Recreational cluster of destination as a factor of socio-economic development of the region

Бесплатный доступ

The coordinated synergetic functioning of the participants of the recreational cluster allows not only to organize a more complete implementation of the recreational function of the destination, but also contributes to the intensification of the socio-economic development of the region.

Recreational cluster, interaction, self-sufficiency of elements, regional development

Короткий адрес: https://sciup.org/148326790

IDR: 148326790

Текст научной статьи Recreational cluster of destination as a factor of socio-economic development of the region

В современной экономической ситуации чрезвычайно актуален вопрос развития импортозамещения, развертывания производства отечественных товаров и услуг, в том числе в связи с закрытием для россиян ряда привычных мест отдыха за рубежом, создания новых и интенсификации имеющихся рекреационных дестинаций на территории Российской Федерации. Одним из наиболее легко реализуемых и, в то же время, экономически и социально эффективных способов решения этой проблемы может стать создание рекреационных кластеров, что не только усилит социальные и экономические эффекты (не только прямые, но и мультипликативные) в имеющихся рекреационных дестинациях, но и позволит значительно снизить размер инвестиций в создание новых рекреационных дестинаций.

Теоретические аспекты кластеризации

Рассмотрим некоторые примеры использования понятия «кластер» в экономических публикациях. Модный термин «кластер» пришел в экономику из IT-сферы, где он используется с 90-х годов ХХ века и обозначает определенное количество данных или аппаратных мощностей, объединенных в логическую группу и образующих единый ресурс, при помощи которого можно увеличить надежность и производительность системы [1; 8].

Это понятие легко трансформируется в сферу экономико-управленческую [4, с. 182-183; 6], где кластер определяется как группа взаимодействующих предприятий различного назначения (курсив наш –

ГРНТИ 06.61.43

EDN NHYBSA

Александр Маркович Малинин – доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры региональной экономики и природопользования Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Татьяна Михайловна Белова – кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина.

Статья поступила в редакцию 07.04.2023.

авт. ), которые расположены на одной территории и которые создают прибавочную стоимость путем синергетического эффекта [4; 7]. Подробно понятие «кластер» применительно к экономическим объектам рассмотрено М. Портером [7], этим автором даны исчерпывающие определения как кластера в целом, так и различных видов взаимодействий составляющих кластер элементов, рассмотрены социальная составляющая, экономика, эволюция, синергия и прочие эффекты и инициативы, связанные с развитием кластера.

Казалось бы, после [7] вопрос с дефиницией «кластер» закрыт, однако, в ряде научных публикаций последних лет в области экономики и управления, а также, особенно, в «околоэкономических» выступлениях различных специалистов в СМИ кластер стал пониматься, как просто группа предприятий одинакового назначения, которые расположены на одной территории. Так, например, говорили про «автомобильный кластер Санкт-Петербурга и Ленинградской области», имея в виду ряд предприятий различных фирм (Форд, Тойота и др.), занимавшихся сборкой импортных автомобилей на этой территории.

Полагаем, что употребление понятия (как и термина) «кластер» применительно к ряду однородных объектов, объединяемых только по принципу их размещения в пределах одной локации, неправомерно, термин этот может и должен применяться только при описании и исследовании деятельности групп взаимодействующих предприятий [4; 7; 12].

Рекреационные кластеры

Рассмотрим рекреационный кластер, функционирующий на территории рекреационной дестинации и выполняющий функции комплексного обслуживания рекреантов. Опишем структуру рекреационного кластера и рассмотрим механизмы взаимодействия составляющих кластер предприятий, обеспечивающие повышение качества обслуживания рекреантов и рост прибыли в результате синергетического эффекта совместной (согласованной) деятельности

Процесс (акт) потребления рекреационной услуги будем рассматривать как реализацию цикла рекреационных занятий [3], осуществляемую рекреантом на базе соответствующим образом сформированной рекреационной инфраструктуры (рекреационного кластера) [11; 12], который представляет собой технологическую цепочку предприятий (транспорт, проживание, питание, экскурсионное и досуговое обслуживание, комплекс оздоровительных услуг), обеспечивающих реализацию как основных рекреационных занятий, так и дополнительных, специфических для отдельных специализированных категорий рекреантов (краеведческих, конгрессных, медицинских и др.)

В СССР существовало четыре основные системы организации приема и обслуживания рекреантов: ВАО «Интурист», Центральный Совет по туризму и экскурсиям (ЦСТЭ) ВЦСПС, Бюро международного молодежного туризма (БММТ) «Спутник» и, наконец, коммунальные предприятия (размещения, питания, иных рекреационных услуг) различной подчиненности – районной, городской, региональной – также принимавшие на договорной основе прибывающие группы рекреантов и, таким образом, на период приема рекреантов de facto становившиеся элементами рекреационного кластера (тогда, правда, не было ни этого понятия, ни этого слова). Заметим, что также существовали еще ведомственные рекреационные системы различных ведомств и даже отдельных крупных предприятий, но они не «делали погоды» в силу ограниченности контингента и жесткой привязки к определенной дестинации (например, санаторий министерства M в городе N).

Разделение функций между отдельными предприятиями было различным, так в большинстве предприятий размещения ВАО «Интурист», ЦСТЭ и БММТ «Спутник» служба питания (ресторан, кафе) входила в состав предприятия размещения, в то время как коммунальные предприятия размещения не имели собственной службы питания, и имеющиеся в них предприятия питания (ресторан, кафе) были экономически самостоятельными и только арендовали у гостиниц помещения на договорной основе.

В стандартном промышленном кластере технологическая цепочка строится на том, что продукт предыдущего звена, как правило, является сырьем для последующего, и, таким образом, компоненты кластера взаимозависимы и неразрывны [2; 7]. Одним из основополагающих отличий рекреационного кластера является высокая степень технологической и экономической независимости компонентов кластера между собой (см. табл.). Таким образом, отличие рекреационного кластера от других технологических кластеров [2; 7] заключается в том, что любое из входящих в него предприятий может функционировать как в составе кластера, так и автономно, обслуживая не только рекреантов, но и потребителей других категорий, становясь, таким образом, частью собственно коммунальной инфраструктуры локации (см. рис.). Вв этом контексте уже элиминируется «дестинационная» компонента дестинации.

Таблица

Структура и функции предприятий рекреационного кластера

Рекреационное предприятие

Рекреационная услуга (основная)

Рекреационная услуга (дополнительная)

Транспортное предприятие

Трансфер от/до места прибытия/раз-мещения

Трансфер экскурсионный

КАР- и СИМ-шеринг

Дополнительные и специализированные транспортные услуги

Предприятие размещения* (гостиница, кемпинг, мотель, база отдыха и пр.)

Проживание Регистрация Связь, интернет Сейфинг Общеоздоровительная Пляж, анимация, спорт

Создание комфортной среды для рекреантов с ограниченными возможностями

Организация съездов, конференций, заседаний

Детская комната

Предприятие питания

Питание

Банкеты, кейтеринг

Национальные кухни

Лечебное питание Тематическое питание Детская кухня

Предприятия по организации досуга*

Экскурсионное обслуживание

Экскурсионные туры: общеобразовательные; тематические

Специализированные туры по заявкам групп рекреантов и для проводимых мероприятий

Культурно- просветительская деятельность

Организация просветительской, концертно-развлекательной, иной досуговой деятельности

Организация фестивалей, специализированных выставок и презентаций

Лечебно-оздоровительное предприятие (учреждение)

Фельдшерские Поликлинические Стационарные Педиатрические

Специализированные услуги медицинского туризма

Медицинское сопровождение проводимых мероприятий

* Также могут оказывать услуги КАР- и СИМ-шеринга.

Рис. Связи в рекреационном кластере

В состав рекреационного кластера могут факультативно включаться туроператоры, имеющие долгосрочные (многолетние), иногда даже эксклюзивные контракты с участниками кластера - как правило, с предприятиями размещения рекреантов, что, с одной стороны, снимает проблему загрузки у предприятия размещения, с другой стороны - обеспечивает туроператору гарантированное размещение рекре-антов в строгом соответствии с условиями выданного рекреанту ваучера (к сожалению, довольно часто бывает, что условия размещения не полностью соответствуют заявленным в оферте отеля и, соответственно, указанным в ваучере, выданном туроператором рекреанту, что вызывает претензии рекреанта как к предприятию размещения, так и к туроператору и, в результате, к негативной оценке рекреантом качества рекреации в целом).

Хорошим примером взаимодействия (практически эксклюзивного) туроператора и предприятия размещения рекреантов являлся (в период до введения пакетов санкций ЕС) тандем Санкт-Петербургский туроператор «Tezenis» – отель «Zantina beach hotel» в Ретимно, Крит, Греция. Это взаимодействие обеспечивало обоим участникам устойчивую и достаточно высокую прибыль, а то, что отель экономил на рекламе, позволяло снижать стоимость проживания, что, в свою очередь, снижало цену путевки, стимулируя и повышая спрос – обеспечивая (гарантируя) заполнение отеля.

Нормальное функционирование рекреационного кластера в огромной степени определяется успешностью деятельности службы (служб) безопасности как отдельных предприятий, входящих в состав кластера, так и кластера в целом, в том числе и путем обеспечения и координации деятельности соответствующих подразделений. Безопасность функционирования рекреационного кластера подразумевает (почти дословно цитируем [11]) состояние защищенности предприятий кластера, специалистов, дестинации (как территории, так и объектов показа), самих рекреантов и их имущества от комплекса угроз со стороны неблагоприятных факторов внешней среды, ошибок в организации деятельности как отдельных предприятий, входящих в состав кластера, так и кластера в целом, действий злоумышленников, конкурентов.

Обеспечение безопасности функционирования рекреационного кластера, безусловно, требует постоянного и достаточно «плотного» взаимодействия структур обеспечения безопасности как кластера в целом, так и отдельных предприятий, входящих в его состав, с соответствующими муниципальными (региональными) органами, в частности, с органами МВД, которые достаточно часто создают в крупных дестинациях специальную рекреационную (туристскую) полицию, функцией которой является, с одной стороны, контроль за соблюдением рекреантами правил, действующих на территории дестина-ции, с другой стороны – обеспечение режима безопасности и максимально комфортной среды для ре-креантов.

Функционирование как рекреационного кластера, так и входящих в его состав предприятий, несмотря на большую степень их независимости как друг от друга, так и от внешней среды, невозможно без постоянных контактов с органами власти и инфраструктурой жизнеобеспечения локации (муниципии, региона) дестинации, что обеспечивает «физические» факторы жизнедеятельности кластера [5] и экономико-правовые основы функционирования кластера, а также нормальной жизнедеятельности ре-креантов.

Нужно отметить, что наличие рекреационного кластера очень выгодно для властей муниципии (региона), в котором локализована дестинация, обслуживаемая кластером. Помимо обычных социальноэкономических выигрышей: создание рабочих мест (в том числе, сезонных); мультипликативного экономического эффекта для многих отраслей хозяйства; повышение инвестиционной привлекательности; интенсификация хозяйственной деятельности, как в производственной сфере, так и в сфере услуг; опережающее развитие коммунальных инфраструктур – транспортной, инженерной, социально-бытовой, образовательной, медико-оздоровительной, спортивной и т.д., наличие кластера и порождаемого им опережающего развития муниципии (региона) его локализации создает, как отмечал М. Портер [7], для муниципии (региона) целый ряд конкурентных преимуществ.

Эти конкурентные преимущества связаны с ростом привлекательности для рекреантов, как следствие – рост прибылей кластера и увеличение поступлений в бюджеты всех уровней, что, в свою очередь, стимулирует расширение кластера и номенклатуры предоставляемых рекреантам услуг, а это влечет за собой дальнейший рост. Т.е. наблюдается эффект положительной обратной связи, когда рост кластера и увеличение потока рекреантов ограничивается только природными детерминантами – экологическая емкость территории, рекреационная емкость территории, ограниченность тех или иных ресурсов.

Ранее мы рассматривали градообразующую функцию кластера на материале курортов Кавказских Минеральных Вод (XIX – начало XX вв.) [5], современным примером социально-экономического развития территории вследствие создания кластера может послужить рекреационно-спортивный комплекс «Красная поляна» близ Сочи, где создание полноценного рекреационного кластера горнолыжного и общерекреационного профиля привлекло настолько значительное число рекреантов, что «Красная поляна», бывшая пригородным сочинским местом для горнолыжного спорта, превратилась в полноценную самостоятельную рекреационно-спортивную дестинацию федерального уровня.

Другой пример – рост рекреационной привлекательности, с развитием рекреационной инфраструктуры и, в ряде случаев, с созданием рекреационных кластеров в ряде небольших, интересных историей, памятниками культуры, народными промыслами российских городов, что позволило включить их в популярные культурно-познавательные рекреационные маршруты «Золотое кольцо России», «Серебряное кольцо России», «В гости к Деду Морозу» (Великий Устюг) др.

Вывод

Создание и функционирование рекреационных кластеров в больших и малых дестинациях России является значимым фактором социально-экономического развития региона локализации дестинаций, а иногда даже может превратить ранее малопопулярный район или объект в полноценную дестинацию.

Статья научная