А. Ф. Лосев о музыке

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/14719113

IDR: 14719113

Текст статьи А. Ф. Лосев о музыке

лис, ИВ

IVU ГИ")1ПЕ

Е. В. Смирнова

Труды А. Ф. Лосева по философии музыки появились именно тогда, когда своеобразная черта русского стиля мысли выявилась в культуре с большой полнотой и самобытностью.

А. Ф. Лосев, вслушиваясь в музыку своего времени как музыкант и как философ, услышал в музыкальной форме истинное содержание эпохи, предчувствовал грядущие прорывы в состояния, которые не испытывали многие, но моделируемые в духовной перспективе. В музыке его века («конец века») Лосев слышал великое пророчество грядущих катастроф, возвещаемое вагнеровским «Кольцом нибелунга», и ласково-нежный славянский мелос Римского-Корсакова, сумевшего, как никто, воплотить идею гармонии духа и природы, и могущественную силу, звукосо- зерцания Скрябина с его трагически прекрасной идеей мистерии. Б анализах музыкальных явлений Лосев сочетает профессиональное знание формы и стиля композитора с тонким философским анализом, типичным для мыслителя начала века. Своеобразная гипертрофия личностного начала характеризуют Лосева как философа музыки с самых первых работ. Говоря о музыке, он демонстрирует возможность нетрадиционного отношения к философским истинам. Для Лосева музыкальное переживание возникает от отношения к истине как к смысловой данности, переживаемой им глубоко личностно. В философствованиях о музыке Лосев воплощает характерные особенности русского стиля мышления об абсолюте, о жизненных ценностях, о призвании человека.

Лосевская философия музыки вычленяет «мироощущение* как категорию, выражающую предметную и психологическую специфику музыки. Лосев видит все психологические и социальные проблемы музыки сквозь призму мироощущения-конструкции, более адекватной эмоциональной природе музыкального искусства. Это и итальянский мелос с его субъективной направленностью на человеческие чувства и страсти — и иной род мелоса, который слышится Лосеву в русской, шире — славянской песеиности с ее светом и лаской, символический и мистический тип мироощущения — «Всепоглощающая мировая бездна», «Космос с его богами», «земной мир с его героями» и надежда на Преображение мира.

Существенные идеи философско-музыкального характера были подняты Лосевым в его труде «Мировоззрение Скрябина». Он характеризовал Скрябина так: «это причудливая смесь языческого космизма с христи анским историзмом». Личность Скрябина соединяет редкостные оппозиции; индивидуалистический анархизм и языческий космизм, исступленность, экстаз и растворен-ность в мировом Духе. В Скрябине Лосева увлекала его пламенная вера в истинное миссионерство искусства, в истинное призвание музыки, доходящая до гигантомании собственного «я». Мир Скрябина — это мир высшего напряжения мысли, мир, где царит подлинный музыкальный энтузиазм.

Деятельность Лосева принесла плоды на философском и теоретическом освоении важнейшей духовной сфере человеческого существования — искусства музыки. Его труды проникнуты одной заботой — чтобы вечно продолжилась эта уникальная способность человека — творить и воспринимать удивительный мир музыки. Без этого немыслимо преображение мира и человека, утверждение в нашей земной действительности триединства Истины, Добра и Красоты.

Поступила 10.06.08.

Список литературы А. Ф. Лосев о музыке

  • Лосев А. Ф. Мировоззрение Скрябина//Лосев А. Ф. Страсть к диалектике. М.: Сов. писатель, 1990.
Статья