Абсолютистская идея и репрезентация образа Петра Великого в творчестве мастеров французской слободы Санкт-Петербурга

Бесплатный доступ

В статье анализируются произведения скульпторов, резчиков и живописцев Французской слободы Санкт-Петербурга в качестве источника формирования абсолютистского мифа и средства трансляции абсолютистской идеи в искусстве России. На основании сохранившихся памятников петровской эпохи (таких, как конный монумент Петра I Б. К. Растрелли, резные панно Дубового кабинета Большого Петергофского дворца Н. Пино, живописные композиции Л. Каравака и Ф. Бегагля) выявляются особенности репрезентации образа Петра Великого. Автор обращается к проектам неосуществленных произведений монументального и монументально-декоративного искусства, раскрывая особенности трансфера французских арт-идей в ходе «европеизации» русской художественной культуры. Сделан вывод о том, что именно мастера Французской слободы воплотили абсолютистскую идеологию Петра I в пластических искусствах, хотя и не обеспечили необходимую политическую корреспонденцию между императором и его подданными.

Еще

Французские мастера в Петербурге, абсолютизм в искусстве, образ Петра I в искусстве, Б. К. Растрелли, Н. Пино, Ф. Вассу, Ф. Бегагль, Л. Каравак, «европеизация» русского искусства

Короткий адрес: https://sciup.org/147233466

IDR: 147233466   |   DOI: 10.14529/ssh200102

Список литературы Абсолютистская идея и репрезентация образа Петра Великого в творчестве мастеров французской слободы Санкт-Петербурга

  • Андреев, А. Н. Французская слобода Васильевского острова в Санкт-Петербурге в XVIII в. / А. Н. Андреев, Ю. С. Андреева // Вопросы истории. — 2017. — № 7. — С. 111—126.
  • Андреева, Ю. С. Живопись Филиппа Пильмана в контексте «европеизации»русской культуры/Ю. С. Андреева // Вестник ЮУрГУ. Сер. «Социально-гуманитарные науки». — 2019. — Т. 19, № 2. — С. 79—86.
  • Архипов, Н. И. Бартоломео Карло Растрелли. 1675—1744 / Н. И. Архипов, А. Г. Раскин. — Ленинград ; Москва : Искусство, 1964. — 108, [43] с.: ил.
  • Архипов, Н. И. Большой грот с каскадами в Нижнем саду г. Петродворца / Н. И. Архипов // Николай Ильич Архипов. Исследования по истории Петергофа. — Санкт-Петербург : ГМЗ «Петергоф», 2016. — С. 420—508.
  • Берхгольц, Ф.-В. Дневник камер-юнкера/ Фридрих-Вильгельм Берхгольц //Неистовый реформатор. — Москва : Фонд Сергея Дубова, 2000. — С. 105—502.
  • Берхгольц, Ф.-В. Дневник камер-юнкера/ Фридрих-Вильгельм Берхгольц // Юность державы. — Москва : Фонд Сергея Дубова, 2000. — С. 9—324.
  • Бумаги Кабинета министров императрицы Анны Иоанновны 1731—1740 гг. //Сб. РИО. — Т. 108. — Юрьев : Тип. К. Матисена, 1900. — С. 1—510.
  • Вилинбахов, Г. В. Отражение идей абсолютизма в символике петровских знамен / Г. В. Вилинбахов // Культура и искусство России XVIII века: новые материалы и исследования. — Ленинград : Искусство, 1981. — С. 7—25.
  • Голиков, И. И. Деяния Петра Великого, мудрого преобразователя России, собранные из достоверных источников и расположенные по годам /И. И. Голиков. — Москва : Университ. тип., 1788. — Ч. 5. — XVII, 418 с.
  • Гузевич, Д. Ю. Путешествующий царь, или в поисках имперских одежд / Д. Ю. Гузевич, И. Д. Гузевич // Европейские маршруты Петра Великого: к 300-летию визита Петра I во Францию : материалы IX Междунар. петровского конгресса. — Санкт-Петербург : Европейский Дом, 2018. — С. 18—31.
  • Дмитриева, Н. А. Краткая история искусства : очерки / Н. А. Дмитриева. — Вып. 2. — Москва : Искусство, 1975.
  • Документы, относящиеся до пребывания царя Петра I во Франции // Сб. РИО. — Т. 34. — Санкт-Петербург : Имп. Академия наук, 1881. — С. 123—398.
  • Звенигородская, О. Е. «Прадеду правнук»: к вопросу о франко-русских параллелях / О. Е. Звенигородская // Научные труды. К 300-летию Санкт-Петербурга. — 2006. — № S. — С. 44—54.
  • Кириллов, В. В. Скульптура / В. В. Кириллов // Очерки русской культуры XVIII в. ; под ред. акад. Б. А. Рыбакова. — Ч. 4. — Москва : Изд-во МГУ, 1990. — С. 70—110.
  • Корсакова, Н. Л. «Петровский миф» в памятниках / Н. Л. Корсакова // Петровские памятники России и Европы: изучение, сохранение, культурный туризм : материалы VIIМеждунар. петровского конгресса. — Санкт-Петербург :Европейский Дом, 2016. — С. 115—127.
  • Коршунова, Т. Т. Мастера парижской Королевской мануфактуры гобеленов в Петербурге // Французы в Петербурге : каталог выставки. — Санкт-Петербург : Palace editions, 2003. — С. 42—46.
  • Лётин, В. А. Репрезентация личности монарха в пространстве универсума его усадьбы: Петергоф Петра Великого / В. А. Лётин // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — 2011. — № 8 (14). — Ч. 1. — С. 137—142.
  • Лившиц, Н. А. Искусство XVIII века: Франция, Италия, Германия и Австрия, Англия : ист. очерки / Н. А. Лившиц, Б. А. Зернов, Л. Н. Воронихина. — Москва: Искусство, 1966. — 378, [2] с.: ил.
  • Малиновский, К. В. Доминико Трезини /К. В. Малиновский. — Санкт-Петербург: Крига, 2007. — 232 с.: ил.
  • Матвеев, В. Ю. К истории возникновения и развития сюжета «Петр I, высекающий статую России» / В. Ю. Матвеев //Культура и искусство РоссииXVIII века: новые материалы и исследования. — Ленинград : Искусство, 1981. — С. 26—43.
  • Маркина, Л. А. Французский взгляд на русского царя: Изображения Петра I в собраниях России и Франции / Л. А. Маркина // Европейские маршруты Петра Великого: к 300-летию визита Петра I во Францию : материалы IX Междунар. петровского конгресса. — Санкт-Петербург :Европейский Дом, 2018. — С. 240—249.
  • Мастер из «Токарни» Петра I. Медальон-копир с изображением государственного герба России с картами Белого, Балтийского, Азовского и Каспийского морей /Мастер из «Токарни» Петра I, Б. К. Растрелли. 1720-е годы (бронза). ГЭ. Инв. № ЭРТх-598.
  • Мезин, С. А. Петр I во Франции / С. А. Мезин. — Санкт-Петербург: Европейский Дом, 2015. — 312 с.: ил.
  • Мин-Хун, Х. Образ Петра I в русском изобразительном искусстве XVIII — начала XX века : автореф. дис. ... канд. искусствоведения /Хуан Мин-Хун. —Москва: МГУ, 2010. — 25 с.
  • Михайлова, А. Ю. Французские художники при русском императорском дворе в первой трети XVIII в.: дис. ... канд. искусствоведения. — Москва, 2003. — 240 с.
  • Павленко, Н. И. Петр Великий /Н. И. Павленко. — Москва : Мысль, 1994. — 591 с.
  • Петров, В. Н. Конная статуя Петра I работы Растрелли /В. Н. Петров. — Ленинград: Аврора, 1972. — 192 с.
  • Письма русских государей и других особ царского семейства. Переписка Петра I с Екатериною Алексеевною. — Москва : Тип. Сергея Орлова, 1861. — V, 167, XII с.
  • Преснов, Г. М. Скульптура первой половины XVIII века /Г. М. Преснов //История русского искусства; под ред. академика И. Э. Грабаря. — Т. V: Русское искусство первой половины XVIII века. — Москва : Изд-во АН СССР, 1960. — С. 429—496.
  • Растрелли, Б. К. Медальон-копир с изображением скульптора, высекающего статую Петра I / Бартоло-мео Карло Растрелли. 1720-е годы (бронза, литье). ГЭ. Инв. № ЭРТх-600.
  • Растрелли, Б. К. Основание «Триумфального столпа» в честь побед русских войск в Северной войне /Бар-толомео Карло Растрелли, Никола Пино. Реконструкция 1938 г. (медь, латунь, бронза, олово, гальванопластика, патинирование, пайка, клепка). 102,5 х 65 х 65 см. ГЭ. Инв. № ЭРШГ9/3.
  • Растрелли, Б. К. Скульптурный портрет императора Петра I /Бартоломео Карло Растрелли, Никола Пино. Реконструкция 1938 г. (литье, бронзировка). 63 х 28 х 28,3 см. ГЭ. Инв. № ЭРТхЛ-9/7.
  • РГАДА. Ф. 17. Оп. 1. Д. 266.
  • РГИА. Ф. 467. Оп. 1 (Внутр. оп. 73/187). Кн. 4А. Д. 47.
  • РГИА. Ф. 467. Оп. 1 (Внутр. оп. 73/187.) Кн. 5Г. Д. 91.
  • РГИА. Ф. 467. Оп. 2 (Внутр. оп. 73/187). Кн. 40Б. Д. 18.
  • Россия — Франция: Век Просвещения. Русско-французские культурные связи в 18 столетии : каталог выст. — Ленинград : Государственный Эрмитаж, 1987. — 302, [2] с.
  • Рош, Д. Рисунки Николая Пино, предназначенные для России / Денни Рош // Старые годы. — 1913. — № 5 (Май). — С. 2—21.
  • Собрание писем императора Петра I к разным лицам с ответами на оные. — Ч. 3. — Санкт-Петербург : В Морской тип., 1830. — 378 с.
  • Соколова, Т. М. К. Б. Растрелли: «Бюст Петра Первого» / Т. М. Соколова. — Ленинград : Тип. Гос. Эрмитажа, 1949. — 8 с.: ил.
  • Суханова, И. М. Садово-парковая скульптура и фонтаны / И. М. Суханова / Русское декоративное искусство ; под ред. А. И. Леонова. — Т. 2: Восемнадцатый век. — Москва : Изд-во Академии художеств СССР, 1963. — С. 183—211.
  • Точное известие о... крепости и городе Санкт-Петербург, о крепостце Кроншлот и их окрестностях... // Ю. Н. Беспятых. Петербург Петра I в иностранных описаниях. — Ленинград : Наука, 1991. — С. 47—90.
  • Холоднова, О. А. Деятельность Никола Пино в Петергофе / О. А. Холоднова // 300 лет Петергофской дороге. 300 лет Ораниенбауму. История. Реставрация. Музеефикация : сб. ст. по материалам науч.-практ. конф. — Санкт-Петербург : Европейский Дом, 2012. — С. 9—26.
  • Чежина, Ю. И. История лошади: интерпретация античной идеи в конном монументе Петру I работы Б.-К. Растрелли / Ю. И. Чежина // Актуальные проблемы теории и истории искусства. — 2015. — № 5. — С. 513—518.
  • Шелковников, Б. А. Прикладное искусство первой половины XVIII века /Б. А. Шелковников //История русского искусства ; под ред. академика И. Э. Грабаря. — Т. V: Русское искусство первой половины XVIII века. — Москва : Изд-во АН СССР, 1960. — С. 499—526.
  • Штапс-Вахабов, И. В. Лягушки Латоны — иконографическая программа Большого каскада в Петергофе как выражение абсолютистской политики Петра Великого /И. В. Штапс-Вахабов //Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — 2015. — № 11, Ч. 2. — С. 214—216.
  • Dezallier d'Argenville A.-J. La theorie et la pratique du Jardinage... — Paris : Jean Mariette, 1713. — [8], 503 p.
  • Van denBogaert (Desjardins), Martin (1637—1694). Quatre captifs dits aussi Quatre Nations vaincues: l'Espagne, l'Empire, le Brandebourg et la Hollande. 1682—1685. Musée du Louvre, Paris. — URL: https://www.louvre.fr/en/oeuvre-notices/four-captives-also-known-four-defeated-nations-spain-holy-roman-empire-brandenburg-an (дата обращения: 12.05. 2019).
Еще
Статья научная