Что есть туризм? Антропоцентричная дискуссия
Автор: Корстанье Максимилиано Эмануэль
Журнал: Современные проблемы сервиса и туризма @spst
Рубрика: Локальное в глобальном: формула туризма
Статья в выпуске: 2 т.10, 2016 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена теоретическим и вытекающим из них прикладным проблемам наук о туризме. Автор подчеркивает разобщенность методологических подходов к пониманию туризма, отсутствие общей эпи- стемологии, несогласованность вопросов истории происхождения феномена туризма, конфликт между ком- мерческими и социальными целями исследований туризма. Господство «бизнесс-центричной» парадигмы при- вело к тому, что туризм воспринимается и изучается сугубо как индустрия, а не как древнейший социальный институт. Коммерческий туризм преимущественно чувствителен к спросу, оставляя остальные составля- ющие этого феномена незамеченными. Такой подход привел к ориентированию исследований на стандарты потребления турпродуктов, полностью игнорируя антрополоцентрические корни туризма как явления. Автором проведен обзор и подробный анализ работ европейских и латиноамериканских ученых с целью вы- явления основных подходов к пониманию туризма и, исходя из этого, найти корни существующих методо- логических проблем наук о туризме. Если взять за основу тот факт, что основные существующие теории в туризме могут быть разделены на шесть групп (согласно A. Santana-Talavera) - коммерческое гостепри- имство, инструмент демократии, подкультура отдыха, форма культурного выражения, процесс аккуль- турации, фактор усиления колониальной зависимости между центром и периферией, - то заметно, что социальная и антропоцентрическая сущность туризма остается в тени исследований о туризме. Поэтому в статье подчеркивается важность таких исследований. Актуальный вопрос, которому автор уделяет особое внимание в своем исследовании, - это корни туризма как явления, истоки и предпосылки его возникновения. На этот вопрос нет однозначного ответа: многие авторы, понимающие туризм как бизнес-индустрию, считают, что туризм развивается с сер. ХХ в., т. е. после окончания Второй мировой войны, ученые же, трактующие туризм как социальное явление, говорят о первых проявлениях туристской деятельности в древних цивилизациях. Автор не согласен с точкой зрения первых, он также приводит аргументы против теории «стагнации» туристской деятельности в Средние века и склоняется к тому, что туризм - это древнейший социальный институт, направленный на удовлет- ворение базовых человеческих потребностей в отдыхе. Автор в ходе своего исследования выявил следующие понимания туризма: 1) бизнес-индустрия; 2) способ повышения производительности труда; 3) священный тотем для индустриального общества; 4)«потерян- ный рай», на поиски которого отправляется человек, совершая туристическую поездку; 5) метафора со- временного мира; 6) древний социальный институт. Также автор приводит тезис о том, что туризм - это ритуал, и его первоначальная функция заключается в пространственно-территориальной и личностной дислокации. Это позволяет людям почувствовать себя в других социальных ролях и в другом статусе. Ту- ризм - это также функция мечты, попытка порвать с рутиной или правилами повседневной жизни. То есть, такой кратковременный побег из повседневной реальности, издавна приятый практически почти во всех культурах, позволяет обществу сохранять свою устойчивость и функциональность путем психического равновесия своих индивидуумов. При этом автор подчеркивает, что европейская модель туризма с макси- мизацией удовольствия и фокусировкой на финансовой выгоде не может быть принята как единственно верная, а туризм не должен быть рассмотрен только как ритуал путешествия с целью потратить на досуг заработанные деньги, также необходимо рассматривать и другие модели и понимания туризма. Ведь в племенах, не знакомых с концепцией «работа ради отдыха», тоже можно наблюдать специфические фор- мы туризма. Этот пример подчеркивает значимость антропоцентричной модели развития туризма. Одной из важных методологических проблем в системе наук о туризме является территориальная и куль- турно-языковая разобщенность мирового научного сообщества. За прошедшие десятилетия латиноаме- риканскими учеными накоплен значительный массив знаний, который практически не известен европей- ским исследователям. При этом латиноамериканская наука испытала значительное влияние европейской, и большинство представителей первой приняли «евроцентричное» понимание туризма. Автор выступает с критикой подобного подхода и настаивает на том, что именно антропоцентричная модель позволит вос- полнить существующие теоретически пробелы, сократить разрыв между различными областями знаний, изучающих туризм, и способствовать консолидации и оформлению науки о туризме в единую самодоста- точную дисциплину.
Эпистемология туризма, ритуал путешествия, мобильность, бегство от реальности
Короткий адрес: https://sciup.org/140206481
IDR: 140206481 | DOI: 10.12737/19498