Адаптация линейно-квадратичной модели для планирования режимов облучения в дистанционной нейтронной терапии
Автор: Лисин В.А., Великая В.В., Милойчикова И.А.
Журнал: Сибирский онкологический журнал @siboncoj
Рубрика: Лабораторные и экспериментальные исследования
Статья в выпуске: 1 (67), 2015 года.
Бесплатный доступ
Найдены параметры линейно-квадратичной модели для нейтронной терапии. На этой основе проведено сравнение значений однократных терапевтических доз в нейтронной терапии, рассчитанных по модели время - доза - фракционирование и по линейноквадратичной модели. Установлено, что результаты расчета хорошо согласуются между собой. Также проведено сравнение степени расхождения результатов расчета по модели время - доза - фракционирование и по линейно-квадратичной модели в нейтронной и гамма-терапии. Показано, что применение линейно-квадратичной модели, разработанной для нейтронной терапии, способно обеспечить адекватный контроль за лучевыми реакциями облучаемых тканей.
Нейтронная терапия, модель время - доза - фракционирование, линейно-квадратичная модель, планирование режимов облучения
Короткий адрес: https://sciup.org/14056505
IDR: 14056505
Текст научной статьи Адаптация линейно-квадратичной модели для планирования режимов облучения в дистанционной нейтронной терапии
Планирование режимов облучения является важнейшим этапом в лучевой терапии злокачественных новообразований. В последние десятилетия основным руководством для такого планирования служит модель время – доза – фракционирование (ВДФ). Она применяется для планирования как гамма-, так и нейтронной терапии [2, 3], обеспечивая в течение длительного периода времени адекватный контроль за лучевыми реакциями [7, 8]. Модель ВДФ еще не утратила своей значимости, однако в последнее время в гамма-терапии ей на смену приходит линейно-квадратичная модель (ЛКМ) [10]. Понятен интерес к использованию последней и в нейтронной терапии. Известны работы, в которых предпринята попытка адаптировать ЛКМ к задачам терапии плотноионизирующим излучением [13, 14]. Однако эти работы в основном посвящены обсуждению результатов, полученных в экспериментальных исследованиях на клеточных структурах. Кроме того, известно, что относительная биологическая эффективность (ОБЭ) нейтронов сильно зависит от их энергии. Поэтому результаты таких работ невозможно перевести в практическую плоскость для решения задач дозиметрического и радиобиологического планирования нейтронной терапии, проводимой на источнике нейтронов с конкретными энергетическими характеристиками.
Цель исследования состояла в создании модификации ЛКМ, способной обеспечить планирование режимов облучения в дистанционной терапии злокачественных опухолей быстрыми нейтронами со сплошным энергетическим спектром и средней энергией ~6,3 МэВ.
Материал и методы
Нейтроны со сплошным энергетическим спектром при средней энергии 6,3 МэВ получены на циклотроне У-120 в реакции дейтронов на бериллии:
{d^Be^B^n .
Известно, что, согласно ЛКМ, выживаемость клеток может быть описана следующим математическим выражением:
5 = 50ехр[-(с^ + Д/2)], (1) где So и S – начальное число клеток и число клеток, выживших после облучения дозой d , соответственно; α и β – параметры модели, причем параметр α определяет долю летальных повреждений в клетках и выражается в Гр-1, а параметр β определяет долю накапливаемых сублетальных повреждений и имеет размерность Гр-2.
Из (1) видно, что выживаемость клеток по ЛКМ определяется произведением двух экспонент. Полагают, что функция ехр (- α d) описывает гибель клеток, обусловленную одномоментными двойными разрывами ДНК, а часть уравнения ехр (- β d 2 ) – гибель клеток при накоплении одиночных разрывов ДНК.
Для того чтобы в дальнейшем иметь возможность более подробно проанализировать методические основы планирования нейтронной терапии на основе ЛКМ, поставлена задача найти параметры α и β в отдельности как для редко ионизирующего излучения, так и для нейтронов. В первую очередь знание параметров α и β в отдельности для обоих видов излучения, как показано нами ранее [4], необходимо для расчета важнейшей характеристики нейтронной терапии – зависимости ОБЭ нейтронов от дозы.
Для решения задачи, наряду с ЛКМ, применена многомишенная модель (ММ) клеточной выживаемости следующего вида:
S = SJM1-^^ (2)
В формуле (2) Do и n – радиобиологические параметры, характеризующие степень радиочувствительности клеток.
Соотношение (2) широко используют в радиобиологии для оценки выживаемости клеточных структур при радиационном воздействии [11], а закономерности, получаемые на основе этой модели, дают удовлетворительное совпадение с клиническими результатами [3]. То есть функции (1) и (2) адекватно отражают реакцию облучаемой ткани на лучевое воздействие. Отсюда следует, что расчеты по этим двум моделям должны удовлетворительно совпадать друг с другом. Очевидно, что функции не могут совпадать во всей области своего определения, поскольку в полулогарифмических координатах функция (1) характеризуется непрерывно изменяющимся наклоном, а функция (2) имеет линейный участок. Однако можно потребовать, чтобы результаты расчета по обеим моделям были близки в области доз, используемых для лучевой терапии. На этом основании можно записать равенство:
exvY4^ydy^ Руа2Д = Wl-exp(--^)p (3)
Значения рекомендуемых разовых очаговых доз (РОД) в терапии редко ионизирующим излучением лежат в пределах от 2 Гр до 10 Гр. Поэтому расчет проведен именно в этом интервале доз. Как и в модели ВДФ, в ЛКМ в качестве критических тканей взята кожа и так называемая нормальная соединительная ткань [2], для которых, согласно [3, 4], принято: Do = 1.66 Гр и n = 3.
Для нахождения параметров αγ и βγ, с наибольшей точностью обеспечивающих выполнение равенства (3) в заданном интервале доз, применен широко известный метод наименьших квадратов [1]. Уравнения, записанные в соответствии с методом наименьших квадратов и включающие параметры αγ и βγ, приведены в работе [6]. Кроме того, в расчетах учтено, что, согласно [10], для нормальных тканей по критерию ранних лучевых реакций значение α/β = 10 Гр.
Результаты и обсуждение
Изложенным способом определены наивероятнейшие значения параметров, а именно: αγ = 0,25 Гр-1 и βγ = 0,025 Гр-2. Результат отражен на рис. 1, из которого следует, что функции (1) и (2) хорошо совпадают в области РОД до 10 Гр, рекомендованных для лучевой терапии редко ионизирующим излучением.

Доза гамма-излучения, Гр
Рис. 1. Сравнение функций (1) и (2) при αγ = 0,25 Гр -1 и eY = 0,025 Гр -2 . Примечание:--ММ, ° ° ° - ЛКМ

Рис. 2. Выживаемость клеток кожи по ММ и ЛКМ для нейтронов
При найденных значениях параметров αγ и βγ разработан специальный алгоритм определения параметров αн и βн, который подробно изложен в работе [4]. В результате получены следующие значения параметров линейно-квадратичной модели для терапевтического пучка нейтронов со средней энергией 6,3 МэВ: αн =1,03 Гр-1; βн = 0,023 Гр-2. На рис. 2 приведены зависимости выживаемости клеток кожи, рассчитанные по многомишенной (линия) и по линейно-квадратичной модели (точки) для нейтронов.
Видно, что результаты расчета хорошо совпадают, из чего можно заключить, что выбранный алгоритм расчета и полученные при этом численные значения параметров αγ и βγ, αн и βн верны. Основания для такого утверждения можно найти и в литературе. Так, в работе [13] параметры αн и βн в отдельности численно не определяются, но из нее следует, что βн ≈ βγ, а αн увеличивается ~ в 4 раза по отношению к αγ. Следовательно, полученные нами численные значения параметров αн и βн соответствуют имеющимся на сегодняшний день представлениям о соотношении параметров ЛКМ для гамма- и нейтронного излучения. Отмеченный рост параметра αн по отношению к параметру αγ означает, что для нейтронов увеличивается вклад одномоментных двойных разрывов ДНК по сравнению с гамма-излучением. То есть увеличивается доля клеток, гибнущих за счет одномоментных двойных разрывов, что, как известно [9], является характерной особенностью взаимодействия плот-ноионизирующего излучения, к которому относятся и нейтроны, с облучаемой средой.
Решение задачи по определению параметров αн и βн позволяет рассмотреть возможность применения
ЛКМ для планирования режимов нейтронной терапии. Модель ВДФ применяется давно, проверена и дает хорошие результаты [7, 8]. Поэтому для того, чтобы судить о возможности применения ЛКМ для планирования режимов облучения, необходимо сравнить результаты расчета по обеим моделям параметров курса терапии, определяющих частоту осложнений и степень выраженности лучевых реакций. Одной из таких характеристик является разовая очаговая доза. Получим математические выражения для ее расчета по модели ВДФ и по линейно-квадратичной модели.
Формула для фактора ВДФ в нейтронной терапии при равномерном режиме фракционирования имеет вид [5]
ВДФ = 6,9 х N х ^1Д8 х JT0’13
где N – число сеансов терапии; d – однократная доза, Гр; X – временной интервал между сеансами терапии, сут.
Выражение (4) можно записать в виде
BДФ = 6,9xNxxxdwxx-uз. (5)
Учитывая, что в (5) N × x = Т , можно получить формулу для расчета однократной дозы на основе модели ВДФ:

При расчете однократных доз для полных курсов терапии, характеризуемых значениями ВДФ = 100 и x = 1, формула (6) примет вид:
d = 9,7 × T -0,85. (7)
Аналогом фактора ВДФ в ЛКМ служит понятие «суммарный биологический эффект», который определяют соотношением [10]:
СЭ = d × N (α/β + d ). (8)
Если рассматривать курсы лучевой терапии, полностью исчерпывающие толерантность нормальных тканей при ежедневном облучении, когда Т = N , то
СЭ = d × Т (α/β + d ). (9)
Из (9) для однократных доз, соответствующих полным курсам нейтронной терапии при ежедневном облучении, на основе ЛКМ можно получить выражение
, - off / В + l(off / В)2 + 4Т х СЭ]0’5
от * (10)
Если учесть, что для быстрых нейтронов αн/βн= 45 [6], а пределу толерантности нормальных тканей соответствует значение СЭ = 720 [10], то выражение (10) может быть приведено к виду вающим толерантность нормальной ткани, считают режим с T = 28 сут; N = 12; d = 1,3 Гр [12]. Поэтому в расчетах по (4) и (11) максимальная длительность курсов принята равной Т = 28 сут.
На рис. 3 приведены рассчитанные по (4) и (11) зависимости однократной дозы от длительности курса в нейтронной терапии при ΔТ = 1 для режимов фракционирования, эквивалентных по своему воздействию на нормальную ткань; нижний график – расчет по модели ВДФ, верхний – расчет по ЛКМ. Видно, что во всем диапазоне Т зависимости удовлетворительно совпадают.
Представляет интерес сравнение степени расхождения расчетов РОД по модели ВДФ и ЛКМ для нейтронной терапии, в которой ранее ЛКМ не применялась, и для гамма-терапии, при которой уже есть опыт использования ЛКМ. Чтобы провести такое сравнение, получим формулы для РОД в гамма-терапии на основе модели ВДФ и ЛКМ. Выражение для фактора ВДФ в гамма-терапии имеет вид
^_-4577^+[(457У^28807^ IT
ВДФ = 1,2 × N × d 1,538 × X -0,169, (12)
Для расчета доз по (4) и (11) необходимо выбрать диапазон длительности курсов нейтронной терапии. Нейтронную терапию, по сравнению с гамма-терапией, проводят на более сложных и дорогих установках. В связи с этим исследователи стремятся к тому, чтобы курсы нейтронной терапии были короче традиционно принятых курсов гамма-терапии.
При средней энергии нейтронов 6,3 МэВ, которую обеспечивает применяемый в нашем случае циклотрон, базовым курсом, полностью исчерпы- откуда для ежедневного облучения при
ВДФ = 100
d = 17,7 × T -0,65. (13)
Для РОД по ЛКМ в гамма-терапии можно получить формулу

На рис. 4 приведены зависимости РОД в гамматерапии при ежедневном облучении, рассчитанные

Рис. 3. Зависимости однократной дозы от длительности курса нейтронной терапии

Рис. 4. Зависимости однократной дозы от длительности курса гамма-терапии
по (13) и (14). Так же, как и на рис. 3, нижняя линия – расчет по модели ВДФ, а верхняя – расчет по ЛКМ.
Сравнение графиков, изображенных на рис. 3 и рис. 4, показывает, что и в нейтронной, и в гамматерапии расхождение между значениями РОД для модели ВДФ и ЛКМ возрастает с уменьшением длительности курса. При этом относительное различие в значениях РОД для гамма-терапии, например, при Т = 10 сут составляет ~20 %, в то время как для нейтронной терапии ~12 %. То есть разработанная для нейтронной терапии модификация ЛКМ обеспечивает заметно меньшее расхождение результатов расчета по сравнению с моделью ВДФ, чем ЛКМ, уже применяемая в гамма-терапии. Из этого следует, что применение ЛКМ, разработанной для нейтронной терапии, способно обеспечить вполне адекватный контроль за лучевыми реакциями.
Привлечение ЛКМ для решения задач планирования нейтронной терапии позволит расширить способы и возможности выбора режимов фракционирования дозы в нейтронной терапии.