Китайское зеркало из 22-го Ноин-Улинского кургана
Автор: Полосьмак Н.В., Чистякова А.Н., Богданов Е.С., Шацкая С.С.
Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas
Рубрика: Археология эпохи палеометалла и средневековья
Статья в выпуске: XIX, 2013 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/14521984
IDR: 14521984
Текст статьи Китайское зеркало из 22-го Ноин-Улинского кургана
Среди находок в 22-м ноин-улинском кургане, исследованном в 2012 году российско-монгольской экспедицией, были четыре фрагмента бронзового зеркала круглой формы диаметром 8 см (см. рисунок ). Они были найдены на полу потревоженной грабителями погребальной камеры. До сих пор в ноин-улинских курганах фрагмент китайского зеркала находили лишь однажды – в 25-м кургане пади Суцзуктэ [Руденко, 1962, с. 92, рис. 65г].
По сохранившейся части зеркала из 22-го кургана можно восстановить украшавший его поверхность орнамент. Скорее всего, зеркало было с орнаментом 四乳四虺 «сы жу сы хуэй» – «четыре соска, четыре ядовитые змеи». Другой вариант названия данного узора 四乳四螭 «сы жу сы чи» – «четыре соска, четыре безрогих дракона чи». Между орнаментом и ободком зеркала идет узор 栉齿 «чжи чи» – зубья гребня. В композиции «четыре соска, четыре ядовитые змеи» змеи обычно изображены в виде крючка, по обеим сторонам которого есть дополнительные украшения, чаще всего это птицы или другие мелкие животные [Ли Сю-эмэй, Сяо Бинъи, 1998, с. 21]. На зеркале из 22-го кургана были изображены птицы. Зеркала с таким орнаментом Ли Сюэмэй и Сяо Бинъи относят к позднему периоду Западная Хань и раннему периоду Вос-
Бронзовое зеркало из 22-го ноин-улинского кургана.
точная Хань [Там же, с. 61]. Наиболее популярны они были в поздний период династии Западная Хань [Ханьдай…, 2008, с. 309].
Аналогий зеркал с подобным орнаментом множество. Они были найдены, например, при строительных работах кумирни Хэшаньмяо в г. Иян пров. Хунань (сейчас зеркало хранится в городском музее г. Иян), в погребении из могильника Цисиндуй в предместье г. Гаоань, пров. Цзянси, а также в погребении № 3 хуннского могильника Ильмовая падь [Филиппова, 2000, с. 104]. Бронзовые зеркала, найденные в погребении № 8 в Тэвш-Уле [Törbat Tsagaan, 2011, p. 317, fig. 1:6)] и в погребении № 16 в Тариат [Там же, fig. 1:7)], вероятно, также принадлежат к стилю «сы жу». Большое количество зеркал этого типа выставлено на продажу на китайских антикварных аукционах.
В связи с тем, что для литья зеркал использовалась бронза того же состава, что и для литья монеты, для сохранения стабильного курса монеты и ее ценности строго контролировались литье и продажа зеркал. Во времена династий Хань ситуация была довольно стабильной. Большинство бронзовых зеркал было отлито в государственной мастерской 尚方 Шанфан, подведомственной шаофу (т.е. налоговому ведомству при императорском дворе). Шанфан была подразделена на три секции: первая производила зеркала, две другие – ткань [Елисеефф В., Елисеефф Д., 2007, с. 179]. Право на отливку зеркал принадлежало императорской семье. В задачи ведомства входило также контролировать и запрещать отливку зеркал частным мастерским. Однако с конца династии Западная Хань появляются и частные мастерские, отливающие зеркала [Гудай…, 1997, с. 13, 25].
В ханьском Китае при изготовлении зеркал особое значение придавалось чистоте металла. Необходимость тщательного изготовления зеркал была обусловлена ритуально-магическими целями, что часто находило свое отражение в надписях на зеркалах.
Для изготовления зеркала, обнаруженного в 22-м ноин-улинском кургане, использован сплав оловянно-свинцовой бронзы со значительной долей олова (21,095 %) и свинца (6,950 %)*. Интересно, что концентрация олова в сплаве оказалась меньше концентрации олова в некоторых точках поверхности зеркала. Это может говорить о том, что олово не только входит в состав бронзы, но также образует на ее поверхности отражающий зеркальный слой. Этот сплав использовался на протяжении веков (с IV в. до н.э. по XVI в. н.э.) для отливки китайских зеркал [Богданова-Березовская, 1975, с. 140].
Китайские зеркала, помимо их использования по назначению, имели еще несколько функций: в качестве украшения бронзовое зеркало подвешивалось на пояс; оберегало от нечистых сил; часто зеркала клали в могилу к погребенным. Для умершего зеркало, должно быть, служило предметом повседневного пользования в загробном мире: зеркало должно было рассеивать тьму, защищать от нечисти и обеспечивать спокойствие и отдых умершему [Гудай.., 1997, с. 4].
В культуру кочевников было перенесено особенное отношение, которое придавали зеркалам ханьцы. Зеркала, а чаще их обломки, находят во многих погребениях кочевников Центральной Азии, иногда и в Европе. Как отмечал Е.И. Лубо-Лесниченко, почти все ханьские зеркала, известные на территории Минусинской котловины, сохранились во фрагментах со сглаженными краями – факт, указывающий на то, что они долго находились в употреблении и высоко ценились местным населением [1975, с. 11], так же как это было и у хунну.