«Русский дневник» Джона Стейнбека и Роберта Капы: «свои» и «чужие» в фотографиях
Автор: Давыдова О.С.
Журнал: Вестник ВолГУ. Серия: История. Регионоведение. Международные отношения @hfrir-jvolsu
Рубрика: Имагология советско-американских отношений в период Холодной войны
Статья в выпуске: 1 т.29, 2024 года.
Бесплатный доступ
Введение. Статья посвящена анализу образов «своих» и «чужих» в фотографиях Роберта Капы на страницах «Русского дневника», текст которого написан Джоном Стейнбеком. Этот текст, содержащий как эксплицитно выраженные, так и имплицитные маркеры инаковости, является ранним примером зарождающегося дискурса холодной войны. Методы и материалы. Используя методы теории медиа- и визуальных исследований, а также теорию фотографии, автор статьи рассматривает «Русский дневник» как единый медиатекст. Специфика «Русского дневника» заключается во взаимодействии внутри него двух медиа: визуального (фото) и вербального (текст). Анализ. Автор статьи прослеживает, как смысл образов возникает из их связи с текстом и как наличие образов влияет на повествование «Русского дневника» в целом. Фотографии в этом произведении функционируют на двух уровнях. С одной стороны, они удостоверяют искренность писателя, поскольку Капа на страницах «Дневника» описан как репортер-наблюдатель, а сама функция фотографии-документа в значительной степени сводится к логике информирования. С другой стороны, само присутствие камеры в тех локациях, которые посещают авторы «Дневника», рассматривается как угроза и маркирует власть. Фотографии конструируют смысл реальности и имплицитно становятся инструментом выявления различий между двумя державами - СССР и США.
Холодная война, фотография, «русский дневник», роберт капа, «свои», «чужие»
Короткий адрес: https://sciup.org/149145122
IDR: 149145122 | DOI: 10.15688/jvolsu4.2024.1.4