The incidence of hypertensive conditions and risk factors of cardio-vascular diseases in young people

Автор: Tshenyatskaya I.V., Drobotya N.V., Pirozhenko A.A., Kaltykova V.V.

Журнал: Вестник Национального медико-хирургического центра им. Н.И. Пирогова @vestnik-pirogov-center

Рубрика: Оригинальные статьи

Статья в выпуске: 1 т.7, 2012 года.

Бесплатный доступ

In examining 2280 young people (first year students) a high level of normal arterial pressure (AP) corresponding to prehypertensive condition was found in 25,4%, arterial hypertension (AH) being registered in 20,3% that proved a high incidence of hypertensive conditions in young people. Four risk factors of cardiovascular diseases were revealed in 7% of young boys and girls with prehypertension, while in the group of AH the number of young men having 3 and more risk factors was 18,3%. The combination of smoking, alcohol intake and poor physical activity was the most frequently occurring risk factors. The correction of modified risk factors in the process of a 3-year dynamic monitoring resulted in decreasing the arterial pressure up to the normal levels and up to the high levels of normal AP in 44,8% of young people with diagnosed AH, it contributing to decreasing AP to normal and optimal levels in 68% of people with prehypertension.

Еще

Arterial hypertension, risk factors, prehypertension, lifestyle changes

Короткий адрес: https://sciup.org/140188022

IDR: 140188022

Текст научной статьи The incidence of hypertensive conditions and risk factors of cardio-vascular diseases in young people

Артериальная гипертония (АГ) в РФ, как и во всех странах с развитой экономикой, является одной из актуальных медико-социальных проблем. Это обусловлено сопутствующим ей высоким риском сердечно-сосудистых осложнений (ССО), широкой распространенностью и недостаточным контролем артериального давления (АД) в масштабах популяции [5].

Традиционно считалось, что АГ является уделом лиц зрелого возраста, однако данные последних лет свидетельствуют о ее существенном «омоложении». Среди больных АГ лица молодого возраста составляют до 16–20% [4].

Любой патологический процесс, несомненно, имеет свою отправную точку развития и определенный латентный период. Соответственно, переход нормотонии в АГ реализуется через пограничное состояние – пред-гипертонию (ПГ), распространенность которой серьезно настораживает кардиологов Европы и России.

До последнего времени доминировала точка зрения, что АГ и другие факторы риска (ФР) влияют на ССЗ и смертность, в основном, в пожилом возрасте, в связи с чем подростков и молодых лиц относили к группе низкого риска. Однако, наличие у молодежи определенного набора ФР, связанных подчас с ее недостаточной мотивацией к формированию здорового образа жизни, заставляют взглянуть на эту проблему по-новому, сместив диагностические и профилактические акценты в более молодые возрастные группы [1].

В этой связи представляется весьма актуальным изучение распространенности различных уровней АД в молодежной популяции, выявление наиболее типичных для молодых людей ФР, оценка их связи с уровнем АД. Накопление и анализ подобного рода данных могут обеспечить лучший контроль над ситуацией на этапе пограничного состояния и его перехода в собственно заболевание и, весьма вероятно, повысить эффективность антигипертензивных мероприятий.

Материал и методы исследования

В основу работы положены результаты обследования 2280 молодых людей 18–25 лет (из них: 1041 юноша и 1239 девушек) – студентов 1–3 курсов.

Первый этап обследования включал в себя: сбор жалоб, анамнеза, анкетирование для выявления ФР, объективный осмотр (с обязательным определением окружности талии и индекса массы тела – ИМТ), офисное измерение АД, ЭКГ, стандартное биохимическое исследование (общий анализ крови, мочи, липидограмма). Объем диагностических исследований соответствовал Рекомендациям ВНОК по диагностике, лечению и профилактике АГ (2008).

По результатам офисного измерения АД были сформированы группы с оптимальным (опт. АД≤120/80 мм рт.ст.), нормальным (НАД 120–129/80–84 мм рт.ст.), высоким нормальным АД (ВНАД 130–139/85–89 мм рт.ст.) и АГ (>140/90 мм рт.ст.) для каждого пола (ВНОК, 2004, 2008).

Наличие факторов риска ССЗ устанавливали с помощью анкетирования и соответствующих индексов.

Щенятская И.В., Дроботя Н.В., Пироженко А.А., Калтыкова В.В. РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ ГИПЕРТЕНЗИВНЫХ СОСТОЯНИЙ И ФАКТОРОВ РИСКА СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ У ЛИЦ МОЛОДОГО ВОЗРАСТА

Оценка употребления алкоголя и степень алкогольной зависимости определялась скрининг – тестом MAST. Для изучения характера питания (частоты употребления животного жира и растительной клетчатки) использовали краткий диетический опросник, разработанный ГНИЦ ПМ. Интенсивность курения оценивали с помощью индекса курения, который рассчитывался по формуле: индекс курения = (число сигарет, выкуриваемых в день) Х 12. Индекс курения >140 свидетельствовал о высокой интенсивности курения. У курящих также определяли стадию курения и степень сформированности табачной зависимости с помощью анкеты, разработанной в ГНИЦ ПМ. Уровень физической тренированности оценивали с помощью индекса Руффье.

В дальнейшем группе добровольцев из числа молодых людей с ПГ и АГ, имевших факторы риска ССЗ, был подобран и проведен комплекс мероприятий по модификации их образа жизни. Продолжительность проспективного наблюдения и оценка эффективности немедикаментозной коррекции ПГ и АГ составили три года.

Результаты исследований обработаны с использованием пакета прикладных программ «Statistica for Windows 6.0».

Результаты и обсуждение

Проведенное офисное измерение АД позволило установить распространенность различных его уровней в обследованной когорте студентов. Частота встречаемости опт. АД, НАД, ВНАД и АГ по данным «офисного» измерения представлена в табл. 1.

Приведенные в таблице данные указывают на то, что в когорте обследованных, наряду с нормотониками

Табл. 1. Частота встречаемости оптимального, нормального, высокого нормального АД и АГ по данным «офисного измерения» АД

Пол

Обследовано всего (n=2244)

Опт. АД (n=936)

НАД (n=822)

ВНАД (n=269)

АГ (n=217)

абс

%

абс

%

абс

%

абс

%

Мужчины (n=1021)

180

17,6

463

45,3

215

21,0

163

15,9

Женщины (n=1223)

756

61,8*

359

29,3*

54

4,4*

54

4,4*

Примечание : * – статистически значимые различия в сопоставимых группах между лицами мужского и женского пола (р<0,05).

(со значениями АД, находящимися в диапазонах опт. АД и НАД), выявляются лица с ВНАД, соответствующим ПГ, а также молодые люди с АГ. У лиц женского пола АГ встречалась в 3,6 раза реже, а ВНАД – в 4,7 раз реже, чем у мужчин, в то время как опт. АД почти в 3,5 раза чаще регистрировалось у лиц женского пола (р<0,001). Таким образом, в группе молодых людей мужского пола, включавшей в себя более 1 000 человек, ПГ имела место в 21% случаев (у каждого пятого), а АГ – в 15,9% случаев (у каждого шестого юноши), что свидетельствует о широкой распространенности пограничных АГ состояний и собственно АГ среди студенческой молодежи.

Следующий этап исследования заключался в выявлении основных факторов риска ССЗ и их сочетаний у мужчин и женщин молодого возраста.

К числу наиболее распространенных (в том числе, и в молодежной среде) модифицируемых факторов риска относятся избыточная масса тела, несбалансированное питание, курение, употребление алкоголя, гиподинамия и связанная с ней низкая толерантность к физической нагрузке. Полученные данные позволили оценить распространенность основных ФР у лиц молодого возраста в зависимости от уровня АД (табл. 2).

Представленные в таблице данные указывают на то, что в группах молодых людей с различным уровнем АД имеются все основные модифицируемые ФР.

Так, избыточная масса тела сравнительно в небольшом проценте случаев выявлялась у лиц обоего пола с опт. АД и НАД, однако, по мере повышения АД (от НАД к ВНАД и АГ) количество обследованных с избыточной массой тела существенно возрастало. Наибольшее количество лиц с высокими значениями ИМТ было в группе АГ. Существенный вклад в наличие сравнительно высокого процента молодых людей с избыточной массой тела вносит, несомненно, несбалансированное питание. Нами установлено, что питание примерно каждого второго или третьего студента, независимо от уровня его АД, характеризовалось чрезмерным употреблением жира с высоким содержанием холестерина и крайне низкой частотой оптимального потребления растительной клетчатки (не более 1%).

Современная кардиология рассматривает курение как один из наиболее агрессивных факторов риска развития АГ, ее осложнений и других ССЗ, прежде всего в

Табл. 2. Распространенность (в %) основных факторов риска у лиц молодого возраста в зависимости от уровня АД

АД

ФР

Опт. АД

НАД

ВНАД

АГ

м

n=18

ж n=756

м n=436

ж n=359

м

n=215

ж

n=54

м n=163

ж n=54

Избыточная масса тела

3,7

4,4

9,1

8,2

17,3

30,6*

35,7

59,2*

Чрезмерное потребление жира

56,1

44,2*

65,1

39,9*

57,4

40,8*

53,8

35,2*

Курение

37,9

12,3*

41,5

12,5*

39,8

13,3*

41,4

9,3*

Употребление алкоголя

73,4

61,9*

75,4

74

72,3

70

71,1

66,7

Неудовл. адаптация ССС к физич. нагрузке

32,9

25,3*

30,2

27,7

48

30,2*

55,2

36,7*

Примечание: * – достоверность различий в однородной группе между лицами мужского и женского пола (р<0,05).

Щенятская И.В., Дроботя Н.В., Пироженко А.А., Калтыкова В.В.

РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ ГИПЕРТЕНЗИВНЫХ СОСТОЯНИЙ И ФАКТОРОВ РИСКА СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ У ЛИЦ МОЛОДОГО ВОЗРАСТА связи с негативным влиянием никотина на функцию эндотелия и, как следствие, на возможность реализации эндотелий-зависимой вазодилатации [2].

В то же время, в соответствии с полученными нами данными, курение является весьма распространенным ФР в студенческой среде. К числу курильщиков преимущественно относились молодые мужчины; их представительство в группах с различным уровнем АД колебалось в диапазоне от 37% до 42%. При этом факт табачной зависимости был установлен у 13,1% юношей с опт. АД, у 23,3% молодых людей с НАД, у 22,1% – с ВНАД и у 19,6% лиц с АГ. Таким образом, наименьшая частота встречаемости табачной зависимости среди лиц мужского пола отмечалась в группе лиц с опт. АД (13,1% случаев).

Во многих проспективных исследованиях была показана U-образная связь употребления алкоголя с общей смертностью и J-образная связь с развитием АГ [3].

Выявленный нами факт широкого распространения потребления алкоголя (от 62% до 75% в группах с различным уровнем АД) в молодежной студенческой среде не может не настораживать, особенно, если учесть, что на этапе скрининга в исследование были преимущественно включены студенты 1-го курса. Максимальный процент молодых людей с подозрением на алкогольную зависимость выявлен в группе лиц с АГ (9,8% юношей и 3,7% девушек).

Сходная закономерность была установлена нами при анализе распространенности гиподинамии у лиц с различным уровнем АД. Количество обследованных с низким уровнем двигательной активности возрастало от группы с опт. АД к группам с более высокими значениями АД, достигая максимума в группе лиц с АГ – 55,2% юношей и 36,7% девушек. Определение уровня тренированности и адаптации ССС по индексу Рюффье позволило установить, что для молодых людей с любым уровнем АД была характерна явно недостаточная (и не соответствующая возрасту) адаптация ССС к физическим нагрузкам: низкий уровень тренированности (неудовлетворительная адаптация) наблюдался у 10% из когорты обследованных, удовлетворительный – лишь в 35,3% случаев.

Общеизвестно, что наличие у человека нескольких ФР существенно повышает вероятность развития АГ, а у больного АГ – микро- и макрососудистых катастроф.

В процессе анализа результатов исследования нами был поставлен вопрос о том, с какой частотой выявляются один и более факторов риска в группах молодых людей с различным уровнем АД, и существует ли связь между уровнем АД и количеством присутствующих у человека ФР. Полученные данные отражены на рисунке.

И в группе ВНАД, и в группе АГ нами был выявлен немалый процент молодых людей, имевших 3 и более факторов риска. Так, 7% юношей и девушек, отнесенных к группе ВНАД, имели 4 фактора риска, а в группе АГ количество молодых людей с 3-мя и более факторами риска составило соответственно 11% и 7,3%. Следует отметить, что в соответствии с современными европей-

I ■ ОФР 1 ФР I ■ 2ФР ЗФР

I ■ 4ФР

Характеристика частоты сочетаний факторов риска у лиц молодого возраста в зависимости от пола и уровня АД скими и российскими рекомендациями по диагностике и лечению АГ, больные, имеющие 3 и более факторов риска, относятся к группе высокого риска, независимо от степени повышения АД.

Наиболее часто встречающейся комбинацией ФР являлось сочетание курения, употребления алкоголя и низкой физической активности.

Группе студентов-добровольцев с выявленными ПГ и АГ нами были даны рекомендации по изменению образа жизни в целях снижения уровня АД и профилактики АГ. Рекомендации были направлены на оптимизацию питания, снижение ИМТ, борьбу с вредными привычками, увеличение физической активности. По итогам трехлетнего динамического наблюдения мы оценили изменения уровня АД у лиц с ПГ и АГ, проанализировали уровень их приверженности к модификации образа жизни, изучили динамику основных ФР.

Щенятская И.В., Дроботя Н.В., Пироженко А.А., Калтыкова В.В. РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ ГИПЕРТЕНЗИВНЫХ СОСТОЯНИЙ И ФАКТОРОВ РИСКА СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ У ЛИЦ МОЛОДОГО ВОЗРАСТА

Отмечено, что адаптация ССС к физическим нагрузкам по индексу Руффье улучшалась: к 3-му курсу в группе ПГ количество лиц с хорошей или отличной адаптацией достоверно увеличилось с 6% до 26% (р<0,05), а в группе АГ количество молодых людей с удовлетворительной адаптацией возросло с 27% до 51,7%.

Анализ изменений ИМТ свидетельствовал о том, что у молодых людей с АГ достоверная динамика массы тела за 3 года наблюдения отсутствовала, а у лиц с ВНАД отмечалось даже нерезко выраженное увеличение массы тела.

Частота курения в обеих группах с 1-го по 3-й курсы имела тенденцию к возрастанию: среди лиц с АГ она возросла на 9,7%, а в группе лиц с ВНАД – на 6%. Лица, прекратившие курить, составляли в группе АГ 7%, а в группе с ВНАД лишь 5%. Своеобразным «утешением» служит то обстоятельство, что и в группе ВНАД и в группе АГ в процессе нашего наблюдения имело место достоверное уменьшение интенсивности курения по количеству выкуриваемых в день сигарет соответственно на 35% и 48% по сравнению с 1-м курсом.

Более позитивной была динамика употребления алкоголя: каждый четвертый студент прекращал прием алкоголя независимо от уровня АД, а у молодых людей с АГ частота потребления алкоголя достоверно снизилась с 66,4% до 44,8%, (р=0,015).

Проведение комплекса мероприятий, направленных на модификацию образа жизни, позволило к концу 3-х летнего периода наблюдения констатировать достоверное снижение САД в группе молодых людей с ВНАД со 132,6±1,7 мм рт.ст. до 123,0±7,7 мм рт.ст., а в группе АГ – со 147±8,79 мм рт. ст. на 1-ом курсе до 130±6,03 мм рт. ст. на 3-ем курсе (р<0,05).

Коррекция модифицируемых ФР у молодых людей с ПГ и АГ и, как следствие, достоверное снижение АД у представителей данных групп способствовали их перераспределению по уровням АД. Так, 31% лиц с изначально установленной АГ перешли в категорию ПГ, а 13,8% лиц – в категорию НАД. Из общего количества молодых людей, имевших до начала немедикаментозной коррекции ПГ, 58% перешли в категорию НАД, а 10% – в категорию опт. АД.

Таким образом, мероприятия по формированию здорового образа жизни привели к снижению АД (до уровня НАД и ВНАД) у 44,8% молодых людей с исходно диагностированной АГ, а также способствовали снижению АД до нормальных и оптимальных значений у 68% лиц с ПГ, установленной на первом курсе.

Статья научная