Враг с человеческим лицом? Регуманизация образов американцев в кинематографе «оттепели»
Автор: Рябов О.В.
Журнал: Вестник ВолГУ. Серия: История. Регионоведение. Международные отношения @hfrir-jvolsu
Рубрика: Имагология советско-американских отношений в период Холодной войны
Статья в выпуске: 1 т.29, 2024 года.
Бесплатный доступ
Введение. В статье анализируются изменения, которые в период «оттепели» происходили в изображении американских персонажей советским кинематографом. Вклад статьи в исследовательское поле «культурной холодной войны» состоит в том, что впервые: изучаются образы американских персонажей советского кино сквозь призму концепта регуманизации; устанавливаются общие и различные черты деконструкции образа врага в кинематографе СССР и США; вводятся в научный оборот новые источники. Источниками являются фильмы, над созданием которых кинематография СССР работала в начале 1960-х гг.; рецензии в журналах; архивные данные, посвященные обсуждению на киностудиях фильмов и их сценариев. Анализ. Специфика дегуманизации «врага номер один» в кино СССР. Особенность советского антиамериканизма заключалась в том, что он был основан на идее «двух Америк»: дегуманизации подвергались только классово и политически чуждые американцы. Деконструкция образа врага в кинематографе «оттепели». Очеловечивание американских персонажей достигалось за счет: наделения их такими чертами, как доброта, сострадание, креативность, эмоциональность, следование моральным нормам, способность к любви, дружбе, товариществу; подчеркивания сходства базовых ценностей «своих» и «чужих»; демонстрации возможности мирного сосуществования через взаимопомощь, кооперацию, возникновение дружеских и романтических отношений. Изображение человечности американских персонажей становится менее зависимым от их политических характеристик. Высказывается идея о том, что все люди от природы являются добрыми, что в наибольшей степени обнаруживает себя в детях, в том числе американских. Пределы регуманизации. Консервативная часть советской элиты обвиняла «абстрактный гуманизм» в забвении классового принципа, противопоставляя ему «революционный гуманизм». Критика «абстрактного гуманизма» в идеологии сопровождалась ужесточением требований к изображению США со стороны представителей инстанций, контролирующих создание кинокартин.
Холодная война, образ врага, антиамериканизм, кинематограф «оттепели», дегуманизация, регуманизация
Короткий адрес: https://sciup.org/149145125
IDR: 149145125 | DOI: 10.15688/jvolsu4.2024.1.1