Strategic aspects of the formation of transport and logistics infrastructure in the context of globalization
Автор: Li Na
Журнал: Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета @izvestia-spgeu
Рубрика: Творчество молодых ученых
Статья в выпуске: 3 (123), 2020 года.
Бесплатный доступ
The article deals with topical issues of the concept of forming the transport and logistics infrastructure of the country in the context of globalization. Their distinctive features are characterized. It is argued that the state should adopt a strategy aimed at managing logistics processes in the national economy using institutional and economic measures. The expediency of coordinating the strategy for the formation of transport and logistics infrastructure with the prospects for the formation of trade mediation and contract logistics is justified.
Globalization, investment, logistics system, logistics service, warehouses, transport and logistics infrastructure, digitalization
Короткий адрес: https://sciup.org/148320166
IDR: 148320166
Текст научной статьи Strategic aspects of the formation of transport and logistics infrastructure in the context of globalization
Рецессия мировой экономики, начало которой инициировали пандемия коронавируса и падение спроса на рынке нефти, в одночасье не только затормозила процесс глобализации, но и привела к наложению вето на свободное перемещение людей и отдельных видов груза через государственные границы многих стран. Нужно ожидать, что в конечном итоге она прекратится, а ее последствия не так быстро, но постепенно все же исчезнут. Глобализация после этого, безусловно, продолжит свое развитие. Она необратима [1, с. 15]. Однако очевидно и другое. Национальные экономики будут перестраиваться (модернизироваться) с учетом опыта, полученного во время рецессии мировой экономики этого года. Направления перемен будут различными. Однако не вызывает никаких сомнений, что будут предприниматься институциональные действия по активизации: (1) цифровизации экономики; (2) дальнейше-
ГРНТИ 81.88.51
Ли На – аспирантка кафедры логистики и управления цепями поставок Санкт-Петербургского государственного экономического университета.
Статья поступила в редакцию 08.04.2020.
го развития транспортно-логистических национальных инфраструктур. Если требования к 1-м из них в целом ясны, то стратегические императивы формирования таких инфраструктур нуждаются в уточнении и формализации.
Обзор теоретических взглядов в предметной области исследования
Уникальность каждого проекта построения транспортно-логистической инфраструктуры нельзя рассматривать в качестве единственного объяснения ограниченности существующего перечня требований к его реализации; наличия у некоторых из них таких свойств, как неоднозначность и неунивер-сальность. Существует и другая причина. Нами она соотносится с тем, что концепция такой инфраструктуры целостный вид еще не приобрела. В пользу этого вывода свидетельствуют следующие положения.
Проблемы формирования инфраструктуры национальной экономики, как показывают наши исследования, в современных научных публикациях рассматриваются лишь фрагментарно. Среди них представляется необходимым, прежде всего выделить, вопросы, которые связаны с обоснованием положительных и отрицательных последствий реализации инфраструктурных проектов для развития национальной экономики; особенностей жизненного цикла этих проектов. Это не позволяет не только уточнить место и роль в такой инфраструктуре транспортно-логистической составляющей, но и прогнозировать перспективные стратегические сценарии ее развития.
Приведем пример. В [2, с. 92] инфраструктура относится к числу факторных условий (они рассматриваются в качестве одного из 4-х детерминантов конкурентного преимущества страны). Аналогичное мнение представлено в [3, с. 63]. В [2, с. 691] также считается, что инфраструктура может быть как источником рассматриваемого вида преимущества (в единичных случаях; если она специализирована и приспособлена к потребностям конкретных отраслей), так и источником проблем в национальной экономике. Наличие у инфраструктуры способности порождать отрицательные эффекты соотносится главным образом с возможностью ее негативного влияния на окружающую среду, т.е. с вероятностью возникновения конфликта между целями ее функционирования и обеспечения устойчивого развития территорий. Таким образом, имеет место столкновение двух взглядов на формирование инфраструктуры страны, т.е. коллизия.
Интерес к теории национальной инфраструктуры во многом обусловлен тем, что её функционирование, прежде всего, связано с государственным хозяйствованием. Отличительными чертами этого сектора экономики страны являются: высокая степень огосударствления (значительная часть инфраструктурных объектов находится в государственной собственности); высокие (инвестиционные) преграды для входа в него коммерческих структур [4, с. 6]. Среди таких барьеров особое место занимают существенные риски, обусловленные неопределенностью будущего спроса на инфраструктурные услуги. В зоне такого риска сегодня оказываются не только склады (эта ситуация для них является классической), но, например, и те объекты, которыми насыщены транспортные коридоры. Последние нередко меняют свою конфигурацию, оставляя без загрузки ранее созданные инфраструктурные мощности. Подобные вариации объясняются геополитическими факторами, а также появлением в государствах новых точек инфраструктурной активности. Например, строительство морского порта в Усть-Луге привело к потере части грузов Рижским морским портом. В последнем контексте следует ожидать, что реализация проекта «Экономический пояс Шелкового пути» приведет к глобальным структурным сдвигам в системе существующих транспортных коридоров.
Заметим, что в теории государственного регулирования постулируется оправданность инвестиций в развитие национальной инфраструктуры. Среди причин, обусловливающих такой подход, нужно выделить, прежде всего, признание того факта, что существует ряд товаров, которые рынок не поставляет либо поставляет в малом количестве [5, с. 79]. Эти причины являются убедительными. Однако, по нашему мнению, нельзя не учитывать актуальность правомерного установления соотношения государственных и рыночных регуляторов развития национальной инфраструктуры. Например, в РФ формирование транспортной составляющей этого сектора экономики во многом планируется исходя из запросов крупных корпораций и инвестиционных проектов, прежде всего, федерального значения (например, инициируемых в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы РФ (2010-2020)) [6].
Учитывая, что в отраслевом плане такие корпорации преимущественно относятся к добывающей промышленности, их требования к логистическому сервису вступают в конфликт с запросами пред- приятий, выпускающих товары народного потребления; физических индивидуумов (потребителей). Таким образом, в РФ, в отличие от других стран (с развитой рыночной экономикой), приоритеты развития логистики в целом и транспортно-логистической инфраструктуры в частности определяют не динамика повышения требований к логистическому сервису в сфере физического распределения товаров, а планы развития крупных предприятий. Эта ситуация в первую очередь предопределяет диспропорции в развитии товаропроводящей сети на территории страны, что, соответственно, негативно отражается на обеспечении жизненных потребностей населения. Аргументом в пользу этого утверждения следует считать слабую представленность торговых сетей к востоку от Урала.
Основные результаты и их обсуждение
Совершенно очевидно, что государственное регулирование должно принять на вооружение стратегию, целеориентированную на руководство логистическими процессами в национальной экономике. Ее реализация должна не только сбалансировать интересы государства и бизнеса в отношении организации и регулирования товародвижения, но и дополнить рыночные механизмы теми мерами, которые позволят обеспечить его устойчивое развитие. Последние должны носить как институциональный, так и экономический характер.
К их числу следует отнести меры, направленные на: (1) снижение негативного влияния работы транспорта, прежде всего, автомобильного, на экологию; (2) повышение мобильности национальной транспортной системы; (3) формирование транспортно-логистической инфраструктуры, обеспечивающей полное удовлетворение населения в торговых услугах на всей территории страны, активизацию малого предпринимательства, занятость населения; (4) обеспечение оптимальных территориальных пропорций развития транспортно-логистической инфраструктуры; (5) стандартизацию логистических терминов и определений и др. С учетом событий, происходящих в последнее время, в этот перечень следует включить формирование системы государственных резервов на случай возникновения чрезвычайных ситуаций. Они уже показали, что номенклатура материальных ресурсов, предназначенных для мобилизационных нужд, должна быть пересмотрена.
Транспортно-логистическая инфраструктура в современных научных публикациях нередко рассматривается без привязки к рыночной инфраструктуре (инфраструктуре рынка); в контексте транспортных и складских мощностей (с недостаточным акцентом на интеграции взаимодействий между ними); с неполным определением потенциала пространственного размещения логистических (складских) мощностей; без учета роли логистики в обслуживании потребителей.
1-й аспект нами объясняется глобальной тенденцией перехода ответственности за управление транспортно-складской деятельностью (включая формирование складских сетей) к теории логистического менеджмента (логистике и управлению цепями поставок). Выделение последней в самостоятельную область знаний, согласно [7], не только обусловило ее определенный отрыв от классических компетенций торгового дела, но и создало предпосылки для ее примата над коммерческой деятельностью, хотя все это и противоречит рыночной логике взаимодействия хозяйствующих субъектов. Кроме того, это привело к тому, что вопросы трансформации рыночной инфраструктуры на основе системного подхода стали реже рассматриваться. Подобные работы в этой области в последние годы практически не встречаются [3, 8, 9 и др.].
2-й аспект (сужение экономических границ обслуживающей деятельности транспортно-складских мощностей до функциональной деятельности), по нашему мнению, обусловлен, по крайней мере, несколькими причинами: (1) в управлении этими мощностями просматривается достаточно существенная техническая составляющая; (2) экономическая природа деятельности транспорта и складов (соответственно, и критериев ее эффективности) различна (1-е перевозят грузы, а на 2-х хранятся и совершаются другие операции с товарно-материальными ценностями); (3) влияние окружающей (в т.ч., рыночной) среды учитывается незначительно. Отдельно в последнем контексте следует отметить такую причину, как отсутствие единой точки зрения в отношении понимания категории «логистическая система» [10]. Точное ее определение приведено в [11, с. 447]. Однако, судя по российским публикациям, посвященным рассматриваемой проблематике, эта точка зрения пока еще не получила широкого распространения [12, 13 и др.].
3-й аспект (неполнота учета потенциала пространственного размещения логистических мощностей, т.е. складов) предопределяется: сложностью выполнения условия о выборе их местоположения, отвечающего требованиям, предъявляемым к рентабельности (прибыльности) и уровню складского (логистического) обслуживания; высокой динамикой вариативности оптимальных пространственных и временных зависимостей в транспортно-складской сети; трудностью принятия решения в случае ориентации этой сети на перемещение многономенклатурных товарных партий в условиях высокой неопределенности спроса и роста запросов на мелкопартионные отправки [11, с. 445; 14, с. 72; 15].
4-й аспект (отсутствие должного учета роли логистики в обслуживании потребителей) обусловлен следующими положениями: (1) недооценка того факта, что транспортная и складская деятельности относятся к сфере материальных (логистических) услуг; (2) неполнота проработки ключевых показателей эффективности логистического сервиса; (3) сложность обоснования положительного отклика потребителей на повышение уровня их логистического обслуживания; (4) недолжный учет возрастания роли логистики в обслуживании потребителей в условиях конвергенции товарного ассортимента, предлагаемого различными поставщиками, т.е. появления множества коммерческих предложений по поставкам товаров-субститутов (взаимозаменяемых товаров) очень близких друг к другу по многим параметрам (эта тенденция придает конкуренции логистическое измерение); (5) невысокая скорость трансфера в РФ современных стандартов логистического сервиса и др. [10, 11, 15].
Проблемы построения транспортно-логистической инфраструктуры, как правило, рассматриваются в отрыве от задач развития в стране торгового посредничества, сектора контрактной логистики (логистического аутсорсинга), нормирования транспортно-логистических процессов. Актуальность 1-й из них отмечается в [16]. 2-я задача также крайне важна, поскольку спрос на объекты такой инфраструктуры, в т.ч., формируют логистические аутсорсинговые компании. От решения 3-й задачи во многом зависят положительные изменения в производительности труда в логистических сферах экономики и уровне сервиса, предоставляемого задействованными в них организациях и предприятиях.
Отдельно следует отметить еще одно обстоятельство. Вопрос о том, является ли транспортная логистика самостоятельным функциональным направлением менеджмента или необходимо ее рассматривать как транспортное обеспечение логистики, несмотря на неоспоримость второго утверждения, до сих пор остается дискуссионным [7]. Эффективность формирования национальной транспортнологистической инфраструктуры во многом зависит от полноты соответствия ее функциональной направленности запросам практики. Назначением этой инфраструктуры является оказание услуг (утилитарного характера) по перемещению материальных ресурсов во времени и пространстве, потребность в котором предопределяется нуждами общественного производства и ее собственными нуждами [3, с. 61].
Этот процесс осуществляется посредством цепей поставок, поэтому транспортно-логистическая инфраструктура товарных рынков призвана создавать нормальные условия для их функционирования. Степень ее прогрессивности должна оцениваться, исходя из вклада в обеспечение сбалансированности логистических взаимодействий между хозяйствующими субъектами в цепях поставок. Отсюда, в т.ч., возникает необходимость статистического наблюдения за участниками товародвижения, позволяющего визуализировать конфигурации цепи поставок и узловые точки их пересечения. Актуальность осуществления данной меры впервые была признана в [17].
Ключевой стратегической задачей формирования транспортно-логистической инфраструктуры является обоснование инвестиционного замысла ее построения или модернизации [18]. Она относится к компетенции теории анализа и оценки инвестиций в развитие логистических систем, которая пока еще не выстроена. Публикации по этой тематике единичны, в частности, к ним относятся [19, 20]. Их анализ показывает, что эффективность решений в транспортном и складском строительстве рассматривается главным образом: (1) в контексте классического управления инвестиционными проектами; (2) исходя из априори заданных требований к проекту; (3) без учета современных кластерных логистических инициатив; (4) без комплексного учета требований к уровню транспортных и складских услуг (логистического сервиса); (5) без строгого выстраивания сбалансированной системы ключевых показателей функционирования транспортно-логистической инфраструктуры.
Это означает, что необходимо активизировать научные исследования в направлении обоснования приоритетов оптимизации инвестиционных решений в области создания и развития объектов транспортно-логистической инфраструктуры. Существенное значение в этом плане приобретает аналитическая оценка институциональных императивов развития национальных логистических систем, в т.ч., в РФ и КНР; эволюции международных стандартов функционирования транспортно-логистической инфраструктуры в условиях глобализации; современных тенденций в области обеспечения ее устойчивого развития.
Заключение
Очевидными ценностями глобализации являются свобода перемещения грузов и людей во всем географическом пространстве и высокая транспортная мобильность. Среди необходимых условий появления такой свободы, в первую очередь, целесообразно выделить обеспечение «проницаемости» государственных границ. Решение этой проблемы во многом относится к компетенции таможенной логистики. Другим необходимым условием для возникновения этой свободы следует считать обеспечение качества национальных транспортно-логистических инфраструктур с учетом лучших достижений в соответствующей мировой практике.
Достижение этой цели предполагает масштабные инвестиции в течение длительного срока. Учитывая трудность доступа к источникам их финансирования, особое значение приобретает обоснование адресности и эффективности капиталовложений в развитие национальной транспортно-логистической инфраструктуры, а также разработка проектов ее строительства в рамках государственно-частного партнерства. Все эти задачи имеют логистические компоненты, которые нуждаются в детальной проработке.