Рецензия на монографию: Cohen-Almagor R. The republic, secularism and security: France versus the Burqa and the Niqab. Cham: Springer, 2022. 66 p.

Рецензия на монографию: Cohen-Almagor R. The republic, secularism and security: France versus the Burqa and the Niqab. Cham: Springer, 2022. 66 p.

Автор: Караманукян Д.Т.

Журнал: Вестник Омской юридической академии @vestnik-omua

Рубрика: Рецензия

Статья в выпуске: 4 т.19, 2022 года.

Бесплатный доступ

Франция явилась первой европейской страной, в которой на законодательном уровне 11 октября 2010 г. установлен запрет ношения в общественных местах закрывающей лицо исламской лицевой вуали - бурки и никаба. Впоследствии аналогичные запретительные нормативные правовые акты были изданы и другими государствами Европейского союза. Запрет ношения исламской лицевой вуали и ограничение свободы вероисповедания в странах, ставших для многих участников международных отношений эталонными с точки зрения модели правового демократического государства, породили большое количество исследовательских работ представителей европейского научного сообщества, в основном касающихся различных аспектов реализации прав на свободу вероисповедания и гендерное равенство. Однако новизна монографии профессора Рафаэля Коэна-Альмагора «The Republic, Secularism and Security: France versus the Burqa and the Niqab» («Республика, секуляризм и безопасность: Франция против бурки и никаба») заключается в нестандартном подходе к изучению проблемы европейского запрета на ношение религиозной лицевой вуали в общественных местах. Исследование проведено с использованием различных научных методов: общенаучных (анализа, синтеза, моделирования, абстрагирования и др.), эмпирических (наблюдения, статистики), специально юридических (сравнительно-правового, аксиологического, социологического методов, герменевтики), исторических (диахронного, идеографического методов). Автор предпринял попытку не только провести юридический анализ нормативной правовой базы данного вопроса, но и определить историко-политические и государственно-культурные мотивы подобного отношения французского законодателя к указанному социальному явлению. Следует отметить, что во Франции, как и почти во всех европейских странах, представителей ислама, носящих бурки и никабы, крайне мало - менее 0,003 % от всего населения страны. В этой связи можно согласиться с тем, что реальной социальной проблемы, требующей правового регулирования со стороны публичной власти, не существует. Такая непропорциональная разница между степенью практической важности данного вопроса и усилиями французских законодателей побудила профессора Коэна-Альмагора остановиться на причинах проявления столь высокого интереса французского государства к исламской лицевой вуали. Огромный практический опыт, доскональное, системное знание нормативного материала и социально-культурных, политических аспектов запрета позволили автору проанализировать символическую роль и практическую значимость лицевой вуали в стремлении Франции к построению единой национальной культуры.

Еще

Бурка, никаб, запрет на ношение исламской лицевой вуали, секуляризм, европейский суд по правам человека, европейский суд, общая воля, свобода вероисповедания, свобода слова, свобода культуры, светское государство

Короткий адрес: https://sciup.org/143179263

ID: 143179263   |   DOI: 10.19073/2658-7602-2022-19-4-419-427

Рецензия