного 105 впускного погребения в большинстве случаев также представляла собой ориентирование курганной насыпи по странам света из центральной точки – вершины насыпи, теоретически находившейся на вертикальной оси, проходившей через центр основного погребения («ось мира») 116 .

Безусловно, для степных скотоводов, с присущим им подвижным образом жизни, точность ориентации по странам света была важнейшей жизненной необходимостью во все исторические эпохи. Ориентирование объектов по странам света предполагает определение константных точек, позволяющих провести оси З–В и C–Ю, что было возможно на широких степных пространствах, занятых курганными могильниками, только с помощью наблюдения за движением небесных тел и использования простых инструментов. Процедура подобной ориентации в эпоху бронзы, возможно, была аналогична описываемой в древнеиндийской «Манасара-шилпашастре»: «Чтобы определить страны света, на поверхности воды устанавливается гномон с 12, 18 или 24 делениями, затем описывается круг с центром у основания гномона с радиусом вдвое больше его высоты. Отмечаются две точки, где тень гномона пересекается с линией круга до и после полудня. Линия, соединяющая эти две точки, есть линия восток – запад. От каждой из этих – восточной и западной – точек чертится круг размером в радиус. Две точки пересечения этих кругов, которые называются головой и хвостом рыбы, есть север и юг. Промежуточные страны света находятся тем же способом с помощью рыбы, получающейся между точками установленных четвертей» (цит. по: Подосинов, 1999. С. 117).

Данное исследование выполнено на основе базы данных, включающей сведения о 585 восточноманычских комплексах (погребениях и кенотафах) из 248 курганов 27 памятников (курганных могильников) Калмыкии и Ставрополья 127 . Задачей работы являлось выявление общих статистических закономерностей распределения ориентировок могильных сооружений и погребенных, а также плотности заполнения секторов курганов по 8 географическим направлениям.

В катакомбах погребенный практически всегда укладывался параллельно входу (в выборке есть 3 случая перпендикулярного входу положения), в ямах – по (длинной) оси ямы, поэтому ориентировки погребенных сводились к 8 направлениям с учетом ориентировок могильных сооружений, в которых они находятся. Учитывая, что впускные восточноманычские комплексы отделяет от основных (позднеямных, северокавказских, раннекатакомбных, собственно восточноманычских) сравнительно небольшой хронологический интервал, а случаев досыпки насыпи при создании немногочисленных довосточноманыч-ских впускных погребений не отмечено, за условный центр кургана нами всегда принимался геометрический центр могильной ямы (или входной шахты катакомбного могильного сооружения) основного погребения (сложные случаи курганов с несколькими основными погребениями не рассматривались). Из точки этого условного центра на плане кургана проводился азимут до центра могильной ямы или входной шахты погребения, заглубленного в материк; если дно могилы находилось в насыпи и контуры ее не прослеживались – до области грудной клетки скелета, лежавшего в традиционной позе – на левом боку, скорченно. В последнем случае можно предполагать, что из-за сыпучей структуры грунта насыпей основным видом не доведенных до материка могильных сооружений были ямы138.

Могильные сооружения восточноманычской культуры представлены двумя основными видами выявленных в материке конструкций – катакомбами (61,5%) и ямами (37,4%) (риc. 1). Обращает на себя внимание близкое сходство распределения ориентировок могильных конструкций (ям и входных шахт катакомб) в материке (риc. 2) 14 9 .

Сходство состоит, во-первых, в доминировании основных ориентировок, преимущественно меридиональных, над диагональными, и, во-вторых, в существенном перепаде между меридиональными и широтными ориентировками – с одной стороны, и приблизительно одинаковой представленностью двух видов диагональных ориентировок – с другой1510. Несмотря на то что соотношение ям и катакомб в различных памятниках может варьировать очень существенно1611, преобладание основных ориентировок, главным образом С–Ю, характерно для всех представительных памятников. Нормативной является и С–Ю ориентировка основных погребений (до 80%).

Рис. 1. Могильные сооружения восточноманычской культуры

1 – Чограй VIII, к. 30, п. 9; 2 – Чограй II, к. 10, п. 3; 3 – Веселая Роща III, к. 15, п. 9; 4 – Чограй VIII, к. 30, п. 2; 5 – Зунда Толга, к. 1, п. 1; 6 – Лола I, к. 4, п. 8; 7 – Чограй IX, к. 9, п. 4; 8 – Чограй IX, к. 9, п. 7; 9 – Архаринский, к. 28, п. 5

Рис. 2. Распределение ориентировок могильных ям ( А ) и входных шахт ( Б ) в материке

Яркой инновацией, внесенной носителями восточноманычской погребальной традиции в практику курганных захоронений, стало размещение части погребений в насыпи кургана, выше материка и древнего горизонта, что ранее не практиковалось (исключения – единичны) на изучаемой территории. Поскольку для погребений, не заглубленных в материк, обычно не прослеживается могильное сооружение, у нас есть возможность сопоставлять в материке и насыпи ориентировки только самих погребенных (риc. 3–4) 12 .

На диаграммах видно ожидаемое близкое сходство ориентировок (главным образом южных и восточных) погребенных в ямах и катакомбах в материке и явное отличие их от ориентировок погребенных в насыпи, в которых широко представлены диагональные направления (доминирует юго-восточное, явно подчеркнуто и юго-западное), но все же большую роль играет и южное.

Соотношение количества погребений в материке и насыпи может меняться от памятника к памятнику, однако стандартная структура ориентировок могильных сооружений и указанное различие ориентировок погребенных в материке и насыпи стабильно наблюдается и в них 1813 .

Рис. 3. Ориентировки погребенных в ямах

Таким образом, можно говорить о существовании пропорциональной структуры ориентировок могильных сооружений и погребенных в материке, проявляющейся на уровне отдельных памятников и во всем массиве погребений, а также об отличии этой структуры от распределения ориентировок однокультурных погребений в насыпи.

Следует отметить, что практически весь массив восточноманычских погребений и кенотафов 1914 – это впускные комплексы (88% комплексов) в курганы более раннего (довосточноманычского) времени (71% курганов). Характерной чертой восточноманычской погребальной традиции являлась низкая средняя плотность погребений в кургане (2,36 в нашей общей выборке). В эпоху ранней бронзы плотность погребений в курганах была еще ниже, чаще всего курганы содержали только основные погребения. Этот показатель несколько увеличился в раннекатакомбное время, непосредственно предшествовавшее восточноманычской культуре. Интересно, что в курганах, заложенных в восточноманычское время, средняя плотность впускных погребений была существенно ниже, чем в курганах более древних (1,38 против 2,35). Поэтому можно констатировать, что выбор места для могилы даже в пределах большинства уже существовавших насыпей не был затруднен скученностью погребений и определялся по отношению к центру насыпи, в нашем случае чаще всего совпадавшему с основным погребением.

Основная масса впускных восточноманычских погребений в полах кургана находилась на расстоянии 3–8 м от центра. В центральную часть кургана, помимо основных погребений, попадало небольшое число (6% выборки) впускных комплексов, для которых направление, в силу близости к центру, не определялось (группы «центр – основные» и «центр – прочие» в приводимых ниже выборках) (риc. 5; 6).

Рис. 4. Ориентировки погребенных в материке (в катакомбах, А ) и в насыпи ( Б )

Рис. 5. Планы курганов могильника Веселая Роща III (Центральное Ставрополье):

1 – курган 5; 2 – курган 6

Рис. 6. Планы курганов могильника Веселая Роща III (Центральное Ставрополье):

1 – курган 7; 2 – курган 23

При анализе планиграфического размещения комплексов в общей выборке и на отдельных памятниках было выявлено следующее устойчивое распределение (риc. 7).

Рис. 7. Распределение массива погребений по месту в кургане

Заметную роль играет центр (18,12%, в том числе 12,14% – основные комплексы). Основную «нагрузку» несут диагональные сектора (55,89%), при явном доминировании восточной полы.

Рассмотрим, как размещаются комплексы отдельно в материке и насыпи по секторам курганов (риc. 8).

Прежде всего заметим, что пропорциональное соотношение количества материковых погребений и погребений в насыпи в курганах с восточноманыч-скими и более ранними основными погребениями остается неизменным – приблизительно 2:1 (реально 2,14–2,17:1). Поскольку восточноманычские погребения гораздо чаще впускались в более древние курганы, общая выборка в основном отражает именно свойственное им распределение. Курганы с основным восточноманычским погребением дают другую картину. Материковые погребения («А») симметрично (без сдвига на восток) распределяются по основным направлениям, диагональные направления явно преобладают (соотношение приблизительно 2:1), максимально загружен СВ сектор. Распределение весьма похоже на распределение погребений в насыпи в курганах с основным довосточноманычским («Г») (возможно, и более того – в восточной поле они симметричны относительно оси З–В). Напротив, диаграммы распределения комплексов по секторам курганов «В» и «Б» приблизительно симметричны относительно оси С–Ю (тенденция смещения комплексов на В на первой и на З на второй).

Рис. 8. Размещение впускных погребений в кургане

Таким образом, распределения оказываются связаны между собой попар-но 2015 . В результате в организации курганного пространства отчетливо выделяются два «яруса» размещения погребений – нижний (материк) и верхний (насыпь), различающиеся не только по преобладающим ориентировкам погребенных, но и по преимущественному заполнению секторов кургана.

Как уже отмечалось, для материковых катакомб и ям характерна ориентировка по основным направлениям (преимущественно меридиональная), однако в диагональных секторах конструкции в заметном числе (до 30%) случаев разворачиваются в диагональном направлении (чаще всего – перпендикулярно радиусу кургана, изредка – по радиусу). Случаи помещения диагонально ориентированных конструкций в основные сектора кургана единичны и достоверность их вызывает сомнения. Обращают на себя внимание идентичные корреляции признаков «место в кургане» – «ориентировка погребенного» для материковых ям и катакомб и отличие обеих групп от погребений в насыпи (табл. 1–3).

Таблица 1. Ориентировки погребенных в катакомбах (в материке)

Место в кургане

Ориентировки погребенных в катакомбах (в материке)

Всего:

0

С

СВ

В

ЮВ

Ю

ЮЗ

З

СЗ

С-В

В-З

ЮВ-В

?

Ц осн.

2

11

2

20

4

1

2

42

Ц проч.

1

2

1

8

12

С

3

4

3

2

12

СВ

3

4

11

9

14

2

2

4

4

53

В

2

2

1

9

2

11

2

29

ЮВ

4

8

1

4

3

18

4

1

2

1

1

47

Ю

1

1

7

3

2

14

ЮЗ

1

3

6

6

16

З

2

4

6

СЗ

5

1

1

8

4

1

2

22

?

1

1

1

1

1

1

1

7

Всего:

25

11

9

59

24

92

13

8

6

1

1

1

10

260

Таблица 2. Ориентировки погребенных в ямах (в материке)

Место в кургане

Ориентировки погребенных в ямах (в материке)

Всего:

0

С

СВ

В

ЮВ

Ю

ЮЗ

З

СЗ

В-З

?

Ц осн.

3

2

1

3

14

2

3

28

Ц проч.

2

2

5

2

11

С

3

3

СВ

2

2

1

2

8

7

2

2

1

27

В

4

3

8

2

1

18

ЮВ

6

1

1

4

5

1

1

3

22

Ю

2

3

3

2

10

ЮЗ

1

1

3

2

7

З

3

1

1

1

1

7

СЗ

4

1

2

4

3

2

2

2

20

?

6

1

1

1

1

10

Всего:

32

8

5

24

15

51

10

2

3

1

12

163

Таблица 3. Ориентировки погребенных в насыпи

Место в кургане

Ориентировки погребенных в насыпи

Всего

С

СВ

В

ЮВ

Ю

ЮЗ

З

СЗ

В-З

ЮВ-ЮЗ

?

Ц проч.

1

2

7

3

13

С

1

1

1

1

4

СВ

2

7

6

3

1

4

23

В

1

2

1

1

1

6

ЮВ

4

3

9

7

13

1

4

41

Ю

1

6

1

1

2

11

ЮЗ

2

3

8

5

2

1

1

1

1

24

З

1

3

4

1

1

1

11

СЗ

2

1

9

5

3

1

4

25

Всего:

2

9

10

46

37

22

6

3

1

1

21

158

Все три выборки тем не менее связаны между собой благодаря традиции хоронить умерших головой на Ю – четко выраженной в материковых погребениях и несколько смазанной, за счет преобладания ЮВ направления, в погребениях в насыпи. В последнем случае, однако, система размещения, свойственная материковым захоронениям (впускное погребение или ориентируется по основным направлениям, воспроизводя ориентировку основного погребения, или разворачивается в диагональном направлении перпендикулярно радиусу, соотносясь тем самым с отмеченным основным погребением центром) претерпевает деформацию – большее число погребенных головой на ЮВ ложится в основные сектора или в диагональные (ЮВ, СЗ), но вдоль радиуса.

Основные выводы. Наличие предшествующих культурных пластов в курганах незначительно (из-за низкой плотности погребений) сказывалось на пла-ниграфическом порядке расположения восточноманычских захоронений. Размещение последних подчинялось определенной системе, которая реализовалась в каждом отдельном кургане лишь частично и может быть реконструирована при статистическом изучении значительного массива комплексов/курганов. Знаковую основу описанной системы составляли статистически маркированные бинарные оппозиции ориентировок по странам света, которые на современном языке обозначаются как «основная» – «диагональная», «меридиональная» – «широтная», «южная» – «северная», «восточная» – «западная».

Представляется, что в целом система размещения является материальным воплощением нескольких взаимосвязанных пространственных кодов: географического (ориентация по странам света), антропоморфного (структурирование пространства могильной камеры вокруг останков с помощью оппозиций «левый» – «правый», «передний» – «задний», «верхний» – «нижний») и, возможно, артефактного (соотнесенность погребальных сооружений с «кровом»-повозкой и/или планиграфией стойбища).

Поистине всеохватная роль географического кода в культурах древности детально представлена в обстоятельной монографии А. В. Подосинова (1999). Ранее Э. Лич особо подчеркнул фундаментальный характер пространственного моделирования социальных отношений для человеческой культуры в целом, отметив, что «чем однообразнее контекст реального территориального пространства, тем более жесткой и искусственной оказывается модель» (Лич, 2001. С. 66). Материалом для последнего заключения послужили наблюдения над организацией внутреннего пространства монгольской юрты. Если учесть в этой связи, что погребальные памятники восточноманычской катакомбной культуры также оставлены именно степным скотоводческим населением, «жесткость и искусственность» выявленной модели не кажется удивительной. Присутствие в курганах захоронений индивидуумов всех возрастных групп и обоих полов позволяет полагать, что перед нами родовые кладбища. Соответственно, географический код, вероятно, в первую очередь выполнял роль классификатора семейно-социальных отношений.

Статья