Гендерные аспекты психологического изучения современной молодежи
Автор: Ключко О.И.
Журнал: Инженерные технологии и системы @vestnik-mrsu
Рубрика: Гуманитарная психология
Статья в выпуске: 2, 2007 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/14718867
IDR: 14718867
Текст статьи Гендерные аспекты психологического изучения современной молодежи
О. И. Ключко, кандидат философских наук
Б 1990-е гг. й России оформилось новое направление академической деятельности ■— гендерные исследования, которые первоначально развивались как междисциплинарная сфера знаний. Отношение к гендерной проблематике среди российских исследователей весьма неоднозначно; от восторженного до ярко негативного, от равнодушного до скептического, от личностно значимого до «антигендерного». Радует, однако, то, что сейчас большинство отечественных исследователей термин «гендер» знает и использует (другой вопрос — насколько корректно). По нашему мнению, все же можно говорить о продолжающейся инсти- туализации гендерного подхода в академическом российском дискурсе, несмотря на то, что большинство учебных курсов социально-гуманитарного профиля пока не содержат гендерного компонента. Это же можно сказать и о содержании учебников и учебных пособий, рекомендованных МО РФ и УМО [1].
Однако в пользу гендерных исследований говорит то, что за последние 10 лет было защищено более 20 докторских диссертаций по этой проблематике, наиболее известными из которых стали работы О. А. Ворониной, И. С. Клециной, В. И. Кириллиной, П П. Щербинина и других. Были созданы
' гендерные и кризисные центры в центре и на ■ периферии, появились специальные учебные ■ курсы в вузах, проводились регулярные конференции, семинары и тренинги в регионах, программы гендерного обучения для руководителей, политиков, преподавателей, журналистов. Начали издаваться книги, учебные пособия, сборники статей, монографии, появились специализированные Интернет-сайты и журналы. В последние годы гендерная проблематика концентрируется в рамках отдельных научных дисциплин —- философии, социологии, культурологии, лингвистики, истории, психологии. А продолжающиеся дебаты о содержании термина «гендер» и его производных можно рассматривать скорее как внутренние коллизии в рамках научного направления, нежели как принципиальные дискуссии о наличии или отсутствии направления вообще.
Однако если академическая наука постепенно интегрировала гендерную проблематику в содержание фундаментальных исследований, анализ содержания практического компонента современного образования показывает ее абсолютное игнорирование. Так, проведенный нами анализ содержания учебной и производственной практики по специальности «Педагогика и психология» демонстрирует полное отсутствие практических заданий на изучение гендерных характеристик у детей и взрослых любого возраста, не оцениваются гендерные установки педагогов, не выявляются гендерные стереотипы родителей учащихся. Более того, ни одно из практических пособий, рекомендуемых для использования в ходе практики, не содержит психодиагностических методик для изучения гендерных характеристик за исключением практикума по гендерной психологии под редакцией И. С. Клециной [9]. Тем не менее хорошо известно, что эти показатели оказывают существенное влияние на процессы обучения и воспитания подрастающего поколения, развитие способностей у детей, формирование их личностных особенностей, стиля поведения, общения, деятельности в целом [2].
Пытаясь включить гендерную тематику в содержание психологической практики, мы столкнулись с достаточно устойчивым мнени-i ем педагогов школ, преподавателей, методистов | о том, что такие исследования неактуальны, ] что современные условия слишком изменились, чтобы сохранить патриархальные стерео- типы, и поэтому их влияние не так негативно. Чтобы проверить эту гипотезу, мы провели психологическое исследование гендерных характеристик современных юношей и девушек (старшеклассников и студентов), а также изучение взаимосвязи гендерных стереотипов с другими личностными особенностями, прежде всего — показателями самоактуализации и общения. Нами были использованы опросник С. Бем, опросники «Идеальная женщина», «Идеальный мужчина» О. Л. Кустовой; методика «Гендерные установки» В. Е. Юрковой, И. С. Клециной; самоактуализационный тест (Л. Я. Гозман, М. В Кроз), методика «Общий уровень общительности» (А. А. Леонтьева), методы математической статистики У-критерия Манна — Уитни и ранговой корреляции Спирмена. Экспериментальной группой являлись школьники 9 — 11-х классов школ г. Саранска, п. Кемля, студенты МГПИ им. М. Е. Ев-севьева.
Результаты исследования показали, что у большинства испытуемых (78 %) все гендерные характеристики — идентичность, установки, стереотипы — являются традиционными и их вполне можно охарактеризовать как. патри-архатные. Так, мы не обнаружили статистически достоверных различий в описании испытуемыми разных групп феминных / маскулинных качеств. Поэтому по результатам исследования нами был составлены обобщенные портреты «идеальной женщины» и «идеального мужчины», списки качеств, которыми, по мнению большинства испытуемых, они должны обладать. Типичными чертами «идеальной женщины» являются нежность, сострадание, способность помочь, привлекательность. Типично мужскими качествами названы сила, способность к лидерству, склонность к риску, аналитичность, независимость. Таким образом, все испытуемые независимо от возраста и места жительства признают дифференциацию качеств личности в характеристиках мужчин и женщин, что также свидетельствует о высоком уровне гендерной стереотипии 16].
Однако в описании «идеальной женщины» достаточно часто (в 30 % случаев) встречались такие гендернонейтральные и нетипичные характеристики, как надежность, искренность, способность помочь, собственная позиция, умение дружить, индивидуализм. В описании же портрета «идеального мужчины» нетипичных гендер- ных характеристик не встречалось. По нашему мнению, Это свидетельствует о постепенном изменении представлений о роли, статусе, качествах современных женщин, в то время как представления о «мужских» свойствах остается практически неизменными. Маскулинные стереотипы характеризуются большей жесткостью и консервативностью как с точки зрения самих мужчин, так и с точки зрения женщин, что является конфликтогеннным фактором. Данный факт отмечается во многих исследованиях [7].
Обнаружено, что содержание различных гендерных характеристик как у юношей, так и у девушек не совпадает. Большинство испытуемых демонстрирует высокий уровень гендерной стереотипии, однако описывает собственную идентичность скорее как андрогинную, а не феминную или маскулинную. Таким образом, учащиеся и студенты предъявляют к себе менее стереотипные требования, нежели к окружающим, и опираются в межличностном взаимодействии на гендерные установки. Значительная часть испытуемых (около 40 %) демонстрировала низкий уровень осознания гендерных стереотипов. Все это свидетельствует о потенциально высокой гендерной конфликтности, причем не только во взаимоотношениях подростков, студентов между собой, ио и во взаимоотношениях родителей и школьников. Так, была обнаружена статистически достоверная взаимосвязь между уровнем гендерной стереотипии у родителей и такими особенностями воспитания, как авторитаризм, жесткий контроль (у матерей), эмоциональная дистанция (у отцов) [3].
Мы обнаружили тесную связь между выраженностью гендерных стереотипов и профессиональной направленностью у студентов вузов и колледжей, т, е. студенты-девушки с высоким уровнем гендерной стереотипии предпочитали гуманитарные специальности, а студенты-юноши — технические |5]. Выявлено, что гендерные стереотипы учащихся в сельской местности выражены значительно больше, чем в условиях города. Наиболее выраженными гендерные стереотипы и установки оказались у представителей татарской национальности (по сравнению с представителями русской и мордовской национальностей), живущих как в городской, так и в сельской местности.
Наиболее распространенными гендерными установками среди старшеклассников и сту- дентов являются следующие: женщина должна всегда хорошо выглядеть; мужчина должен быть честолюбив, сделать карьеру; мужчина должен уметь постоять за себя, даже силой; мужчина — защитник; женщина не должна быть легкодоступной, мужчина женщину должен завоевывать; мужчина — добытчик; женщина должна быть сексуально привлекательной. Не получили распространения у старшеклассников и студентов только три из 23 гендерных установок: ответственность за ситуацию в семье лежит на женщине; женщина должна выходить замуж девственницей; мужчина может употреблять алкоголь.
Изучив взаимосвязь между гендерными стереотипами и показателями самоактуализации старшеклассников, мы выявили тесную прямую связь (на 0,01 % уровне) между гендерными стереотипами юношей и таким показателем самоактуализации, как принятие агрессии. Также нами была выявлена тесная обратная связь между гендерными стереотипами юношей и такими показателями самоактуализации, как гибкость поведения и креативность, Более слабая обратная связь была выявлена (на 0,05 % уровне) между гендерными стереотипами юношей и такими показателями самоактуализации, как самопринятие и контактность. Таким образом, подтверждается тот факт, что гендерная стереотипия есть фактор развития агрессивного поведения, а также аутоагрессии [8]. Между гендерными стереотипами девушек и их познавательными по- ■ требностями была выявлена обратная связь (на 0,05 % уровне), т. е. можно предположить, что ценности познания не являются приоритетными у высокостереотипных девушек.
Изучив взаимосвязь гендерных стереотипов и особенностей общения, мы обнаружили тесную взаимосвязь высокого уровня стереотипии и конфликтности у юношей, что подтверждает предыдущий тезис, а также таких особенностей общения, как гибкость, эмпатия, эмоциональность с низким уровнем стереотипии у юношей. Таким образом, низкий уровень стереотипии может способствовать развитию этих позитивных особенностей общения.
Нами была обнаружена тесная связь между высоким уровнем стереотипии и жесткостью (ригидностью) общения у девушек. Вероятно, это объясняется тем, что гендерные стереотипы задают строго определенные стандар- ты межличностного общения, ограничивая ролевой набор стилей общения девушек. Обнаружена обратная связь между высоким уровнем стереотипии и соперничеством у девушек, а также связь с бесконфликтностью в общении. Это может быть объяснено тем, что традиционно женский стереотип не предполагает открытого внешнего конфликта, однако можно предположить, что сильны конфликты внутренние, которые выражаются в соперничестве и косвенной агрессии (например, из-за косметики и одежды, внимания юношей, внешности, сплетен).
Статистическая обработка данных исследования показала, что гендерные характеристики личности являются устойчивым образованием, формирующимся в течение подросткового и юношеского возраста. Мы зафиксировали увеличение гендерностереотипных характеристик с возрастом испытуемых. У старшеклассников уровень гендерных стереотипов выше, чем у подростков, у студентов колледжа и вуза — выше, чем у школьников. Основной фактор усиления стереотипности гендерных характеристик личности с возрастом, с нашей точки зрения, — гендерностереотипизированные в превалирующем большинстве случаев межличностные отношения (прежде всего в семье), трансляция средствами массовой информации стереотипных образов мужчин и женщин, феминизация образования, гендерная дифференциация профессиональной сферы. Таким образом, можно сделать вывод о том, что влия ние общества на современном этапе способствует развитию гендерной стереотипии.
Результаты исследования однозначно свидетельствуют о том, что гендерные характеристики молодежи являются значимым предметом исследования прежде всего потому, что перед современным обществом стоит задача формирования эгалитарного сознания, которое не может включать идеи принижения и дискриминации по половому признаку. Выявленный в исследовании высокий уровень гендерной стереотипии и конфликтности ясно показал, что данная проблема является острой. В настоящее время созрела насущная необходимость экспансии гендерной проблематики за рамки академического преподавания, ее внедрения в государственные образовательные стандарты и учебники социально-гуманитарного профиля, в содержание теоретической и практической подготовки работников образования и управления, расширения гендерного просвещения всех слоев общества [4] Перед нами стоит задача формирования у подрастающего поколения рациональных представлений о гендерных стереотипах и установках с учетом изменений современного общества и разнообразных ролей мужчин и женщин, развития адекватной самооценки и мотивации стремления к успеху; формирования позитивных отношений, уверенности в себе и стремления к самоактуализации, совершенствованию. Средством достижения этих задач является продвижение идеи о гендерном равенстве в молодежной среде.
Пйстулилй 25.04.07
Список литературы Гендерные аспекты психологического изучения современной молодежи
- Тендерная экспертиза учебников для высшей школы/под ред. О. А. Ворониной. М., 2005.
- Тендерная педагогика и психология/под ред. О. И. Ключко. Саранск, 2005.
- Ключко О. И. Тендерный анализ взаимодействия родителей с подростками/О. И. Ключко, М. А. Абрамова//Философия и актуальные проблемы современного общества: сб. науч. тр.; Мордов. гос. пед. ин-т. Саранск, 2005. С. 63 -68.
- Ключко О. И. Тендерный компонент в профессиональной подготовке педагогов-психологов/О. И. Ключко//Современная школа и психология: перспективы сотрудничества: материалы III Республиканского научного семинара, г. Саранск, 3 февраля 2005 г. Сараснк, 2005. С. 51 -55.
- Ключко О. И. Изучение гендерных характеристик старшеклассников в различных образовательных учреждениях/О. И. Ключко, Е. Н. Артюшкина//Современные проблемы изучения, обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: сб. науч. тр. Вып. 8. Саранск, 2005. С. 125 -129.
- Ключко О. И. Особенности гендерных стереотипов студентов педагогического института/О. И. Ключко, Ю. Р. Кантеева//Современные проблемы изучения, обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: сб. науч. тр.; Мордов. гос. пед. ин-т. Вып. 8. Саранск, 2005. С. 129 -133.
- О муже(Ы)ственности: сб. статей/сост. С. Ушакин. М„ 2002.
- Обыкновенное зло: исследование насилия в семье/сост. и ред. О. М. Здравомыслова. М., 2003.
- Практикум по тендерной психологии/под ред. И. С. Клециной. СПб., 2002.