О некоторых источниках для изучения процесса реформирования музыкального искусства России в XVII в

Бесплатный доступ

В результате деятельности мастеров-дидаскалов (теоретиков), собранных в Москве по указам царя Алексея Михайловича 1652 и 1669 гг., был переработан и отредактирован основной музыкально-гимнографический материал церковно-певческих книг и усовершенствовано крюковое нотное письмо. В ходе музыкальной реформы для более точного обозначения звуковысотности было введено написание при невмах унифицированных буквенных киноварных помет и штриховых признáков. Это свидетельствовало о том, что музыкальное мышление мастеров певческого искусства из невменно-формульного трансформировалось к осознанию того, что мелодия состоит из отдельных музыкальных «степéней» (ступеней). Все это также сблизило древнерусскую и европейскую музыкальные теории и позволило в будущем осуществить довольно быстрый переход к стилистически новому европеизированному искусству. Автор рассматривает некоторые письменные источники, дающие возможность более обстоятельного изучения практической деятельности мастеров по подготовке и проведению реформы, исследования теоретических принципов их редакторской работы.

Еще

Древнерусское церковно-певческое искусство, музыкальная реформа в России xvii в, рукописные певческие книги, партесное пение

Короткий адрес: https://sciup.org/147233350

IDR: 147233350   |   DOI: 10.14529/ssh190109

Статья научная