Творческий портрет Мориса Густава Дюруфле
Автор: Селифонова Юлия Владимировна
Журнал: Симбирский научный Вестник @snv-ulsu
Рубрика: Факультету культуры и искусства Ульяновского государственного университета - 20 лет
Статья в выпуске: 1 (27), 2017 года.
Бесплатный доступ
В статье воссоздается творческий портрет выдающегося французского композитора и органиста ХХ века - Мориса Густава Дюруфле. Его духовные сочинения рассматриваются как культурно-исторический и художественный феномен, специфику которого во многом определяет использование григорианского хорала.
Морис густав дюруфле, французская музыка xx века, творческая биография композитора и органиста, французская католическая литургия, григорианский хорал
Короткий адрес: https://sciup.org/14114227
IDR: 14114227
Текст научной статьи Творческий портрет Мориса Густава Дюруфле
Это самый блестящий органист и композитор, с самым личным отношением к музыке среди молодого поколения французских музыкантов.
Луи Вьерн [3, с. 32]
В плеяде выдающихся музыкантов Франции ХХ века Морис Густав Дюруфле (1902—1986) занимает особое место.
Его называют последним великим представителем романтической школы органного исполнительства. Органист с мировым именем, Дюруфле выступал во Франции, Германии, Швейцарии, Бельгии, Голландии, Австрии, Испании, неоднократно бывал с концертами в Англии (1938, 1949, 1969, 1971). В 1965 году супруги Дюруфле, Морис и Мари-Мадлен, дали семь сольных концертов в СССР, выступив в Москве, Ленинграде, Риге, Таллинне и Баку. Второе российское турне состоялось в 1970 году. В 1960— 1970-е годы Дюруфле с супругой совершил несколько длительных гастрольных турне по США (1964, 1966, 1967, 1969, 1971).
Незаурядный педагог, Дюруфле воспитал целую плеяду ярких исполнителей-органистов. С 1943 по 1970 год Дюруфле занимал должность профессора по классу гармонии в Парижской консерватории. В 1960-е годы в летний семестр он вёл класс органа в консерватории в Фонтенбло. Дюруфле также давал частные уроки игры на органе как во Франции, так и за ру- бежом. Среди его известных учеников — Жан Гийю, Филипп Лефевр, Пьер Кошеро, Мари-Клер Ален, Одиль Пьер, Феликс Моро, Андре Жорран, Гюнтер Каунцингер, Ханс Фагиус, Дороти де Рой, Роберт Бёрнс Кинг, Ральф Книрим, Герндон Шпильман, Линн Дэвис, Сьюзан Ферре, Дональд Уилкинз, Сара Соларю, Курт Лейдерс, Роджер Вайн и другие.
Композиторское наследие Дюруфле, составляющее всего четырнадцать опусов, принадлежит к золотому фонду музыкальной культуры Франции. Основные области композиторского творчества Дюруфле — вокально-хоровая и органная музыка. Сочинения для органа создавались композитором на протяжении всего творческого пути: «Скерцо», ор. 2 (1926); «Прелюдия, Адажио и Хоральная вариация» на тему Veni Creator, ор. 4 (1930); «Сюита: Прелюдия, Сицилиана, Токката», ор. 5 (1932); «Прелюдия и фуга на имя Алена», ор. 7 (1942); «Прелюдия на Интроит Богоявления», ор. 13 (1961); «Фуга на тему звона часов Кафедрального Собора Су-ассона», ор. 12 (1962); «Медитация» (1964, без опуса). Вокально-хоровые сочинения появляются в зрелый период творчества Дюруфле: «Реквием», ор. 9 (1947); «Четыре мотета на григорианские темы», ор. 10 (1960); Месса “Cum Jubilo”, ор. 11 (1966); “Notre Père”, ор. 14 (1977). Инструментальные сочинения немногочисленны и все относятся к консерваторскому периоду:
«Триптих: Фантазия на григорианские темы» для фортепиано, ор. 1 (1927, не издано); «Прелюдия, речитатив и вариации» для флейты, альта и фортепиано, ор. 3 (1928). Для симфонического оркестра композитором были написаны всего два сочинения: «Три танца: Дивертисмент, Медленный танец, Тамбурин», ор. 6 (1932); «Анданте и Скерцо», ор. 8 (1940).
Дюруфле является одной из центральных фигур культурно-исторического движения, связанного с возрождением литургической музыки и григорианского хорала во Франции. Бóльшая часть опусов была создана композитором для католической литургии, с григорианским хоралом в качестве интонационной первоосновы. «Я всю жизнь был околдован григорианским хоралом, я бы даже сказал, иногда его воздействие казалось мне тираническим. <...> Тем не менее я бесконечно ему признателен за то, что он определил мой путь как органиста и композитора», — так сам Дюруфле говорил об истоках и основаниях своего композиторского творчества [3, с. 22].
Литургическая музыка — наиболее крупный и значительный пласт творческого наследия Дюруфле. С девятого опуса, «Реквиема», Дю-руфле полностью переключается на литургические жанры. Такие сочинения, как «Реквием», «Четыре мотета на темы григорианских хоралов», месса “Cum jubilo”, «Прелюдия на Интроит Богоявления», созданы Дюруфле прежде всего для литургии и могут функционировать в церкви как обиходные.
Почти все духовные сочинения написаны композитором на григорианский источник. Это в том числе связано с тем, что Дюруфле рассматривал григорианский хорал в качестве неотъемлемого атрибута католического богослужения [5, с. 6].
Дюруфле неоднократно подчеркивал, что латинское слово и мелодия в григорианском хорале неотделимы друг от друга. Именно поэтому, прибегая к хоралу как к первоисточнику, композитор обращается прежде всего к вокально-хоровым жанрам [5, с. 5].
«Реквием», написанный Дюруфле в 1947 году и посвященный памяти отца, является одним из безусловных шедевров хоровой музыки XX столетия. Это сочинение принесло Дюруфле мировую известность. Морис Бланк, крупный французский исследователь творчества композитора, пишет: «Реквием Мориса Дюруфле не заставит вас разочароваться. Органист из Сент-Этьен-дю-Мон и преподаватель основ гармонии в Парижской Высшей Национальной Консерва- тории Морис Дюруфле является одним из выдающихся представителей нашей французской школы. Его произведения немногочисленны, их слишком мало! Но все они имеют безупречный, элегантный, уравновешенный французский почерк. Дюруфле был готов встретиться с таким деликатным и в то же время мощным сюжетом, как Реквием». В настоящее время «Реквием» — одно из самых исполняемых произведений этого жанра как за рубежом, так и в России.
Работа над «Реквиемом» проходила в основном в Лувье. В родительском доме, за фортепиано, Дюруфле работал днём, а вечером редактировал написанное на органе в соборе Сент-Этьен-дю-Мон, где служил титулярным органистом. Первоначальный замысел — «Сюита» для органа на песнопения заупокойной мессы — был изменён в процессе работы. Дюруфле писал: «Сначала я разработал план Сюиты для органа на григорианские темы, при этом каждая из её частей могла быть приспособлена для литургической службы. После написания двух частей (Sanctus и Communio) мне показалось, что латинский текст неотделим от мелодии григорианского хорала и имеет с ней важную внутреннюю связь. Таким образом, органная сюита была преобразована в нечто более значительное, требующее хора и оркестра. Так я пришел к написанию этого произведения» [3, с. 85]. В первоначальной версии «Реквием» написан для хора, оркестра и органа. Позднее увидели свет еще три редакции сочинения: для хора, сокращённого состава оркестра и органа; для хора и органа; для хора и фортепиано.
В основу тематизма «Реквиема» положены григорианские песнопения заупокойной мессы “Missa pro defunctis”. В некоторых источниках указывается, что Дюруфле был первым, кто создал «Реквием» на этой интонационной основе. На самом деле это не совсем так. Томас Луис де Витториа в мессе “Officium defunctorum” (6 voices, 1605), в части Introit (Requiem æternam), использовал григорианский хорал из “Missa pro defunctis” в партии второго сопрано. В мессе Витториа отсутствуют такие части, как Pie Jesu и In paradisum, включенные Дюруфле в «Реквием». Примечательно, что оба произведения не содержат части Dies irae . Можно только предполагать, знал ли Дюруфле сочинение Витториа. В любом случае он был первым, кто обратился к этому первоисточнику, начиная с эпохи Возрождения.
Дюруфле достаточно строго придерживается канонической структуры цикла:
-
I. Introit
-
II. Kyrie
-
III. Domine Jesu Christe
-
IV. Sanctus
-
V. Pie Jesu
-
VI. Agnus Dei
-
VII. Lux aeterna
-
VIII. Libera me
-
IX. In Paradisum
На определённую свободу обращения Дю-руфле с каноном реквиема указывает наличие в цикле, помимо обязательных частей, двух факультативных — Libera me и In Paradisum. Кроме того, в «Реквиеме» отсутствует обязательная часть Dies Irae. Такое решение обусловлено в целом лирической трактовкой цикла. При этом материал секвенции присутствует в сочинении — её заключительный фрагмент составляет основу части Pie Jesu.
В интервью аббату Морису Бланку на вопрос, был ли «Реквием» написан для церкви или концертного зала, Дюруфле ответил: «Моей целью было создание литургического сочинения для церкви. Впрочем, сам жанр определяет и объясняет его предназначение. Однако важная роль оркестра вынудила меня подумать и о концертном зале, в котором исполнение симфонического произведения было бы более уместным, чем под сводами храма. Тем не менее я вернулся к своей первоначальной идее, сделав переложение для органа, который мог бы в меру своих возможностей заменить оркестр» [3, c. 86].
Окончание работы над «Реквиемом», длившейся около шести лет, композитор датирует сентябрем 1947 года. Радиопремьера «Реквиема» состоялась 2 ноября 1947 года, в День поминовения всех усопших, и транслировалась французским радио на всю страну. Сочинение прозвучало в Зале Гаво в исполнении Большого государственного оркестра и хора радио (дирижер Роже Дезормье, хормейстер Ивон Гуверне). Сольные партии исполняли Хелен Бувье и Камиль Моран, органную партию — Энриетт Роже.
Это исполнение стало сенсационным. Известный французский музыкальный критик Бернар Гавоти в газете “Le Figaro” от 8 ноября 1947 года писал в связи с «Реквиемом»: «По той причине, что он органист, мы мало знаем о том, какой он замечательно одарённый композитор! Он пишет мало, но ставит свою подпись только под первоклассными произведениями, демонстрирующими исключительное мастерство и изысканную чувствительность. <…> Он преуспел в создании пикантного компромисса между суровостью григорианских хоралов и ненавязчивыми радостями современной гармонизации. «Рекви- ем» Дюруфле для современной французской музыки — роза, неожиданно расцветшая на голой ветви» [3, с. 102].
В 1966 году, во время пребывания в Менер-бе, Дюруфле создал свое последнее крупное вокально-хоровое сочинение — ме ссу “Cum jubilo”, ор. 11, посвятив ее супруге, известной органистке Мари-Мадлен Дюруфле. Месса существует в трех авторских редакциях — для хора (баритоны), солиста (баритон), большого состава оркестра и органа; солиста, хора, сокращенного состава оркестра и органа; солиста, хора и органа.
Месса “Cum jubilo” Дюруфле основана на ординарии григорианской мессы “ Cum jubilo”. Ординарий “Cum jubilo”, относившийся до Второго Ватиканского собора к григорианской Мессе Х, предназначался для исполнения в любой службе, в которой присутствуют какие-либо упоминания о Деве Марии. В действующем Римском градуале Месса IX (бывшая Месса X) предназначается исключительно для торжеств и празднеств в честь Св. Марии. Первые исполнения “Cum jubilo” (за исключением премьерного) состоялись в мае, который в католической церкви традиционно связан с почитанием Девы Марии. В настоящее время во Франции месса Дю-руфле звучит, как правило, в обрядах и церемониях, посвященных Деве Марии.
Премьера “Cum jubilo” в версии для хора, полного состава оркестра и органа состоялась 18 декабря 1966 года в концертном зале Плей-ель при участии оркестра Ламурё под управлением Жана-Батиста Мари, солиста-баритона Камиля Морана и мужского хора Стефана Кайа. 16 мая 1967 года в церкви Св. Марии Дюруфле дирижировал второй версией сочинения — для хора, сокращенного состава оркестра и органа, за пультом которого была Мари-Мадлен Дю-руфле.
Исследователь творчества композитора Джеффри Рейнольдс пишет: «Месса представляется наиболее дерзким и интересным из всех хоровых сочинений Дюруфле. <…> “Cum Jubilo” занимает особое место не только среди сочинений композитора, но и в ряду всех хоровых произведений XX века. Задача, которая стояла перед Дюруфле, — удерживать интерес слушателя к такому длинному произведению при условии, что звучат лишь мужские голоса, да и то в унисон, и один солист, — несомненно, являлась очень сложной, требовавшей максимума усилий от Дюруфле, как, впрочем, и от любого другого композитора. Успех Дюруфле в решении этой задачи обусловлен тем, что он преподнес нам мессу <…> в изобретательной творческой манере».
Дюруфле оставил небольшое композиторское наследие, что объясняется целым рядом факторов. Мадам Дюруфле вспоминала о своем муже: «Он сочинял медленно, с невероятным усилием, не упуская ничего важного. А когда произведение было завершено, он кропотливо выверял его снова и снова. <…> Он был слишком занят карьерой концертирующего музыканта, профессора Консерватории и штатного органиста в церкви Сен-Этьен-дю-Мон, а в летний период — преподавателя в Американской Консерватории в Фонтенбло» (цит. по: [7]). Она говорила, что, подобно Равелю, Дюруфле приходилось буквально «выдирать» из себя музыку, фрагмент за фрагментом. Сам композитор объяснял, что в процессе обучения гармонии развил настолько критичное и требовательное отношение к себе, что уже не мог быстро сочинять.
В течение многих лет Дюруфле возвращался к своим сочинениям и дорабатывал их. Его консерваторский сокурсник и один из самых близких друзей Анри Дуайен, вспоминая о первых композиторских опытах Дюруфле, писал, что в них было больше стёртых мест, чем карандашных набросков. Он уничтожил часть своих опусов и создал целый ряд произведений, которые так и не опубликовал. Мадам Дюруфле говорила, что «Морис слишком строг к себе» [2, с. 59].
В 1977 году Дюфурк отметил, что в композициях Дюруфле «великолепие порой достигается путем доработки, а доработка всегда является признаком вкуса» [6]. Когда в 2004 году Мари-Клер Ален попросили охарактеризовать творчество Дюруфле, она ответила, что «это исключительно честное творчество. <...> Он [Дюруфле] не стремился к новаторству; единственное, чего он добивался, это быть искренним с самим собой» [1, с. 5]. Пытаясь определить стиль, в котором работал Дюруфле, Роланд Фальчинелли писал в 2004 году: «Это весьма сложно, поскольку он не современный, но и не старинный. Этот стиль является отличительной чертой тех музыкантов, которым действительно есть что сказать и которые при этом не обращают внимания на модные течения» [4, с. 10].
Многие отмечают, что Дюруфле был консервативным композитором. Одна из лучших учениц Дюруфле и сестра Жана Алена Мари-Клер Ален написала по этому поводу: «Дюруф-ле не был новатором, скорее традиционалистом. В то время как [Жан] Ален и Мессиан ломали все сложившиеся представления, Дюруфле развивал и укреплял старые традиции, превращая их в свои собственные» [7].
-
1. Alain M.-C . Entretien avec Marie-Claire Alain, Le Recq, décembre, 2003 // Bulletin. 2004. № 4. P. 2—8.
-
2. Baker G . An interview with Duruflé // American organist. 1980. № 14. Р. 57—60.
-
3. Blanc Fr . Maurice Duruflé. Souvenirs et autres écrits. Éditions Atlantica-Séguier, 2005. 186 p.
-
4. Falcinelli R . Entretien avec Rolande Falcinelli, 1er Mai 2002, Pau // Bulletin. 2004. № 4. P. 8—12.
-
5. Maurice Duruflé, 1902—1986: the last impressionist / ed. by Ronald Ebrecht. Lanham, Marylend, and London: The Scarecrow Press. 215 p.
-
6. Tra le Sollecitudini. Motu Proprio on Sacred Music Pope Pius X on November 22, 1903. 10 с. URL: http://www.sanctamissa.org/en/music/church-documents-on-liturgical-music/tra-le-sollecitudini.pdf (дата обращения: 13.09.2016).
-
7. Nelson R . The organ works of Maurice Duruflé // Music. 1977. № 11. P. 31—37.
-
8. Reynolds J . In Memorian: Maurice Duruflé // Maurice Duruflé, 1902—1986: the last impressionist / ed. by Ronald Ebrecht. Lanham, Marylend, and London: The Scarecrow Press. P. 87—119.
Список литературы Творческий портрет Мориса Густава Дюруфле
- Alain M.-C. Entretien avec Marie-Claire Alain, Le Recq, decembre, 2003//Bulletin. 2004. № 4. P. 2-8.
- Baker G. An interview with Durufle//American organist. 1980. № 14. Р. 57-60.
- Blanc Fr. Maurice Durufle. Souvenirs et autres ecrits. Editions Atlantica-Seguier, 2005. 186 p.
- Falcinelii R. Entretien avec Rolande Falcinelli, 1er Mai 2002, Pau//Bulletin. 2004. № 4. P. 8-12.
- Maurice Durufle, 1902-1986: the last impressionist/ed. by Ronald Ebrecht. Lanham, Marylend, and London: The Scarecrow Press. 215 p.
- Tra le Sollecitudini. Motu Proprio on Sacred Music Pope Pius X on November 22, 1903. 10 с. URL: http://www.sanctamissa.org/en/music/church-documents-on-liturgical-music/tra-le-sollecitudini.pdf (дата обращения: 13.09.2016).
- Nelson R. The organ works of Maurice Durufle//Music. 1977. № 11. P. 31-37.
- Reynolds J. In Memorian: Maurice Durufle//Maurice Durufle, 1902-1986: the last impressionist/ed. by Ronald Ebrecht. Lanham, Marylend, and London: The Scarecrow Press. P. 87-119.