Future prospects of crowdsourcing assessment and regulation in business environment

Бесплатный доступ

The article reveals the prospects of assessing and regulating crowdsourcing in the business environment. The attention is focused on the key capabilities of online platforms and defines performance indicators of crowdsourcing. Relationship causes the efficiency of the system of employers, intermediaries, which contains information on existing projects, artists and the level of development of the business environment infrastructure in the field of information technology.

Crowdsourcing, common pool resources, global resources, information technology, online labor exchange

Короткий адрес: https://sciup.org/14875882

IDR: 14875882

Текст научной статьи Future prospects of crowdsourcing assessment and regulation in business environment

В 1970-х годах было признано, что сочетание информационных и коммуникационных технологий имеет определенный потенциал для того, чтобы изменить привычную всем «работу». В 1980-е годы, внимание сосредоточилось на «дистанционной работе», предполагающей перемещение работы от традиционного офиса к дому. В 1990-е годы стало очевидным – работа может перемещаться на международном уровне, что стало называться «оффшорным аутсорсингом». В следующее десятилетие было отмечено появление крупных международных компаний, предоставляющих дистанционные услуги и все чаще использующие «глобальный ресурс», в котором работники из разных частей света могут работать вместе благодаря технологии «точно-в-срок», чтобы предоставлять определенные услуги независимо от их местоположения. В текущем десятилетии это развитие достигло критической точки, делая реальным факт появления совершенно новых форм организации труда, координирующихся на онлайн-платформах [6].

Что такое краудсорсинг? Терминология стремится охарактеризовать эти новейшие формы «работы» как экономика совместного потребления, человеческое облако, трудовые ресурсы по требованию, цифровой труд. «Краудсорсинг» здесь определяется как работа, организованная благодаря онлайн биржам труда.

ГРНТИ 06.54.31

Богданова Анна Михайловна – аспирант кафедры менеджмента и инноваций Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Контактные данные для связи с автором: 191002, Санкт-Петербург, ул. Марата, д. 27 (Russia, St. Petersburg.

Он включает в себя различные разновидности работы, которые могут быть дифференцированы по нескольким аспектам: профессиональный статус (от высококвалифицированных профессионалов до консультантов по микро-задачам); осуществляются ли она в режиме онлайн или в автономном режиме (с онлайн координацией); место работы (дом, офис или другое место); занятость и статус работников (работающий по найму или нет); работа проводится для компании или частного клиента; работа основная или она – дополнительный источник дохода; каково вознаграждение (например, регулярная зарплата, почасовая ставка или сдельная оплата).

Рабочая сила краудсорсинга весьма разнообразна и плохо идентифицирована. Попытки оценить краудсорсинг в глобальном масштабе редки. Одним из возможных вариантов оценки может быть определение числа платформ и среднего количества активных пользователей на них. К сожалению, с помощью этих компонентов чрезвычайно трудно дать количественную оценку. Количество платформ велико и растет с каждым днем, поэтому число зарегистрированных пользователей на платформе не может быть точным по нескольким причинам.

Во-первых, некоторые зарегистрированные участники могут быть неактивны; во-вторых, существует вероятность того, что пользователи могут зарегистрировать аккаунты несколько раз под разными фамилиями; в-третьих, вероятно, многие регистрируются на нескольких взаимосвязанных сайтах, так что любая попытка сформировать общую цифру путем сложения числа зарегистрированных может привести к так называемому двойному счету.

В случае автономной работы, организованной с помощью краудсорсинговых платформ, статистику проследить несколько сложнее, отчасти потому, что локальный характер предоставления услуг делает сайты нерелевантными. Другая категория краудсорсинга – работа, осуществляемая сотрудниками, организованными внутри краудсорсинговых онлайн-платформ. Здесь можно выделить две основные категории: сотрудники «виртуальной команды» по проектам; случайные пользователи. Статистика для таких форм скрыта в общей статистике занятости и оценить масштаб становится невозможно. Существуют источники, указывающие на то, что тенденции растут, но без четких определений не представляется возможным выявить темпы роста [1, c. 547].

Кроме того, временная / удаленная работа не по договору найма является юридически запрещенной во многих европейских странах, поэтому не существует никаких данных о её распространенности [5]. Можно сделать вывод, что краудсорсинг используется в значительных масштабах и быстро растет, однако, в настоящее время нет достоверных оценок его роста.

К сожалению, существует множество вопросов, которые являются нерешенными в связи с быстрым ростом онлайн-бирж труда. Такой вид работы существует на рынке, однако он плохо изучен и практически не поддается регулированию. Не представляется возможным определить статус онлайн-бирж труда и очень сложно их классифицировать. Их можно рассматривать как агентства временного найма, как рекламные площадки, как социальные предприятия, как поставщиков различных услуг (предоставляющих, например, услуги уборки или такси) [2].

Пока не будет определен статус данного рода организаций, трудно будет регламентировать их деятельность. Также возникают страховые и юридические вопросы, не все онлайн-платформы составляют договоры, включающие в себя все непредвиденные ситуации при заключении контрактов. Не все платформы предлагают высококвалифицированных специалистов, и они не предоставляют работникам возможность повышения квалификации [3].

Появление онлайн-бирж труда поднимает серьезные возможности и вопросы для регулирующих органов, работодателей, работников. В настоящее время даже малая часть рынка труда не принимает непосредственного участия в краудсорсинговых проектах, и есть вероятность, что многие его субъекты несут потери от этого в ряде направлений. Они включают в себя возможность уменьшения зарплат, получение решений, свежих идей и конкурентных преимуществ, обратную связь от потребителей и так далее. Мировым политикам в ближайшем будущем предстоит принять решения о том, как, в какой степени «совместное потребление» следует поощрять и регулировать. Несомненно, что краудсорсинг приносит крупные социальные и экономические возможности, но также существуют и риски.

Возможности включают в себя:

  •    обеспечение работой людей, которые могли бы быть исключены (например, люди-инвалиды, люди в развивающихся странах) из процессов занятости;

  •    краудсорсинг позволяет потребителям получить доступ к услугам, представляющимся по системе «точно-в-срок»;

  •    создание новых возможностей для гибких способов совмещать работу и личную жизнь;

  •    низкая стоимость выхода на рынок для новых предприятий или фирм, пробующих новые продукты или услуги, тем самым краудсорсинг способствует росту и конкурентоспособности;

  •    использование социальных инноваций;

  •    творчество, самовыражение и генерирование новых культурных продуктов;

  •    объединение единого цифрового рынка.

Риски включают в себя:

  •    широко распространенное уклонение от существующих правил, предназначенных для защиты работников и потребителей;

  •    риск для здоровья и безопасности работников и потребителей;

  •    возможная деформация рынков существующих услуг;

  •    рост ненадежности;

  •    потеря контроля качества (в том числе невозможность проверить подлинность продукции и квалификации).

Задача мировой экономики состоит в том, чтобы найти баланс и определить формы контроля, позволяющие снизить риски, не исключая в то же время поощрение возможностей. Для того, чтобы сделать это, политикам будет необходима точная информация о масштабах краудсорсинга, проводимых мероприятиях, юридических и договорных аспектах, при которых они выполняются, характеристики исполнителей, их условий труда, условий, в которых они работают, и связанных с этим рисков для работников, клиентов и широкой общественности.

University of Bucharest, 2014.

Статья научная