Шизофрения (детский тип, соматоневрологический аспект)

Автор: Вишневская О.П., Вишневская Э.С.

Журнал: Сибирский вестник психиатрии и наркологии @svpin

Рубрика: Детско-подростковая психиатрия

Статья в выпуске: 1 (39), 2006 года.

Бесплатный доступ

Клинически сопоставляются 20 больных детской шизофренией, диагностированных во взрослом возрасте, и 20 больных с резидуальной органической патологией головного мозга того же возраста. Устанавливаются причины запоздалой диагностики детской шизофрении.

Ранняя органическая патология, детская шизофрения

Короткий адрес: https://sciup.org/14295106

IDR: 14295106

Текст научной статьи Шизофрения (детский тип, соматоневрологический аспект)

Москва, Российский государственный медицинский университет им. Н. И. Пирогова; Кемерово, Государственная медицинская академия

Р е з ю м е : Клинически сопоставляются 20 больных детской шизофренией, диагностированных во взрослом возрасте, и 20 больных с резидуальной органической патологией головного мозга того же возраста. Устанавливаются причины запоздалой диагностики детской шизофрении. Ключевые слова : ранняя органическая патология, детская шизофрения.

Summ ary : 20 patients with children’s schizophrenia having diagnosed in adult age 20 patients with residual organic pathology of brain of the same age are compared in the present article. The causes of late diagnosis of children’s schizophrenia are established. Key words : early organic pathology, children’s schizophrenia.

Соматоневрологические расстройства у больных детской шизофренией обнаруживаются иногда с первых дней жизни таких пациентов в результате дизонтогенеза. По мере роста и развития больного ребенка симптомы дизонто-генеза умножаются и усложняются (Вро-но М. Ш., 1972). Г. К. Ушаков (1973) отмечает, что при детской шизофрении дефицитарность функциональных систем может быть как врожденной, так и приобретенной под влиянием многочисленных постнатальных вредностей. По мнению Г. Е. Сухаревой (1974), шизофрения у детей развивается вследствие взаимодействия генетических факторов и факторов окружающей среды. В. М. Башина (1989) в своей известной монографии «Ранняя детская шизофрения» приводит следующие цифры: частота патологии беременности, родов, задержка моторного и речевого развития составляют от 40 до 70 % в анамнезе больных детской шизофренией. Р. Тёлле (1999) считает, что у больных шизофренией находят частые анамнестические, неврологические и психопатологические указания на мозговые повреждения, что, возможно, связано с нарушением созревания моз- га. У части больных шизофренией при клиническом исследовании с помощью компьютерной томографии и МРТ находят асимметрию полушарий и желудочков мозга, лобных и височный долей (Тёлле Р., 1999; Орлова В. А. и др., 2004; Милосердов Е. А. и др., 2005).

Нами проведено клиническое обследование 20 больных детской шизофренией в их взрослом возрасте. Возраст больных основной группы составлял от 15 до 49 лет. Средний возраст 23,2 года, причем в возрасте 20 лет и старше была почти половина больных (9 чел.). Эти больные составили основную группу пациентов. Для сравнения взята контрольная группа, соответствующая по численности основной, из 20 больных с диагнозом «резидуальное органическое поражение ЦНС раннего периода развития». Средний возраст больных в контрольной группе 23,5 года, т. е. примерно такой же, как в основной группе.

Из 20 больных основной группы 18 были направлены в ПБ с предположительным диагнозом «резидуальное органическое заболевание ЦНС раннего периода развития». Мы считаем, что данный диагноз можно расценивать как врачебную ошибку, так как большинство больных основной группы обучались во вспомогательной школе. Следовательно, они осматривались врачами-психиатрами на медикопедагогической комиссии и далее повторно, динамически в школе и интернате. Однако только при данном (последнем) стационирова-нии, уже во взрослом возрасте, им был установлен правильный диагноз «детская шизофрения». Это говорит о том, что диагноз «детская шизофрения» труден и устанавливается несвоевременно, поздно, уже у взрослых пациентов.

Большинство пациентов проходили в психиатрической больнице различные виды экспертиз – к примеру, экспертизу призывников или медико-социальную. В лечении в данный момент пациенты не нуждались; его получали 4 пациентов основной и 3 из контрольной группы. По заключению экспертизы, все они оказались негодными к службе в армии и нетрудоспособными соответственно. Все пациенты имели наследственность, отягощенную алкоголизмом, олигофренией, психозами, а некоторые – сочетанием двух или трех из этих состояний и болезней. В основной группе в наследственности было больше психозов, а в контрольной – олигофрении и алкоголизма. В основной группе на одного пациента приходилось 3,7 единицы вредности, в контрольной – 2,9. Имеется в виду патология беременности и родов, ПЭП, отставание в развитии, тяжелые экзогенные заболевания раннего периода развития и первых лет жизни, эпилептифорные припадки, детский церебральный паралич, церебрастения. Стано- вится понятным, что пациентам основной группы трудно было установить своевременно правильный диагноз «детская шизофрения». В большинстве случаев речь шла о диагностике органического заболевания ЦНС.

Мы проанализировали неврологический статус пациентов основной и контрольной групп. В обеих группах у пациентов имелась врожденная патология и патология раннего периода развития (11 пациентов из 20 и 9 пациентов из 20). По сочетанию врожденной, ранней и резидуальной патологии ЦНС подгруппы не отличались (в обеих подгруппах по 13 чел. из 20). По патологии неврологического статуса основная и контрольная подгруппы тоже не отличались. Диспластичность телосложения среди обследованных основной группы выявлена у 15 пациентов, в контрольной – у 9. В основной группе, следовательно, чуть ли не вдвое чаще можно предполагать внутриутробную патологию, чем в контрольной.

При психологическом обследовании пациентов оказалось, что в основной группе больше больных с патологией личности по шизоидному типу (16 из 20), а в контрольной группе больше больных с патологией личности по истерическому типу (17 из 20), в том числе 10 пациентов с истеровозбудимым типом, 5 – с истеро-неустойчивым, 2 – с истероипохондрическим.

Приведенные факты могли бы помочь в постановке своевременного и правильного диагноза «детская шизофрения» у пациентов основной группы. Своевременное диагностирование было бы возможно, если бы олигофренический статус своевременно отличали от олигофреноподобного, учитывая особые интересы обследуемых к мистике (вера «в высшие силы»), к политике (к примеру, чтение Конституции, чтобы «знать свои права»), а также если бы обращали внимание на кататонические эпизоды «замирания» при неудачах, обидах (кратковременный ступор); на импульсивные возбуждения, которые расцениваются как дисфории, истерия; на деперсонализационные расстройства («ощущал себя умершим, хотя ходил, говорил», «глупый с детства, память плохая») – сомато- и аутопсихические компоненты; на редуцированный параноид («голоса есть, но я не подчиняюсь»; на субдепрессии (идеи своей малоценно-сти).

Кроме того, в ходе психологического обследования у 6 пациентов основной группы было обнаружено расстройство мышления по шизофреническому типу. По-видимому, в детском возрасте такая патология не была выявлена, данное обстоятельство тоже затруднило диагноз. Однако по таким симптомам, как недоразвитие интеллекта, снижение памяти, снижение темпа мышления, расстройство внимания, па- тология грубых влечений (у 11 и 13 пациентов), обе группы не отличались.

Таким образом, анамнез и соматоневроло-гическое обследование пациентов с диагнозом «детская шизофрения» выявляют у пациентов значительную патологию. Диагноз «детская шизофрения» ставится несвоевременно, так как использование при диагностике только методов неврологического и психологического обследований явно недостаточно Они не должны подменять ведущий, главный психопатологический метод. Именно в отношении подобных случаев следует еще   раз   напомнить слова

П. Б. Ганнушкина: «…психиатрия имеет полное и законное право на очень пристальное внимание со стороны каждого врача». Поэтому так важно и необходимо овладение врачами в совершенстве клинико-психопатологическим методом. При этом обследование больных должно осуществляться в психиатрическом стационаре, а не амбулаторно. Тогда диагноз «детская шизофрения» будет ставиться своевременно, а не у взрослых пациентов. Для иллюстрации приведем два клинических примера.

Больной П., 18 лет. У матери олигофрения. Оба родителя страдают алкоголизмом. В детстве диагностированы постнатальная энцефалопатия, ДЦП. Было несколько эпилептиформных припадков. Врожденный порок сердца, недоразвитие интеллекта. В детстве отставал в моторном и речевом развитии. По данным психопатологического обследования, проведенного ведущими специалистами кафедры психиатрии и клинической психиатрической больницы, установлен диагноз «детская шизофрения».

Больной М., 17 лет. Отец страдает алкоголизмом. Отставал в развитии, учиться не смог, неграмотный. Амавроз, атрофия Лебера. Дебют психоза возник после ангины, миокардита, судорожного припадка. Заключение: детская шизофрения. Соматоневрологическая патология в обоих клинических случаях является коморбидной с детской шизофренией.

Статья научная