Trade and customs relations of Russia with foreign countries in the XIX century

Автор: Selezneva Olga Sergeevna, Shabanova Anastasia Aleksandrovna

Журнал: Поволжский педагогический поиск @journal-ppp-ulspu

Рубрика: Экономика и менеджмент

Статья в выпуске: 2 (8), 2014 года.

Бесплатный доступ

The article describes the political and economical situation in Europe in the beginning of the XIX century. It considers the relationships among the leading superpowers of that times, especially among Russia, Great Britain and France.

International agreement, napoleonic wars, Russia, europe

Короткий адрес: https://sciup.org/14219398

IDR: 14219398

Текст научной статьи Trade and customs relations of Russia with foreign countries in the XIX century

Начало XIX века явилось особым периодом в истории Европы, в частности это относится к экономике мировых сверхдержав того времени: Англии, Франции и России. Экономические процессы, которые получили развитие в указанный период, во многом определили ход истории и международные отношения на весь XIX век и, в конечном счете, вылились в Первую мировую войну. Несомненно, русская внешняя политика перед войной явилась существенным фактором европейской истории.

В новый XIX век Россия вступила с противоречивой таможенной политикой и натянутыми отношениями с Францией. В 1800 году к ввозу был издан указ Императора Павла I, запрещавший ввозить в Россию иностранные книги и ноты. Затем, Александр I издал несколько указов, направленных на облегчение торговли и ослабление таможенных запретов. Известно, что Великобритания того времени считалась «владычицей морей» [2, с. 407]. Однако в итоге наполеоновских войн Франция укрепила свои позиции и стала достойным конкурентом Англии на мировой арене в политических и экономических вопросах. Именно это экономическое, политическое и военное соперничество между Англией и Францией стало определяющим для развития многих европейских стран на протяжении всего XIX века.

В тот же период и России имела весомый авторитет на международном уровне. Переход от феодально–крепостнической системы государства к капиталистической был постепенным и характеризовался военной и экономической стабильностью. Россия практиковала политику «свободы рук» и до определенного момента лояльно относилась к англо-французскому соперничеству, которое удачно использо- валось правительством для укрепления внутренней экономической и политической стабильности. Русский капитал (причем в первую очередь торговый, а не промышленный) диктовал необходимость в дальнейшем развитии страны и подталкивал Россию к территориальной экспансии, содействуя росту империалистских тенденций в русской внешней политике последних десятилетий перед мировой войной. Подобная завуалированная агрессивная внешняя политика России ставшая тенденцией, начала отражаться на зарубежной политической обстановке. С участием России были подписаны Петербургская морская конвенция между Англией и Россией (1801 г.), Манифест о присоединении Грузии (Картли-Кахетии) к России (1801 г.), и Парижский мирный договор между Россией и Францией (1801 г.). Последний официально подтверждал правовой статус Франции и опровергал обвинения ее в распространении революций, однако, фактически этот документ неофициально устанавливал границы «сфер влияния» союзников в Европе. Более того, одна из статей этой конвенции была явно направлена против Англии, так как обязывала две договаривающиеся стороны действовать совместно для «восстановления равновесия» в различных частях света и для обеспечения свободы мореплавания. Данное соглашение можно было считать дипломатическим успехом французов, так как именно им, а не англичанам, удалось заключить подобный договор. Это привело к тому, что в 1807 г. император Александр I, уступив требованиям Наполеона, порвал отношения с Англией.

В XIX веке между тремя державами происходит много знаковых событий в политической и экономической сферах: захватнические войны Наполеона, его желание ухудшить англо-русские отношения, заключение Тильзитского мира, Первая мировая и Крымская войны. Стоит отметить, что по Тильзитскому мирному договору, подписанному 9 июля 1807 года, Россия была обязана расторгнуть с Англией дипломатические отношения, объявить ей войну и прекратить прямые торговые отношения, подтверждая императорский титул Наполеона и все земли, которые он завоевал к началу 1807 г. [1, с. 105]. Можно сказать, что Наполеон делал все возможное, чтобы избежать военного конфликта с Россией. Да, он оспаривал таможенные тарифы и пытался диктовать свои правила экономической игры, но российская сторона не спешила его беспрекословно слушаться, показав таможенным тарифом 1810 г. полное пренебрежение его мнением. Именно в этом году специальная таможенная комиссия во главе с М. М. Сперанским разработала предельно запретительный таможенный тариф. Изначально, его планировалось ввести лишь на один год, однако, после его введения промышленники стали выступать в поддержку тарифа и просили правительство оставить тариф действующим на максимально длительное время.

Однако Французским дипломатам так и не удалось развязать войну между Англией и Россией, поэтому Наполеон начинает подготовку к войне, активно применяя дипломатическую разведку. Одной из самых известных и удачных провокаций Александра, который тоже готовился к войне с Францией, был вопрос о компенсации за Ольденбург. Решение этого вопроса затягивается дипломатами обеих сторон, чтобы дать своим государствам время на подготовку к военным действиям. Нельзя сказать, что отношения между Россией и Францией носили только негативный характер. Используя передовой опыт французов, Россия заложила основы сильнейшей армии, возвела заводы, флот и начала разрабатывать военную стратегию. Кроме того, победа над Наполеоновской армией подняла престиж России на международной арене.

В 1819 году в России был принят умеренный таможенный тариф, который снимал все запреты на импорто-экспортные операции. Однако скоро стало ясно, что конкуренция между отечественными и зарубежными продуктами невозможна. Кроме того, ни Франция, ни Англия, которые положительно оценили Российский тариф, сами не собирались следовать принципу свободной торговли. Нежелательные для своего внутреннего рынка товары Англия облагала пошлиной от 50 до 96 % их стоимости. Ввозная пошлина умело преобразовывалась в транзитную, что вело к увеличению контрабандных товаров на российском рынке. Во Франции также появился огромный перечень товаров, недозволенных к ввозу в Россию. Поэтому можно сделать вывод о том, что Тариф 1819 г. имел серьезные негативные последствия как для фритрейдеров и купечества, так и для Российской экономики в целом. Чтобы спасти экономическую ситуацию в России от полного ее распада в 1822 году был принят охранительный таможенный тариф, запретивший вывоз 21 и ввоз 300 товаров, а разрешенные к импорту товары облагались очень высокими пошлинами. Например, отдельные разновидности бумажных тканей и тканей из шелка, вина, сахар облагались пошлиной до 250 % стоимости, а набивные ткани, сукна вовсе запрещалось ввозить в Россию. [4, с. 156] С помощью такой охранительной таможенной политики наше правительство старалось избежать изоляции на международном рынке, способствовать развитию торговли и промышленного производства.

Отношения же между Россией и Англией во второй половине XIX в. не отличались стабильностью. На них влияли разные факторы, в том числе и уровень торгово-экономических связей этих стран. [3, с. 37] Однако общую положительную тенденцию в торговых отношениях этих двух стран можно проследить. В 1837 году, когда решался вопрос об Афганистане, Россия искала союза с Англией для создании коалиции против Франции. Поэтому, можно сказать, что Англия имела небольшое преимущество в торговых связях с Россией. На тот момент экспорт товаров из Англии со- ставлял 37 %, а импорт — 29,2 %. В 1842 г. между двумя странами был заключен договор, обозначивший переход к принципу наибольшего благоприятствования. Более того, торговые отношения России и Англии не прекращались даже во время Крымской войны. Это можно подтвердить словами манчестерского фабриканта Ричарда Кобдена: «Во время Крымской войны, пока мы блокировали нашим кораблям Кронштадт, мы сквозь пальцы смотрели на импорт через Пруссию жиров, конопли, льна из России; наши фабриканты открыто заявляли, что им необходимо получать это сырье» [3, с. 36]. О заинтересованности английского правительства в торговом сотрудничестве с нашей страной сообщала лондонская пресса: «...запрещая провоз русских товаров через прусские порты, мы наносим ущерб сами себе» [3, с. 37]. Своего рода «перевалочным пунктом» в торговом пути «Россия — Англия» был Кенигсбергский порт в Восточной Пруссии. После окончания Крымской войны порт был узловой точкой не только в торговле с Англией, но и со всеми странами западной Европы. Например, импорт льна в этот период вырос в 500 раз, а конопли — в 100 [3, с. 43].

Через некоторое время после окончания Крымской войны торговые взаимоотношения между Англией и Россией стали развиваться по-новому. В 1850 году состоялось утверждение нового таможенного тарифа. Теперь генеральный курс в таможенном направлении включал благоразумную охрану отечественного производства и мягкое стимулирование потребления иностранных товаров с целью увеличения доходов от импорта. В 1956 году был создан особый комитет для пересмотра данного тарифа. Так как в данный комитет входили представители противоположных лагерей (то есть и те, кто ратовал за сохранение протекционистских тенденций, и те, кто поддерживал мировую тенденцию свободной торговли), то и сам документ получился весьма взвешенным и полноценным. В тарифе продолжалось лоббирование интересов русских промышленников и их защита от иностранной конкуренции, в то же время тариф снижал ставки на некоторые товары, в частности на товары массового спроса, ввозимые в основном из Англии. Данный факт положительно повлиял на англо-русские отношения, содействовал урегулированию разногласий между двумя этими странами и, в конечном счете, способствовал подписанию союза между ними. В этот период Россия активно экспортировала в Англию лен, марганцевую руду и жмых, а Англия поставляла бумажную пряжу, различные пряности и каменный угль. Наряду с Германией, Англия ввозила в Россию машины, металл, шерсть. К концу XIX в. объем товарооборота России с Англией достиг 18,8 % от всего российского импорта.

В 80-х годах Франция задает новый курс в отношениях с Россией. Данный факт можно легко объяснить. Россия обладала огромными запасами сырья, что всегда делало ее привлекательной для иностранных инвесторов. А как известно, развитые экономические отношения являются отличной платформой для заключения политических союзов. Поэтому неу- дивительно, что в 80-х годах французский капитал занимал самую большую долю иностранного капитала на российском рынке. Англия старается также не отставать и к концу XIX века тоже увеличила свои инвестиции в российскую промышленность.

Делая вывод, стоит отметить, что, несмотря на противоречия между Францией и Англией, наша страна смогла сохранить нейтральное положение. Торговоэкономические отношения стали прочными и выгодными для всех. Подавляющая доля импорта стала носить русское начало.

Статья научная