Адаптация различных групп предприятий к кризису 2020 года

Бесплатный доступ

Российские промышленные предприятия по-разному адаптировались к условиям пандемии в зависимости от своего размера. Наиболее высокий уровень адаптивности был характерен для очень крупных предприятий, наименьший – для малых и средних. По мере снижения остроты кризиса оценки предприятиями всех размеров показателей своей деятельности вернулись к допандемическому уровню.

Короткий адрес: https://sciup.org/170179273

IDR: 170179273

Текст статьи Адаптация различных групп предприятий к кризису 2020 года

В предыдущей статье1 был приведен расчет Индекса адаптации (нор-мальности) в целом для всей российской промышленности. Как показали наши оценки, российская промышленность в очередной раз – в ходе не-обычного пандемического кризиса 2020 г. – продемонстрировала высокую способность адаптироваться к новым условиям хозяйствования. Однако расчет этого Индекса в зависимости от размеров предприятий показал разные траектории адаптации производителей к условиям пандемии ( рис. 1 ).

Так, во II квартале 2020 г. Индекс адаптации (нормальности) продемонстрировал самое сильное падение в группе малых и средних предприятий – с 60 до 52%. В основном – за счет снижения удовлетворенности текущим объемом спроса (на 17 пунктов) и оценок своего финансово-экономическо-го положения (на 16 пунктов). Доля нормальных оценок запасов готовой продукции потеряла 8 пунктов, нормальных («достаточных») оценок наличных производственных мощностей – 6 пунктов. При этом оценки занятости снизились только на 2 пункта, а запасов сырья и материалов – улучшились.

18(150) 2021

Уровень адаптации к новым условиям хозяйствования крупных предприятий (251–1000 человек занятых) снизился в начале кризиса с 69 до 63% за счет всех показателей. Больше всего «пострадали» в начале кризиса оценки финансового положения предприятий (снижение составило 10 пунктов) и оценки как «нормальных» запасов сырья (снижение составило

Рис. 1. Индексы адаптации по размерам предприятий, 1994–2021 гг., %

(доля предприятий, оценивающих свои основные показатели как «нормальные»)

9 пунктов). Причем последние – за счет роста доли оценок «ниже нормы». Минимальное снижение нормальных оценок было получено в этой группе предприятий применительно к объемам продаж, которые потеряли за кризисный квартал только 4 пункта. Впрочем, снижение удовлетворенности продажами в этой группе началось еще в конце 2019 г.

Очень крупные предприятия (свыше 1000 человек занятых) продемонстрировали самую высокую степень адаптации к кризису 2020 г. Средняя доля нормальных оценок шести основных показателей деятельности (состояния) предприятий этой группы по итогам II квартала снизилась на 1 п.п. и составила 77%. При этом исторический максимум показателя в 1994–2020 гг. был зарегистрирован в 2017 г. и был равен 82%.

18(150) 2021

Таким образом, кризисные потери относительно максимума оказались тоже небольшими. Однако за этой усредненной устойчивостью скрывалась разнонаправленная динамика оценок своего состояния. Так, оценки спроса потеряли 16 пунктов и рухнули до 47%. Такой низкой удовлетворенности спросом в этой группе предприятий не было с 2010 г. Однако падение других показателей оказалось крайне незначительным и коснулось только двух индикаторов. Уровень достаточной обеспеченности кадрами снизился на 3 пункта при росте избыточной занятости до 12% и снижении недостатка кадров до 6%, что привело к оценке кадровой ситуации в этой группе как профицитной. Доля оценок сырья потеряла 2 пункта при нулевом балансе других ответов. Три других исходных показателя продемонстрировали рост доли нормальных оценок. Достаточная обеспеченность мощностями выросла на 8 пунктов и составила в первом кризисном квартале среди очень крупных предприятий 74%. Этот рост произошел за счет снижения доли оценок мощностей как избыточных, рост которых был зарегистрирован в январе 2020 г., когда российская промышленность, вероятно, готовилась к наступлению классического кризиса перепроизводства. Тогда баланс оценок мощностей вырос до +21 процентного пункта и достиг значений, регистрировавшихся в 2016 г. – на пике предыдущего кризиса. Доля

Мониторинг экономической ситуации в России нормальных оценок запасов готовой продукции в начале кризиса 2020 г. увеличилась на 2 пункта, а баланс других оценок остался на уровне предыдущих двух кварталов, т.е. никакого кризисного взлета избыточности этого типа запасов зарегистрировано не было. Впрочем, аналогичная ситуация с оценками запасов готовой продукции имела место и в начале предыдущего кризиса 2015–2016 гг. Несмотря на резкое снижение оценок спроса, нормальные оценки финансово-экономического положения очень крупных предприятий в начале кризиса показали рост на 2 пункта. В результате 95% предприятий этой группы считали свое положение или хорошим, или удовлетворительным. В группе малых и средних предприятий таких оценок было получено только 57%.

Но уже в III квартале 2020 г. уровень адаптации предприятий всех размеров вернулся к докризисным уровням. И в первую очередь – за счет восстановления оценок текущих объемов спроса. Этот показатель продемонстрировал самый существенный рост уже в июле-сентябре 2020 г. и с небольшими паузами сохранил положительную динамику до III квартала 2021 г. включительно, достигнув в результате либо исторических максимумов, либо близких к ним значений.

Оценки запасов готовой продукции, сырья и материалов в процессе быстрого выхода промышленности из пандемического кризиса имели, скорее, негативную динамику: доли нормальных оценок во всех группах чаще снижались, чем росли, а балансы других оценок свидетельствовали о росте дефицита всех типов запасов. Оценки занятости, сразу вернувшись к докризисным значениям, в дальнейшем начали показывать обострение хронических кадровых проблем предприятий. В III–IV кварталах 2021 г. дефицит работников сформировался во всех группах предприятий при снижении нормальной обеспеченности кадрами. Нормальная обеспеченность промышленности мощностями тоже вышла на докризисный уровень еще в 2020 г. – при сохранении традиционного навеса избыточных мощностей. Но к концу 2021 г. навес сменился дефицитом мощностей, что не регистрировалось с 2008 г. ж

18(150) 2021

Статья