Адвокат как участник уголовного судопроизводства
Автор: Гоов Ислам Мачраилович
Журнал: Теория и практика общественного развития @teoria-practica
Рубрика: Юридические науки
Статья в выпуске: 17, 2014 года.
Бесплатный доступ
В роли защитника в уголовном процессе, как правило, выступает адвокат, чьи права и обязанности подробно рассмотрены в рамках работы. Автор проводит сравнительный анализ точек зрения, сложившихся в юридической науке относительно характера деятельности адвоката. Суть первой заключается в уравнении адвоката в правах со следователем и дознавателем в процессе проведения адвокатского расследования. Сторонники второй позиции утверждают необходимость ограничения деятельности адвоката получением характеризующих материалов и иных, имеющих значение для дела, и настаивают на том, что только следователь или дознаватель может являться лицом, собирающим доказательства по делу.
Адвокат, защитник, судопроизводство, предварительное расследование, следователь, подозреваемый
Короткий адрес: https://sciup.org/14936155
IDR: 14936155
Текст научной статьи Адвокат как участник уголовного судопроизводства
Summary: Usually as an advocate in criminal proceedings acts a counselor, whose rights and duties are discussed in detail in the article. The author carries out a comparative analysis of two opinions prevailing in the jurisprudence regarding the nature of the counselor’s activities. The essence of the first one is the equation of counselor’s rights with the rights of an investigator and an inquiry officer in the course of investigation process. Followers of the second opinion argue the need for restriction of the counselor’s activities by providing the one with characterizing materials and other evidences relevant to the case, and insist that only the investigator or the inquiry officer may collect evidences in the case.
Вторая глава Конституции Российской Федерации гласит о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью для государства. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Исходя из приведенной формулировки, можно утверждать, что эта обязанность распространяется в том числе и на всех граждан, которые выступают участниками в уголовном процессе.
В статье раскрывается роль защиты в уголовном судопроизводстве. Согласно законодательству Российской Федерации, защитник – это лицо, которое предоставляет свои услуги и юридическую помощь подозреваемым и обвиняемым при производстве по уголовному делу. В роли защитника в уголовном процессе может выступать адвокат, чьи права и обязанности будут рассмотрены нами в рамках этой работы.
Вместе с обвинением немаловажную роль в уголовном процессе и судопроизводстве играет и сторона защиты. В соответствии со ст. 51 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, право на защиту предоставляется каждому участнику уголовного процесса. Защитой также является и деятельность адвоката как участника уголовного процесса. Как правило, в качестве защитников в уголовном судопроизводстве выступают адвокаты на основании предъявляемых ордеров. Защитник, в соответствии с действующим законодательством, начинает участие в уголовном деле со стадии предварительного расследования и представляет интересы своего подзащитного до вынесения судом мотивированного решения [1].
Вместе с этим нужно учитывать, что у подозреваемого или обвиняемого есть право выбора своего защитника, и поэтому для выбора позиции и политики защиты закон предоставляет стороне защиты возможность в любое время посещать своего подзащитного, без каких либо ограничений и запретов. Выбор защитника является важным моментом с юридической точки зрения. В основе этого действия лежит также и нравственно-этическое начало, выраженное прежде всего в наличии взаимного доверия между сторонами, заключающими договор на ведение дела [2].
Доверие – главное условие, в значительной степени определяющее нормальное развитие отношений между защитником и его клиентом в процессе уголовного судопроизводства. Собственно поэтому закон оставляет право в выборе защитника непосредственно самому обвиняемому или подозреваемому.
Наряду с этим, законодательство, с целью сохранения доверительных отношений между адвокатом (защитником) и его подопечным, запрещает допрашивать в качестве свидетеля адвоката об обстоятельствах, ставших ему известными в результате выполнения обязанностей защитника. Также необходимо отметить, что адвокат не имеет права распространять данные, которые стали ему известны в ходе исполнения своих обязанностей. В противном случае он несет ответственность в соответствии с действующим уголовным законодательством Российской Федерации. Исключением является лишь распространение вышеуказанных данных с разрешения следователя, дознавателя [3].
При согласовании своей позиции по предъявленному обвинению адвокат не должен расходиться с мнением подзащитного. Наряду с этим, он не должен настраивать своего подзащитного на признание вины по уголовному делу, если подзащитный ее отрицает. Адвокат хоть и связан с мнением своего подзащитного, но обязан разъяснить ему последствия того или иного решения, которое примет сам подзащитный [4].
Действующее законодательство РФ предоставляет стороне защиты большие возможности в осуществлении его прав на предварительном следствии. Адвокатское расследование, как называют его юристы, является одной из существенных проблем уголовного судопроизводства. Предоставление адвокату права собирать доказательства вызвало множество противоречий. По мнению одних авторов, адвокат имеет право проводить полноценное адвокатское расследование и при собирании доказательств он имеет практически те же права, что и следователь, так как в законе прописано, что стороны обвинения и защиты равны перед судом.
Другие авторы полагают, что адвокатское расследование должно сводиться к получению адвокатом характеризующих материалов и иных документов, имеющих значение для дела. Также они убеждены в том, что единственным субъектом, осуществляющим собирание доказательств, должно оставаться лицо, производящее предварительное расследование, то есть следователь или дознаватель [5].
Безусловно, адвокат не наделен правом проведения следственных действий, но он вправе, в соответствии с законом, производить другие процессуальные действия – получать объяснения от лиц с их согласия, запрашивать справки, характеристики, иные документы от органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и организаций. С помощью таких действий защитник как субъект уголовного процесса и осуществляет свою доказательственную деятельность. Наряду с этим, если адвокат пользуется своим правом на получение документов, справок, характеристик, то получается, что в случае получения их адвокатом в порядке, предусмотренном законодательством, они отвечают требованию допустимости и могут быть отнесены в качестве доказательства к числу «иных документов» в соответствии со ст. 84 УПК РФ [6].
Еще одна существенная проблема предварительного расследования – отсутствие защитника, которое необходимо рассматривать как нарушение прав подозреваемого или обвиняемого. В таких случаях допрос подозреваемого или любые иные следственные действия можно считать незаконными [7].
Тщательное исследование защитником фактических обстоятельств и определяет позицию по делу, адвокат руководствуется требованиями закона, внутренним убеждением и интересами подзащитного. Специфика работы адвоката состоит в том, что если для стороны обвинения многие дела являются привычными и в большинстве случаев похожими, то для адвоката каждое дело уникально. Опытный адвокат обычно без труда выявляет следственные и процессуальные ошибки, систематизирует их, самостоятельно оценивает, прослеживает возможные перспективы. Очень важно уметь находить в деле недочеты, допущенные следствием, для дальнейшей постановки своей позиции защиты по делу.
Ссылки:
-
1. Россинский С.Б. Уголовный процесс России. М., 2008. С. 278.
-
2. О применении судами норм уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих судопроизводство с участием присяжных заседателей : постановление Пленума Верховного суда РФ от 22.11.2005 № 23 // Российская газета. 2005. № 272. С. 18.
-
3. Кодекс профессиональной этики адвоката : принят Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г. // Российская юстиция. 2003. № 10. С. 14.
-
4. Уголовно процессуальный кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. 2001. № 52. Ч. 1. Ст. 4921 ; Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации : федер. закон РФ от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ // Российская газета. 2002. № 100. С. 21.
-
5. Машекуашева М.Х., Тутуков А.Ю. О стрессовых реакциях личности при допросах и беседах / / Концепт : науч.-метод. электрон. журн. 2 013. Т. 3. № 33. С. 29.
-
6. Рыжаков А.П. Защитник в уголовном процессе. М., 2007. С. 213.
-
7. Some problems in relationships verbal and nonverbal communication in professional activities police / A.U. Tutukov, Z.H. Kochesokova, M.H. Mashekuasheva / / Applied and fundamental studies proceedings of the 3rd international academic conference. 2013. P. 478–481.
Список литературы Адвокат как участник уголовного судопроизводства
- Россинский С.Б. Уголовный процесс России. М., 2008. С. 278.
- О применении судами норм уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих судопроизводство с участием присяжных заседателей: постановление Пленума Верховного суда РФ от 22.11.2005 № 23//Российская газета. 2005. № 272. С. 18.
- Кодекс профессиональной этики адвоката: принят Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г.//Российская юстиция. 2003. № 10. С. 14.
- Уголовно процессуальный кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. 2001. № 52. Ч. 1. Ст. 4921 ; Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации : федер. закон РФ от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ // Российская газета. 2002. № 100. С. 21.
- Машекуашева М.Х., Тутуков А.Ю. О стрессовых реакциях личности при допросах и беседах//Концепт: науч.-метод. электрон. журн. 2013. Т. 3. № 33. С. 29.
- Рыжаков А.П. Защитник в уголовном процессе. М., 2007. С. 213.
- Some problems in relationships verbal and nonverbal communication in professional activities police/A.U. Tutukov, Z.H. Kochesokova, M.H. Mashekuasheva//Applied and fundamental studies proceedings of the 3rd international academic conference. 2013. P. 478-481.