Гендерная дифференциация в современной российской семье (социальный аспект)
Автор: Малышева Т.А.
Журнал: Инженерные технологии и системы @vestnik-mrsu
Рубрика: Социальная работа, система социальной защиты и благотворительность
Статья в выпуске: 2, 2007 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/14718833
IDR: 14718833
Текст статьи Гендерная дифференциация в современной российской семье (социальный аспект)
Т. А. Малышева
Роль семьи в обществе и жизни человека не сравнима по своему значению ни с какими другими социальными институтами. В семье человек рождается, делает первые шаги, познает первые радости и огорчения. Из семьи уходит в большой мир, к ней устремляется тогда, когда ему становится особенно неуютно. Семья как уникальная общность людей, как основная ячейка общества выполняет важнейшие социальные функции, играет значимую роль в жизни каждого человека, его защите, обеспечении социализации, формировании и удовлетворении
индивидуальных потребностей.
В современной России обострились проблемы семьи; они выходят на поверхность, становятся заметными не только для специалистов, но и для широкого круга общественности. Негативные тенденции, связанные с семьей как социальным институтом, проявляются в снижении роли репродуктивной функции семьи, уменьшении потребности в детях. Это выражается в росте малодетных семей, в увеличении числа искусственных абортов, росте бесплодных супружеских пар, увеличении естественной убыли населения вследствие снижения рождаемости.
Однако все эти проблемы часто носят гендерный характер. Мужчины и женщины в нашей стране по-разному живут, по-разному относятся к своим правам и обязанностям, в том числе и в рамках одной семьи. Женщина часто свободное от оплачиваемой занятости время делит на семейный досуг, домашний труд и уход за ребенком. Мужчина в свою очередь часто также дифференцирует свободное время, но процентные составляющие далеко не совпадают.
На фоне этого в первой половине 1990-х гг. в России возрождались симпатии к традиционной семье, что было связано, в частности, с усталостью женщин от «двойного» рабочего дня. Но среди других факторов можно отметить мифологизацию роли домохозяйки, использование женщин в качестве ресурса сокращения рынка труда, соответствующие политике государства (увеличение отпуска по уходу за ребенком до трех лет).
Но уже через несколько лет возрождение симпатий к традиционной семье и к жесткому распределению ролей («кормильца» и «домохозяйки») вошло в противоречие с объективной экономической обстановкой. Двузарплатная модель семьи — наследие советского прошлого — воспроизводится и сегодня. Подавляющее большинство семей просто не могут жить на одну зарплату.
Однако опрос супружеских пар подтвердил стереотип о том, что зарабатывание денег ■— это роль, более подходящая для мужчин. Из опрошенных 72 % указали на то, что основной доход в их семью приносит муж. Тем не менее многие женщины склонны считать, что совмещение семейных и профессиональных обязанностей — наилучший вариант для них.
16 % опрошенных считают, что их вклад в семейный бюджет равен вкладу партнера, и 12 % считают, что основной доход в семью приносит женщина.
Что касается быта, то тут нельзя дать однозначной оценки сложившейся ситуации. На словах многие мужчины и женщины согласны с тем, что домашний труд должен выполняться поровну. В реальности основная часть домашней нагрузки лежит на женщине, устойчиво воспроизводится неравенство в распределении трудовой нагрузки супругов.
Культивирование представлений о гендерных особенностях мужчин и женщин ведет к гендерному разделению труда. Согласно представлениям о «мужской работе» и «женской работе» на основании гендерных различий, которые, хотя и создаются, как полагают, социально, являются результатом «естественных» качеств и способностей полов, ведут к дифференциации труда по половому признаку как при формировании общего рынка труда, так и при распределении социальных ролей и обязанностей в отдельно взятой семье. Это очевидно в большинстве известных обществ, но его проявления и степени дифференциации относительны.
Так, например, 91 % опрошенных отнесли стирку белья, уборку жилья, приготовление пищи исключительно к «женским обязанностям», и ни один респондент не признался, что эти обязанности в его семье выполняет мужчина. Однако 87 % опрошенных мелкий ремонт в доме отнесли к «мужским обязанностям», 9 % ответили, что женщины тоже принимают участие в ремонте, и 4 % используют для решения подобных задач специалистов со стороны.
Также опрос показал, что женщины гораздо больше занимаются воспитанием и уходом за детьми. 70 % опрошенных показали, что этим в их семье занимается исключительно супруга, 5 % — что исключительно супруг, и 25 % делят воспитательный процесс между собой.
Что же касается инициирования и планирования семейного досуга, то здесь опять лидерами оказались женщины —- 62 %. Исследование показало, что это занимает всего 25 % мужчин.
Таким образом, получается, что и мужчина, и женщина принимают непосредственное участие в работе по дому, но ее характер и про- должительность неравномерны. Следует заметить, что готовить пищу необходимо несколько раз в день, а вот мебель ломается даже не раз в месяц.
Поступила 19.07.07.
БРАЧНО-СЕМЕЙНЫЕ УСТАНОВКИСТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ: ПЕРСПЕКТИВЫРАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА СЕМЬИ
Кризисные процессы современного российского общества — депопуляция населения и низкая устойчивость брачно-семенных отношений, рост уровня разводов и внебрачной рождаемости, широкое распространение социального сиротства и девиантного поведения — непосредственно влияют на функционирование института добрачного поведения. Эти тенденции вызывают тревогу у общества и государства, так как состояние брачно-семейных отношений и демографическая безопасность России напрямую связаны с реализацией семейных потребностей.
Семья не только следствие, но и причина социально значимых действий. В современной семье происходит ослабление социально-психологического эффекта общности, что ускоряет разрыв преемственности между поколениями. В этих условиях молодежь обретает ценности во многом самостоятельно. Если в прошлом культура через механизм социального воспроизводства определяла выбор брачного партнера интересами рода, семьи, сословия, и индивид подчинялся стереотипам, принятым в обществе, то сегодня молодежь во многом свободна в своем поведении. Сфера общения современных молодых людей становится более дифференцированной и избирательной. Ценностные ориентации юношей и девушек утрачивают матримониальную монополию: любовь, эмоциональные контакты и сексуальное удовлетворение представляют для них ценность сами по себе и не всегда соотносятся с вопросом, заключить брак или нет.
Выступая носителем инновационного потенциала развития социума, студенчество рас полагает особыми (как внутренними, так и внешними) возможностями для реализации своих установок и потребностей в сфере добрачного поведения. Являясь прогрессивной и наиболее активной частью молодежи, именно студенты через свое отношение к брачно-семейным ценностям детерминируют ее добрачное поведение, в значительной степени способствуют изменению самого этого социального института.
Изучение брачно-семейных установок молодежи представляет определенный интерес с точки зрения прогнозирования тенденций рождаемости и стабильности воспроизводства института семьи в будущем. На формирование брачно-семейных установок оказывает влияние целый ряд условий: образ жизни родительской семьи, родственников; социально-экономическое развитие страны и политика государства в сфере брачно-семейных отношений; личные установки и потребности человека и т. д.
В апреле — мае 2005 г. в рамках диссертационного исследования нами был проведен опрос студентов, обучающихся в крупных высших учебных заведениях Республики Мордовия на тему «Гендерная специфика добрачного поведения студенческой молодежи», который позволил определить брачно-семейные установки юношей и девушек, их взгляды на брак и семью, отношение к семейным ценностям, представление о характере будущего супружества и т. д. Нами были опрошены студенты 3 — 4-х курсов, обучающиеся в вузах Республики Мордовия (Мордовский государ- © Е. Н. Новикова, 2007