102-я стрелковая дивизия в оборонительных боях 1941 г.
Автор: Овчаров Валентин Владимирович
Журнал: The Newman in Foreign Policy @ninfp
Статья в выпуске: 53 (97), 2020 года.
Бесплатный доступ
22 июня - День Памяти и скорби. Для большинства россиян это не пустые слова. Слишком тяжёлой ценой далась нам победа над гитлеровской Германией. Реками крови залит наш путь к Победе. По разным причинам в начальный период войны многие воинские части и соединения Красной Армии были разбиты. Тысячи советских солдат и офицеров погибли или попали в плен. Этот рассказ о боевом пути 102-й стрелковой дивизии, личный состав которой в неимоверно сложных условиях противостоял агрессору летом 1941 г.
Великая отечественная война, 102-я стрелковая дивизия, порфирий мартынович гудзь
Короткий адрес: https://sciup.org/14124114
IDR: 14124114 | УДК: 355.4
Текст научной статьи 102-я стрелковая дивизия в оборонительных боях 1941 г.
командир – комбриг Н.Ф. Лебеденко), 102-я стрелковая дивизия в Канске (в/ч 7145), 119-я стрелковая дивизия в Красноярске (в/ч 5696, командир - полковник А.Д. Березин)...»1 .
Однако, в Сибири 102-я стрелковая
102-Я СТРЕЛКОВАЯ ДИВИЗИЯ В
ОБОРОНИТЕЛЬНЫХ БОЯХ 1941 Г.
© Овчаров Валентин Владимирович1
1 краевед, исследователь, сотрудник РЖД, Красноярск
«Только сопоставляя различные точки зрения, строго критически осмысляя нашу историю, узнавая новые факты и документы, мы будем приближатьсяк постижению исторической истины».
22 июня – День Памяти и скорби. Для большинства россиян это не пустые слова. Слишком тяжёлой ценой далась нам победа над гитлеровской Германией. Реками крови залит наш путь к Победе. По разным причинам в начальный период войны многие воинские части и соединения Красной Армии были разбиты. Тысячи советских солдат и офицеров погибли или попали в плен. Этот рассказ о боевом пути 102-й стрелковой дивизии, личный состав которой в неимоверно сложных условиях противостоял агрессору летом 1941 г.
Ключевые слова: Великая
Отечественная война, 102-я стрелковая дивизия, Порфирий Мартынович Гудзь. ***
История возникновения 102-й стрелковой дивизии связана с Красноярским краем. В соответствии с Директивой Генерального штаба РККА от 15 августа 1939 г. №4/2/48603, в Сибирском военном округе на базе имеющихся соединений было развернуто десять стрелковых дивизий и три управления стрелковых корпусов. Таким образом, «к 1 декабря созданы новые соединения: 91-я стрелковая дивизия в Ачинске (в/ч 5686, дивизия просуществовала недолго. Зимой 1940 г. дивизия, сформировав 116-й лыжный добровольческий батальон для Финского фронта, была расформирована. Личный состав дивизии был обращён на формирование Канского пехотного училища и курсов усовершенствования командного состава запаса, дислоцировавшихся на ст. Клюквенная2. К сожалению, архивный фонд 102-й дивизии в Российском Государственном Военном Архиве не отложился, в связи с этим о её сибирском периоде мало что известно.
В том же 1940 г. 102-я стрелковая дивизия вновь была сформирована и вошла в состав 67-го стрелкового корпуса, дислоцировавшегося на территории Харьковского военного округа (Украина).
На момент вероломного нападения Германии на Советский Союз, дивизия находилась в летних лагерях под Кременчугом, где занималась боевой подготовкой. Первым днём мобилизации стал день 23 июня 1941 г. Отмобилизование решено было провести в лагерях, не возвращая части в пункты постоянной дислокации.
26 июня дивизия получает приказ из штаба 67-го стрелкового корпуса выдвинуться маршем и к 7 июля сосредоточиться в районе Петрушки (5 км южнее Корсуня). Начало марша - в ночь с 27 на 28 июня. На марше произвести «боевое сколачивание подразделений и частей».
Командир дивизии полковник Порфирий Мартынович Гудзь издаёт приказ за №1ОП (штаб дивизии в м. Малая Кохновка). В приказе определяется порядок совершения марша подразделениями дивизии. В связи с опасностью воздействия авиации противника на личный состав и технику, принято решение марш совершать в тёмное время суток.
29 июня в 10 ч. 45 мин. командир дивизии получает шифровку из штаба Харьковского военного округа за №20 от
28.06.1941 г. Согласно поступившему приказу, дивизии надлежит отправиться в пункт сосредоточения железнодорожным транспортом. Для перевозки выделены номера воинских эшелонов с №12494 по №12530 [37 эшелонов]. Темп перевозки – 12 эшелонов в сутки. Отправление первого эшелона – 29 июня. Подписал шифровку начальник штаба Харьковского военного округа Николай Афанасьевич Москвин.
Полковник П.М. Гудзь в недоумении. На момент получения шифрованного документа дивизия совершила уже два ночных перехода, находится в районе Колонтаев, Андрусовка, Семигорье. Приказ же штаба округа возвращает дивизию на исходные рубежи. К тому же, дивизия выступила до конца не отмобилизовавшись: отсутствует автомобильная техника, горючего практически нет.
У комдива в голову закрадываются крамольные мысли – штаб округа не владеет ситуацией. Проведя короткое совещание с офицерами штаба дивизии, полковник П.М. Гудзь принимает решение докладывать в штаб корпуса и штаб округа о получении противоречивых приказов.

«20.00 4.7.41 г. Противник передовыми частями подошёл к западному берегу р. Днепр. Действиями наших войск был отброшен.
102 сд занимает оборонительную полосу: справа ПРИСНО, ПОПОВКА, ЛИПА. Слева СЕМЁНОВКА, УВАРОВИЧИ, ЗАРЕЧЬЕ, в готовности отразить удар по шоссе из ДОВСК – ЖЛОБИН…»1.
В это же время напротив дивизии противник начинает сосредоточение войск и техники. По данным разведки – до двух механизированных корпусов. Ежедневно дивизия несёт безвозвратные потери от воздействия авиации противника.
Понимая всю сложность сложившейся ситуации, 8 июля 1941 г. командир дивизии полковник П.М. Гудзь пишет боевое донесение Командующему 21-й армией Маршалу Советского Союза С.М. Будённому, минуя руководство 67-го стрелкового корпуса2.
В донесении комдив докладывает, что дивизия в своём составе из боевых частей имеет два стрелковых полка и два артиллерийских полка. 519-й стрелковый полк, стоявший в Золотоноше, к месту сосредоточения не прибыл и где находится неизвестно. Тыла в дивизии практически нет, автотранспорт по мобилизации из народного хозяйства не прибыл. Подвозить боеприпасы, продовольствие, фураж нечем.
154-й отдельный разведывательный батальон бронемашинами не обеспечен. Нештат артиллерийских орудий: 122 мм гаубиц – 12 шт., 152 мм гаубиц – 5 шт. Артиллерия обеспечена одним боекомплектом.
Зенитный дивизион имеет всего четыре орудия, средств механической тяги не имеет.
30 июня 1941 г.
Дивизия возвращена обратно и с 19.00 начала погрузку в эшелоны на ст. Кременчуг-сортировочный. Ощущается нехватка железнодорожного подвижного состава.
С 19.00 30 июня до 24.00 4 июля 1941 г. дивизия погрузилась в 25 эшелонов и убыла в сторону фронта (недогружено согласно плану округа 12 эшелонов).
Стрелковые полки из положенных по штату не имеют ни одной зенитной счетверённой установки.
Средствами связи дивизия обеспечена на 50% от штата.
Противотанковых мин нет, колючей проволоки нет.
Полученный из народного хозяйства автотранспорт не обеспечен резиной, имеющаяся резина сильно изношена.
Дивизии же, находящейся в таком состоянии, выделен участок обороны фронта в 40 км. Для успешного выполнения поставленной перед дивизией задачи, командир дивизии попросил усиления.
Вместо подкрепления, 13 июля 1941 г. дивизией получен приказ о форсировании р. Днепр и захвате плацдарма. Начало атаки – особым распоряжением.
Однако планам советского командования не суждено было сбыться, так как 14 июля противник форсировал р. Днепр на участке 187-й стрелковой дивизии. Фронт был прорван, 187-я стрелковая дивизия с боями совхоз КРАСНИЦА, ЗКП – КНЯТИНКА. До разгрома дивизии оставались считанные дни…
В фондах Центрального архива Минобороны России отложились документы, повествующие о боях дивизии в августе 1941 г. Из последней записи в журнале боевых действий штаба 102-й стрелковой дивизии мы узнаём о трагедии, постигшей бойцов и командиров этого войскового соединения.
«18.08.41 г. 6 час 14 мин
Противник на протяжении 2х дней, неоднократными атаками пытается окружить наши части дивизии, атаки успешно отбиваются.
Боевую задачу частям 102 сд смотри боевой приказ №12 от 14.8.41 г.
В течение 12-14.8.41 г. 102 сд не имея
отступала.
связи с правофланговым соседом (151 сд), 102

Следующий боевой приказ по 102-й дивизии, датированный 18 июля 1941 г., подписывал уже ВрИО командира дивизии комбриг Иван Георгиевич Бессонов (начальник штаба дивизии). Комдив П.М. Гудзь был от сд оставалась по-прежнему в своих оборонительных районах, производя успешные оборонительные работы, с целью не допустить противника к прорыву оборонительной линии нашей дивизии.
должности отстранён и отозван в штаб 21 армии.
21 июля 1941 г. 102-ю стрелковую дивизию принял полковник Спиридон Сергеевич Чернюгов. Части дивизии к этому времени уже находились в тяжелейшем положении.
По состоянию на 14 августа 1941 г. 102-я стрелковая дивизия занимала участок обороны: совхоз ДЕДЛОВО – АЛЕКСАНДРОВКА – СИЛОС – высота 135,5 – южный берег реки Рекотин. КП дивизии –
На фронте 151 сд противник превосходящими силами потеснил дивизию на 12-15 км, последняя, не поставила в известность [штаб корпуса] и соседа (102 сд) об этом.
В результате халатно-преступного отношения к своим обязанностям штаба 151
сд, не поставив в известность Штарм и соседа об отходе, штаб 67 ск подвергся нападению противника.
В результате вышеуказанных причин, противник под превосходящими силами, начал делать нажим постепенно зажимая дивизию в кольцо. Распоряжением штаба 67 части 102 сд были начали делать отход в юго-восточном направлении Гомеля.
Командование 102 сд, не имея связи со Штафронта и Штакорпуса организовав оборону в районе Калиновка зап. Будо-Канилевская, отражая яростные атаки противника.
В районе Калиновки противнику удалось миномётным огнём разбить штаб дивизии. В этом бою были убиты и тяжело ранены: командир дивизии полковник Чернюгов, НШ комбриг Бессонов, НО-1 майор Андреев, НО-2, НО-3, НО-5, НО-6, НИС, ПНО-1, 2 и другие.
С окружения удалось выбраться части машинами.
Вышли из окружения: автобат, 163 МСБ [медсанбат], 211 ОБС [отдельный батальон связи], 1 дивизион 586 ГАП [гаубичный артиллерийский полк], кавдивизион. Остальные части дивизии начали выход из окружения часть самостоятельно, а часть личного состава присоединилась к другим соединениям для совместного действия»1.

Источник: предоставлено автором
Подпись под документом отсутствует… ***
102-я стрелковая дивизия была расформирована приказом НКО СССР от 19 сентября 1941 г. В дальнейшем дивизия под таким же номером была сформирована в апреле 1942 г.
Полковник П.М. Гудзь с августа 1941 г. по март 1942 г. находился под следствием. 1 апреля 1942 г. П.М. Гудзь был назначен командиром 328-й стрелковой дивизии в составе 16-й армии генерал-лейтенанта К.К. Рокоссовского. Достойно проявив себя на фронтах войны, 24 мая 1942 г. дивизия была переименована в 31-ю гвардейскую стрелковую дивизию. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 октября 1943 г. за успешное форсирование Днепра, прочное закрепление плацдарма на его западном берегу и проявленные при этом отвагу и геройство Порфирию Мартыновичу Гудзю было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Заключение. Переписывание истории Второй мировой войны западным миром началось давно. Оставшиеся в живых немецкие генералы уже с 1945 г. стали внушать мировому сообществу, что «не проиграли бы ни в одной кампании в России, ни даже локальной битвы, кабы не грубые промахи этого выскочки-дилетанта Гитлера, если бы русским не помогли «Мороз-Воевода», «фельдмаршал Бездорожье» и т.п.»2 В этом нет ничего нового, ибо побеждённые (так уж сложилось исторически) всегда пытаются оправдаться после проигранной ими войны.
Западные политологи с большим энтузиазмом подхватили это беспочвенное мифотворчество, с каждым годом предавая ему всё более грандиозные масштабы. Так, постепенно, самые решающие события в ходе Второй мировой войны
«перекочевали» с Восточного фронта на Тихий океан (Мидуэй) и в Северную Африку (Эль-Аламейн), а ось Берлин – Рим – Токио была переломлена на Тихоокеанском, Североафриканском и Западноевропейском театрах военных действий.
И если ранее, во времена противостояния двух идеологий, при
1 ЦАМО. Ф. 1281. Оп. 1. Д. 3. Л. 83-84.
переписывании итогов Второй мировой войны западный мир пытался подвести под это хоть какую-то теоретическую базу, то с 12 марта 2018 г. всё изменилось. «Хайли лайкли» (от англ. highly likely) или же «весьма вероятно» – этой фразой британский премьер-министр Тереза Мэй произвела революцию в мировом праве. Теперь, чтобы обвинить в чём-то Россию, никакие доказательства не нужны. И в этом процессе, к сожалению, начинает участвовать всё больше и больше стран.
Спустя многие годы, Министерство обороны Российской Федерации стало постепенно обнародовать правду о трагических событиях лета 1941 г. Возможно, что, с введением в научный оборот ранее не известных документов, нашему обществу предстоит процесс переосмысления некоторых событий, особенно начального периода Великой Отечественной войны. И это особенно актуально в канун 75-летия Победы в Великой Отечественной войне.
Возрождение нацизма ‒ это главная
102ND SHOOT DIVISION IN DEFENSE BATTLES 1941
Список литературы 102-я стрелковая дивизия в оборонительных боях 1941 г.
- Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации (ЦАМО).
- Красноярск - Берлин. 1941-1945. Историко-публицистическое краеведческое издание, посвящённое 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. - Красноярск: Поликор, 2010. - 448 с.
- Люшин С., Бобров Л. Наш вклад в науку побеждать / С. Люшин, Л. Бобров // Техника и наука, 1985. С. 8-11.