"Разочарованный лорнет", американские ботинки, афиши: стратегии интерпретации речевых актов футуристов

Автор: Швец Анна Валерьевна

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Русская литература

Статья в выпуске: 4 (59), 2021 года.

Бесплатный доступ

В статье анализируется творческая деятельность группы кубо-футуристов (включавшей Д. Бурлюка, А. Крученых, частично И. Зданевича, хотя последний никогда эксплицитно не ассоциировался с группой кубо-футуристов). В частности, в статье анализируется коммуникация между автором и читателем и коммуникативные модели, предопределяющие социально-эстетический опыт. Автор анализирует конкретную коммуникативную модель («литературный скандал»), его специфику и прагматические функции. Литературный скандал рассматривается как, в первую очередь, партиципативный феномен, зависимый от существования массовой публики (согласно концепции публики по М. Уорнеру). Конечная прагматическая цель литературного скандала как модуса коммуникации - не только шокировать аудиторию, но и подтолкнуть аудиторию к тому, чтобы принять участие в представлении. Два отклика аудитории выделяются в этом отношении, и, в соответствии с этими двумя откликами, мы можем выделить два профиля рецепции: критик, «газетчик», с одной стороны, и «союзник», с другой. Первый тип реципиента предпочитает обрамить речевой акт рамкой зафиксированного, стабильного контекста, тогда как второй тип тяготеет к тому, чтобы поместить речевой акт в разные контексты и наблюдать, как меняется смысл высказывания. Реципиент первого типа нацелен на то, чтобы подчеркивать нарушение норм в речевом акте (даже если это нарушение необходимо преувеличить), привлечь публичное внимание к нарушению и таким образом распространить новость о скандальном событии. За счет такого поступка, критик-реципиент, на деле, обеспечивает публичному выступлению рекламную кампанию и делает его доступным для широкой публики. Реципиент второго типа более открыт к изменениям смысла, которые происходят, когда речевой акт перемещается из одного контекста в другой, и воспринимает эти сдвиги смысла как игру, которую реципиент может разделить с автором. Описанная выше концептуальная модель проецируется на феномен футуристской книги (на примере «Танго с коровами» В. Каменского), чтобы показать, что у футуристской книги два типа читателей (невнимательный читатель и со-автор поэта) и что у футуристской книги две конфликтующих установки: рекламировать новое искусство и делать читателя одним из немногих избранных, тем, кто завершает текст поэта.

Еще

Авангард, футуризм, кубофутуризм, крученых, бурлюк, зданевич, отклик аудитории, читательский отклик, культура соучастия, партиципаторное поведение, футуристская книга

Короткий адрес: https://sciup.org/149139256

IDR: 149139256   |   DOI: 10.54770/20729316_2021_4_172

Статья научная