Features of spatial development of small business in an innovative economy

Бесплатный доступ

Features of spatial development of small business are considered in the article. Patterns of small business development are investigated. Classification of territorial models of small business development is highlighted. The directions of impact of small business on the processes of spatial development of the country's economy are defined. Conclusions about the role of the location of small businesses in the territorial concentration of economic activity are made.

Small business, spatial development, innovative economy

Короткий адрес: https://sciup.org/148319171

IDR: 148319171

Текст научной статьи Features of spatial development of small business in an innovative economy

В настоящее время рамки традиционного анализа, основанного в большинстве случаев на упрощенном трактовании и ограничении возможности учета пространственной составляющей неоднородности развития социально-экономических систем, должны быть существенным образом расширены для формирования объективного представления о развитии индивидуального и микропредпринимательства, определяющего в настоящее время те или иные рыночные микросистемы. Данная проблема актуальна для определения векторов пространственного развития предпринимательства и прогнозирования возможности генерации знаний в рамках эндогенных моделей, возможности генерирования и масштабирования инноваций. При этом, должны учитываться все разнообразие внутри- и межрегиональных взаимосвязей, а также условий ведения предпринимательской деятельности.

ГРНТИ 06.06.61

Елена Васильевна Романенко – доктор экономических наук, доцент, заведующий кафедрой экономики и управления предприятиями Сибирского государственного автомобильно-дорожного университета (г. Омск).

Елена Васильевна Ялунер – доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики предпринимательства Санкт-Петербургского государственного экономического университета; главный научный сотрудник Института проблем региональной экономики РАН (г. Санкт-Петербург).

Статья поступила в редакцию 22.10.2020.

Анализ литературы

В экономической литературе существует множество теорий, акцентирующих внимание на различных аспектах пространственного социально-экономического развития. Теоретические основы механизмов пространственного развития одним из первых рассмотрел А. Маршалл [1, 2]. Он впервые предпринял попытки рассмотреть механизм пространственного развития, дав определение «отраслевые агломерации» и «промышленные районы» («localized industries» и «industrial districts»). Становится понятно, что неравномерность, скачкообразность и непоследовательность пространственного социально-экономического развития в целом и предпринимательского сектора, в частности, который невозможно в настоящее время выделить из отраслей экономики, требует разработки концепций неравновесного пространственного развития.

В настоящее время важное значение имеют некоторые альтернативные теории, ориентированные на поиск и обозначение закономерностей данной неравномерности. Они вызваны разнонаправленным действием множества влияющих друг на друга факторов в соответствии с теориями о возникновении полюсов и центров роста, эффектов агломерации, диффузии инноваций, развития каналов распространения импульсов экономической активности и т.д. В данном аспекте можно рассматривать разработанные теории кумулятивного роста и центро-периферийных отношений. Позже они были дополнены исследованиями в области новой экономической географии, теориями эндогенного роста и развития региона. Данные разработки легли в основу целого спектра исследований, привели к появлению кластерной теории М. Портера [4], изучению закономерностей (imperative) открытых инноваций Г. Чесбро [5].

Для определения актуальных тенденций развития территориальных моделей инновационного развития малого предпринимательства важными являются работы, в которых исследованы последствия перехода от линейной (индустриальной) модели к нелинейной (неоиндустриальной). При этом, экономисты начинают исследовать возникновение глобальных ценностных цепочек и появление аутсорсинга как формы дезинтеграции бизнеса. Многие экономисты отмечают тенденции появления новых точек роста и интерактивности инноваций. Это во многом определяется возникновением кластеров, в том числе международных, которые отличным образом формируют современные экосистемы и переход прогрессивных стран к формату зеленой экономики.

В данном контексте актуальным вопросом становится трансформация, перераспределение и синергический эффект от функций государства, органов исполнительной власти, предпринимателей и образовательных учреждений, общественных организаций, формирующих в настоящее время институциональные основы пространственного развития экономики и предпринимательства в регионе. Эти исследования легли в основу «теории неравновесного развития». Предпосылкой данной теории является отрицание классического понятия пространственного развития территорий. Объектом исследования при этом выступают, например, сетевые структуры, локализованные производственные комплексы, кластеры, которые объединены в так называемые «локальные экономические взаимосвязанности».

С предшествующими теориями их связывает индуктивный характер, а также общее неприятие постулатов классического социально-экономического пространственного развития. Основными объектами анализа становятся «локальные экономические взаимосвязанности», самыми популярными репрезентациями которых являются комплексности, сети и кластеры. Следует отметить, что в научных работах ученых-экономистов прослеживаются общие черты изучения влияния состояния инновационной активности территорий с элементами территориальных инновационных моделей на их экономическое и социальное развитие, структурную диверсификацию производства и сферы услуг, качество человеческого потенциала.

К сожалению, в настоящее время доминируют подходы, основанные на успешности развития отдельных территорий, при которых происходит масштабирование данного опыта без учета особенностей экономических, экологических, территориальных, национальных. Самым опасным является опыт использования данного подхода при составлении федеральных и региональных программ и планов социально-экономического развития территорий. Сложившиеся к настоящему времени альтернативные концепции не включают в перечень объектов исследования социально-экономическую и инновационную деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП).

Таким образом, в рамках современного экономического мейнстрима важным становится включение в перечень представлений о пространственно-экономическом развитии предпринимательского аспекта в территориальном разрезе.

Результаты и их обсуждение

В свете описания проблемы для объективного описания тенденций, формирующих и определяющих модели пространственного развития территорий и инновационного развития малого предпринимательства, возможно предложение методологического подхода, предусматривающего применение многомерной системы пространственно-временных координат, включающего в себя экономико-ценностное, организационно-институциональное, технико-экономическое, цикло-временное измерения, что позволяет учитывать основные виды эффектов, которые возникают в зависимости от способностей локальных систем малого предпринимательства создавать те или иные формы организации инновационных процессов.

Если рассматривать данные процессы с позиции концепции динамических способностей и с учетом положений системного анализа, то можно выделить следующие свойства и закономерности, присущие данным процессам:

  •    всем территориальным образованиям, обладающим разными возможностями приспособления к негативным изменениям внешней среды, присуща системная взаимосвязанность;

  •    экономику страны можно представить, как сложную систему со сложившимися вертикальными (центр-регион) и горизонтальными (межрегиональными) связями, с присущими ей кооперационными и конкурентными взаимосвязями, то есть, как сложную полирегиональную систему;

  •    макросистемный эффект возникает благодаря комплементарности и интеграции разнородных по целям развития и ресурсам, способностям и компетенциям территориальных структур в общее для страны экономико-временное пространство, эти структуры ориентированы на выполнение общей миссии и объединены общими культурно-ценностными ориентирами;

  •    территориальное образование можно определить как сложную, открытую динамическую систему, функционирующую в определенном институциональном, технологическом, культурном пространстве и эволюционирующую вместе с ним;

  •    на основе накопления, реализации и развития компетенций МСП осуществляется приобретение территориями новых свойств посредством накопления изменений;

  •    основной вектор развития для структур МСП задается территориальными особенностями, культурно-ценностными ориентациями, существующими технологиями и базой знаний и компетенций.

Таким образом, можно говорить о возникновении эффекта «кумулятивной причинности», при котором развитие предпринимательской деятельности вообще и эволюция форм, характера и сфер данной деятельности в частности делают возможной концентрацию и проникновение инноваций в систему территориальных связей и их организационно-экономические структуры. Несомненно, данный эффект зависит от различных комбинаций на той или иной территории экономико-ценностных, технико-технологических, организационных и институциональных связей, структуры, состава и соотношений факторов экономического роста.

При классификации таких соотношений одни центры становятся центрами роста с высоким инновационным потенциалом, а для периферийных территорий появляется благоприятная возможность использования интеллектуального и технико-инновационного потенциала, возникающего благодаря спонтанно зарождающейся предпринимательской активности. Если проследить эволюцию данного явления, то в скором времени можно будет говорить о предпринимательском таланте и интеллектуальном капитале фирмы как о полноценном активе, увеличивающем стоимость бизнеса и повышающим инновационный потенциал отдельной территории [5]. Данные инновационные процессы можно назвать нелинейными.

Анализ распределения малых предприятий по регионам Российской Федерации, согласно данным Федеральной службы государственной статистики, позволяет сделать вывод о том, что около трети малых предприятий сконцентрировано на территории Центрального федерального округа (ФО), причем эта тенденция сохраняется и в настоящее время (см. табл.).

Таблица

Распределение малых предприятий по регионам России (составлено авторами по [19])

Показатели

По состоянию на

10.01.2018

10.01.2019

10.01.2020

10.10.2020

Кол-во, ед.

%

Кол-во, ед.

%

Кол-во, ед.

%

Кол-во, ед.

%

Российская Федерация

267033

100

250758

100

224105

100

217504

100

Центральный ФО

93550

35

87322

35

76499

34

73892

34

Северо-Западный ФО

33878

13

31354

13

28088

13

27432

13

Южный ФО

21627

8

20758

8

19012

9

18581

8

Северо-Кавказский ФО

5285

2

5159

2

4703

2

4629

2

Приволжский ФО

50280

19

47424

19

42882

19

43330

20

Уральский ФО

22217

8

20781

8

18643

8

18198

8

Сибирский ФО

29421

11

25768

11

23221

11

22677

11

Дальневосточный ФО

10775

4

12192

4

11057

4

10765

4

Определим закономерности пространственного развития и экономической активности малого предпринимательства:

  • 1.    Территориальные образования разнородны, обладают разным уровнем ресурсного обеспечения, интеллектуальных компетенций. Тем не менее, под влиянием эндогенных факторов они взаимодействуют в едином экономико-временном пространстве и, тем самым, усиливают механизмы инновационного развития путем стихийного и спонтанного возникновения синергических эффектов.

  • 2.    Эволюция механизмов пространственного социально-экономического развития региона напрямую зависит от активности субъектов МСП.

  • 3.    Синергический эффект, зачастую отрицательный, зависит от сложного взаимодействия центростремительных и центробежных сил в территориальном пространстве, в связи с перемещением не только товаров, но и труда, капитала и предпринимательских структур, обладающих разными ресурсами и динамическими способностями.

  • 4.    Конкурентные преимущества региона все меньше зависят от природных ресурсов и географии области, все более важную роль играет помощь и поддержка со стороны государства предпринимательского таланта населения, инновационная привлекательность, потенциал человеческого и интеллектуального капитала.

  • 5.    При переходе на новый экономический уклад роль ресурсных, природных и территориальных факторов в формировании конкурентного потенциала и преимуществ снижается, значимость приобретают инновационные, агломерационные факторы, уровень развития человеческого капитала и инфраструктуры региона.

  • 6.    При разработки государственных и региональных программ социально-экономического развития территорий важным является проработанность и учет рыночных механизмов, в том числе саморазвития, в противном случае гарантирован отрицательный результат (провалы рынка).

В настоящее время в РФ доминирует модель, называемая моноцентричной («центр-периферия»). К сожалению, несмотря на громкие заявления, влияние модели будет только усиливаться по ряду субъективных причин, что может усилить тенденции роста и концентрации активного трудоспособного населения в Северо-Западном и Центральном ФО, что, в свою очередь, ведет к территориальным диспропорциям. При этом, в регионах усиливается местничество, неграмотное н непрофессиональное управление, протекционизм, подавление конкуренции субъектов МСП, что, в свою очередь, усиливает тенденции переезда активного работоспособного населения в центральные регионы.

На наш взгляд, выровнять диспропорции территориального развития возможно путем активизации развития межтерриториальных связей, отказа от дотационности и субсидирования, кроме финансирования инноваций, что предполагает использование полицентрической модели. При этом, происходит естественное формирование множества постоянно меняющихся точек роста и центров тяготения. Сложность заключается в необходимости интегрирования программ развития малого и среднего предпринимательства в стратегии развития регионов. Зачастую это одни и те же программы, однако, деньги на их реализацию «зашиты» в разных подпрограммах, порой не согласующихся друг с другом по срокам, объемам выделяемых ресурсов, центрам ответственности.

В результате происходит размывание финансовых ресурсов, про их эффективное использование говорить не приходится, так как мониторинг эффективности выполнения программ, как правило, не предусматривается [8]. При разработке программ игнорируется сложная многоуровневая система параметров развития МСП, уникальные траектории территориального развития, которые могли бы обеспечить реализацию внутренних потенциальных конкурентных преимуществ. В качестве рекомендации можно предложить некую типологию по характеру участия в процессе формирования и масштабирования инноваций, вовлеченности в фокусировку производственно-технологических, культурно-ценностных, организационно-институциональных факторов.

Таким образом, формируются четыре типа территориальных моделей инновационного развития малого предпринимательства, выполняющих основополагающую роль в понимании закономерностей формирования инновационного профиля развития малого предпринимательства – национальная (удовлетворение как национальных потребностей, так и потребностей международного рынка в инновациях), национально-территориальная (насыщение и концентрация инноваций в регионах), территориальная (удовлетворение потребностей отдельных территорий с возможным привлечением университетской науки в качестве исполнителей научно-исследовательских тем) и слаборазвитая периферийная (низкий уровень инновационной активности периферии).

Причем каждая модель может иметь определенный уровень развития (низкий, средний, высокий). Для более подробного анализа особенностей формирования параметров инновационного развития субъектов МСП важно выделить классификационные признаки, приведенные на рисунке.

Рис. Типология территориальных моделей инновационного развития малого предпринимательства

В настоящее время любые конкурентные преимущества формируются на основе появления новых свойств территориальных систем, которые связаны с качественными изменениями в структурировании потоков времени и экономико-территориального пространства и происходят во многом под влиянием складывающихся в процессе развития сектора малого предпринимательства двухсторонних прямых и обратных связей. С переходом к экономике знаний формируются новые возможности территорий, появляется возможность смены механизмов их финансирования. Данная тенденция имеет разнонаправленное влияние, как с точки зрения структуризации социально-экономического пространства, так и в аспекте повышения качества предпринимательской деятельности, деловых связей предпринимателей, способствуя размыванию административных границ экономико-территориальных образований.

Данные тенденции в будущем будут способствовать формированию механизмов структурирования территориального пространства в вертикальном измерении [7]; в дальнейшем данные механизмы возможно приведут к ускорению эволюционных центро-переферийных процессов за счет повышения роли инновационных факторов МСП и организационно-структурных изменений за счет интеллектуализации производственных процессов и усиления роли нематериальных активов малых фирм.

Заключение

Генераторами синергических эффектов инноваций, локализации и образования кластеров в настоящее время становятся субъекты МСП, вследствие чего все большую роль в росте инновационной привлекательности региона играет их месторасположение. Чем больше субъектов МСП будет концентрировано на той или иной территории, тем более инвестиционно привлекательным становится регион. Данные качественные перемены в экономическом развитии могут дать шанс на выравнивание нарастающих диспропорций территориального и регионального развития и стать драйверами новой системы территориально-экономических отношений, характеризующихся переходом на новый экономический уклад, резким повышением производительности труда и созданием устойчивых конкурентных преимуществ.

Статья научная