The business development problems of students from Central Asian countries in Russia
Автор: Britvina I.B., Maljavin S.N., Shumilova P.A.
Журнал: Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета @izvestia-spgeu
Рубрика: Социологические аспекты управления и экономики
Статья в выпуске: 5-2 (137), 2022 года.
Бесплатный доступ
The entrepreneurship development among students from Central Asian countries in Russia is important for strengthening international relations. International business integration, business processes innovation, promotion of Russian business culture are all positive aspects of our country development. Different studies have shown that students from Central Asian countries have insufficient opportunities for making their own business in Russia. The reasons for this situation are investigated in this article.
Entrepreneurship, migrants, youth, central asia, cultural integration, business, youth entrepreneurship
Короткий адрес: https://sciup.org/148325744
IDR: 148325744
Текст научной статьи The business development problems of students from Central Asian countries in Russia
Международное молодежное предпринимательство – важнейший фактор укрепления межгосударственных контактов, а также развития социальной сферы государств. Привлекательность страны, готовой поддерживать предпринимательскую деятельность молодых мигрантов, существенно повышается. Кроме того, это способствует росту благосостояния страны за счет омоложения трудовых ресурсов, притока инновационных идей, помогает формированию среднего класса, повышению качества человеческого капитала. В этой связи, исследуемая в статье проблематика обладает высокой актуальностью и значимостью.
Общая оценка ситуации
Субсидированная из федерального бюджета деятельность по увеличению присутствия молодежи до 30 лет среди субъектов малого и среднего предпринимательства включена в России в государственную программу «Экономическое развитие и инновационная экономика» еще в 2016 г. Задачи развития молодежного предпринимательства отражены и в Стратегии развития молодежи РФ до 2025 г. По понятным причинам молодежь из числа внешних мигрантов не является объектом такой помощи со стороны российского государства ни на федеральном, ни на региональном уровнях. В то же время, положение о необходимости увеличения количества приезжих из стран Центральной Азии, готовых трудиться в России, сформулировано в «Предложениях к миграционной стратегии России до 2035 г.» [6]. Данная стратегия основывалась на демографическом прогнозе, составленном в 2014 г. [1], однако сегодня Россия сталкивается с иными условиями, результатом которых будут новые вызовы по сохранению человеческого капитала.
Миграционный прирост за счет стран Центральной Азии с января по март 2022 г. составил более 654,7 тыс. чел. [10], что почти в 3 раза больше, чем показатели за тот же период 2021 г. [11]. Несмотря на то, что оттока мигрантов не наблюдается, некоторые специалисты высказывают опасения, что он возникнет из-за экономических сложностей (падение валютного курса, трудности в переводе заработанных денег на родину и т.д.) и политических действий других стран. Кроме того, в перспективе в результате минимизации иностранных инвестиций и технологий увеличится потребность в ручном труде [13]. В связи с этим выдвигаются различные идеи по стимуляции миграционного притока: от денежных льгот для приезжих до открытия им доступа работы в муниципальных органах власти [9].
Предпринимательская деятельность приезжих из стран Центральной Азии оказывает влияние не только на экономическую, но и на социальную, и политическую жизнь общества. Согласно положениям Гражданского кодекса Российской Федерации, предпринимательская деятельность – это «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке». Помимо первоначального капитала особое значение здесь имеют такие аспекты, как статус и репутация, влияющие на успешность бизнеса.
Именно поэтому ведение бизнеса предполагает социальную ответственность приезжих, достойное отношение и высокую степень интеграции мигрантов в общество, где они планируют развивать бизнес-контакты. Малое предпринимательство, более доступное мигрантам и потенциально имеющее более широкое распространение, занимает особое место и способствует устойчивому развитию страны, а также является одним из способов формирования среднего класса. При этом молодежь вносит особый вклад в малый бизнес, внедряя инновационные подходы, развивая новые сферы профессиональной деятельности, привнося творчество и энергию.
Возрастные показатели трудовых мигрантов из Центральной Азии отличаются в разных странах, но процент молодежи занимает существенный объем в общем потоке и остается достаточно стабильным с 2009 года. Так, в России среди мигрантов из Таджикистана этот показатель составляет 30%, из Киргизии – 48,7%, из Узбекистана – 60% [4]. По данным Минобрнауки России, Узбекистан лидирует по количеству желающих получить высшее образование и занимает второе место после Казахстана по количеству иностранных студентов в России (48,7 тыс. студентов). Далее идут Туркменистан (30,6 тыс. студентов) и Таджикистан (23,1 тыс.). Киргизия (8,6 тыс. студентов) замыкает десятку стран, посылающих молодежь на учебу в российские вузы [8].
В целом студенты из стран Центральной Азии ежегодно составляют около 60% доли иностранных студентов в российских вузах. Это довольно большой потенциал для развития молодежного предпринимательства, поскольку иностранные студенты имеют меньше сложностей с интеграцией в принимающее сообщество, чем люди не имеющие образования, тем более не получившие его в стране въезда. Студенты-мигранты лучше владеют русским языком, постоянно общаются с местными жителями, знакомы с культурой страны приема. Одновременно с этим у них сохраняются и привычные социальные модели поведения жителей стран Центральной Азии, которые предполагают взаимную поддержку, необходимость в сохранении связей и «стягивание» родственников и земляков в общее географическое, социальное и экономическое пространство.
То есть, приезжие студенты-предприниматели могут не просто создавать рабочие места в России, но и обеспечивать приток своих соотечественников в результате наличия этнических особенностей, предполагающих создание высокоэффективных социальных сетей.
Результаты исследования. Проблемы и пути их решения
Проблемы развития студенческого предпринимательства среди молодых мигрантов в России можно рассматривать и как общие для этой страты, и как специфические, относящиеся к мигрантскому статусу и социокультурным особенностям жителей стран Центральной Азии. Поскольку студенты – это люди, стоящие перед выбором формы осуществления трудовой деятельности, то активно исследуются вопросы их мотивации [5, с. 8-10], а также факторы, влияющие на их выбор, и трудности, с которыми они сталкиваются. В целом в последние годы в России наблюдалось увеличение доли молодежи в предпринимательстве.
Согласно Национальному отчету «Глобальный мониторинг предпринимательства», к 2019 году возрастное распределение предпринимателей в России стало меняться по сравнению с предыдущими годами. Так, количество молодежи в возрасте 18-24 года увеличилось по сравнению с 2018 г. более чем в 2 раза (с 7% до 14,5%), как и объем возрастной группы 24–35 лет (с 13,1% до 19,4%). При этом, распределение «ранних» предпринимателей по уровню образования выглядит стабильно: более половины из них имеют среднее образование (55,7%) и более трети-высшее (37,6%) [3].
Какие факторы обуславливают выбор трудовой стратегии мигрантов из Центральной Азии – будущих выпускников российских вузов? Эта проблема является актуальной для современных ученых. И российские, и зарубежные исследователи отмечают общие для всего мира факторы, влияющие на мотивацию к предпринимательской деятельности у молодых людей [2; 7; 14; 15; 16]. Рассмотрим их:
-
1. Отношение молодежи, определяемое социокультурными особенностями общества, то есть установки, определяемые коллективными представлениями относительно такой роли, как «бизнесмен», плюсы и минусы ведения «своего» дела, количество трудностей и рисков, которые зафиксированы в общественном мнении.
-
2. Слабая информированность в сфере предпринимательства – проблема, распространенная в большинстве стран, решение которой является важным направлением развития предпринимательской деятельности среди молодежи.
-
3. Недостаточное финансирование, то есть трудности в поиске стартового капитала. Это – наиболее значимый фактор, влияющий на решение молодых людей открыть свой бизнес.
-
4. Сложности в области законодательства и права – это то, с чем молодые люди сталкиваются впервые в своей жизни и что зачастую является для них отталкивающим фактором. Например, это могут быть неэффективная налоговая политика, непроработанные законы о конкуренции, непонятный порядок регистрации бизнеса, а также коррупция в органах власти.
-
5 . Отсутствие объема деловых связей, недостаточное владение информацией о необходимых услугах для бизнеса, недостаточное распространение практики консультаций.
Перечисленные факторы, влияющие на мотивацию молодых людей в части занятия предпринимательской деятельностью, в целом универсальны для всего мира. Прежде всего это относится к тем молодым людям, которые находятся в родной стране. Говоря о мигрантах, приезжающих в Россию из Центральной Азии для учебы в вузах, необходимо отметить, что эти сложности многократно увеличиваются. В частности, поскольку студенты-мигранты в силу возраста еще имеют слабые представления о правовой и налоговой системе, им сложнее ее освоить и в стране приема.
Что касается нужных контактов, то из-за слабого набора социальных связей, а также в силу культурной дистанции с представителями принимающего сообщества мигрантам труднее сформировать пул бизнес-знакомств, чем местным жителям. Кроме того, возможность накопления стартового капитала ослабляется не только экономическими причинами, но и особенностями культурного характера. Так, например, ввиду того, что большинство приезжих из стран Центральной Азии являются мусульманами, они не могут взять кредит по религиозным законам.
И еще одна причина, обусловленная культурой народов Центральной Азии, – это система семейной поруки, когда молодым трудоспособным людям вменяется в обязанность распределять свой заработок в пользу близких старших родственников или братьев/сестер. Нередко при устройстве на работу мигранты отправляют заработанные деньги на родину для обеспечения лечения, поддержки социальных связей, образования, оплаты кредитов и долгов, помощи родственникам. Как правило, студенты живут и учатся на деньги других родственников; по возвращении на родину они должны будут компенсировать затраты на обучение упорным трудом на благо семьи, то есть и там они не смогут заработать деньги на открытие своего дела.
Таким образом, налицо разница в целях, которые ставят перед собой российские молодые бизнесмены и приезжие из стран Центральной Азии. Несмотря на то, что общей задачей для них является увеличение дохода, россияне видят в развитии своего бизнеса возможность реализации персонального потенциала и получение престижного статуса [7], а молодые мигранты стремятся выйти из-под контроля старших, получить избавление от начальства и возможность самостоятельно распоряжаться прибылью [12].
Авторами статьи в 2019 г. в городе Екатеринбурге был проведен опрос в форме стандартизированного интервью с мигрантами (N=220) из стран Центральной Азии (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан и Туркменистан), среди которых было 15,5% студентов, обучающихся в вузах города. В 2019 г. в 6 крупнейших университетах Екатеринбурга (УрФУ, УрГЭУ, УрГУПС, УрГПУ, УГМУ, УГГУ) обучалось 2334 студента из Центрально-Азиатского региона, что составило 63% от общего количества иностранных студентов этих вузов (3717 чел.). Итоги опроса показали, что ни один иностранный учащийся пока не планирует заниматься предпринимательской деятельностью в России.
Хотя по сравнению со своими более старшими соотечественниками, которые работают или являются временно неработающими (например, ведут домашнее хозяйство), студенты проявляют более определенную позицию по проблемам предпринимательства (вариант «не знаю» по всем вопросам они выбирают в разы меньше). Кроме того, они лучше культурно и социально подготовлены (лучше знают русский язык, имеют больше социальных контактов, чаще общаются с местными жителями и т.д.) по сравнению со своими соотечественниками, что дает им преференции в потенциальной активности в отношении предпринимательской деятельности.
Так, 85,7% студентов из стран Центральной Азии ответили, что им легко общаться с местными жителями, а среди их работающих соотечественников таких оказалось 64,5%, среди домохозяек в России – лишь 37,5%. И, конечно, доля студентов по сравнению с другими категориями опрошенных по части видов взаимодействия с местными жителями в разы больше. На вопрос: «Вы делитесь с местными жителями своими мыслями, сведениями о чем-то, своими представлениями?» – были получены следующие доли положительных ответов: у студентов – 71,4%, у работающих – 36,7%.
Аналогичным образом, по вопросу: «Вы вместе пытались решить какую-то общую проблему и согласовывали для этого общий план действий?» – у студентов – 45,7%, у ведущих домашнее хозяйство – 25%, у работающих мигрантов – 32,9%. Отметим и еще одну важную особенность: среди студентов тех, кто исповедует ислам, лишь 40%, а среди работающих мигрантов – 90,5%.
Трудности в отношении общекультурной и правовой подготовки отмечают все категории мигрантов из стран Центральной Азии, и студенты ненамного отличаются от других. Так, 57,1% студентов и 51,3% работающих мигрантов отметили, что недостаточно хорошо знают российские законы. Кроме того, по оценке опрошенных, им не хватает знания русского языка: студенты – 54,3%, работающие – 58,2%, домохозяйки – 75%. Отмечается проблема непонимания мигрантами правил поведения в различных ситуациях: студенты – 34,3%, работающие мигранты – 24,7%.
Волнует опрошенных и негативное предубеждение местных жителей к мигрантам (что также мешает развитию собственного дела): 22,9% студентов, 22,8% работающих. Проблема нехватки информации о культурных особенностях жителей Екатеринбурга отмечена 17,1% студентов и 15,8% работающих мигрантов. Отсутствие помощи от российских органов власти отметили 17,1% студентов и 10,8% работающих.
Таким образом, факторы, которые воздействуют на мотивацию студентов-мигрантов заниматься предпринимательской деятельностью, можно определить как результат накопительного потенциала, приобретаемого на основе итогов адаптации в России, эффективности включения в принимающее сообщество и степени семейного давления по долговым обязательствам. Студенты из стран Центральной Азии, объективно имея больше возможностей начать предпринимательскую деятельность еще во время обучения в России, сталкиваются с такими же трудностями, как и другие мигранты, но в силу молодости, нехватки нужных социальных контактов и первоначального капитала иностранные учащиеся откладывают начало предпринимательства до возвращения в свою страну.
Существенную роль в развитии предпринимательской деятельности среди студентов из стран Центральной Азии играет успешность культурной интеграции в российское сообщество. Значимое воздействие оказывает степень религиозности, поскольку строгое исповедование ислама негативно сказывается на выстраивании необходимых в бизнесе сети социальных контактов в стране, где доминирующей религией является христианство. Успешное усвоение культурных норм поведения также сказывается на решении открыть свое дело в стране приема, поскольку чем понятнее общество, тем выше верно спрогнозированные ожидания и тем более успешной может быть реализация бизнес-стратегии.
Наши исследования показали, что интеграция студентов из стран Центральной Азии проходит более успешно, чем у трудовых мигрантов из этого же региона, однако этот уровень не достаточен для того, чтобы развивать свой бизнес. Российская культурная идентичность перенимается приезжими студентами частично, а сложности во взаимоотношениях сторон ослабляют бизнес-мотивацию. Вместе с тем, обучение в русскоязычной среде дает неплохую базу как для минимизации адаптационных проблем, так и для расширения бизнес-контактов. Получив опыт организации бизнеса в России, иностранные студенты, возвращаясь на родину, будут способствовать международной бизнес-интеграции и продвижению «русского» мира в целом.
Заключение
Авторский анализ позволяет сделать вывод, что на федеральном уровне намечены два основных направления вовлечения российской молодежи в сферу малого и среднего бизнеса: региональное субсидирование мер по поддержке молодежного предпринимательства и информационно-образовательная деятельность среди молодежи в отношении организации собственного дела. Подобное субсидирование вовлечения мигрантской молодежи в предпринимательскую деятельность невозможно, а вот информирование об особенностях российского и международного бизнеса, а также обучение основам организации своего дела – это перспективная деятельность, которая должна стать актуальной как для вузов, так и для субъектов публичного управления всех уровней.