Эстетический модерн как макро-эпоха. Часть 2

Автор: Кемпер Дирк

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Теория литературы

Статья в выпуске: 1 (60), 2022 года.

Бесплатный доступ

Современная концепция понятия «модерн» восходит преимущественно к границе эпохи на рубеже XVIII-XIX вв. С точки зрения политической истории цезурой при этом является Французская революция; в историко-эстетической перспективе это - конец эпохи до-модерного классицизма в «Споре о древних и новых», результатом которого в Германии станет анализ образа мысли модерна («сентиментального мировосприятия») Фридриха Шиллера, а также определение новой центральной категории эстетики («интересного» вместо «прекрасного») Фридриха Шлегеля. Понятие «модерн», таким образом, становится автономным, поскольку оно определяет себя, исходя из собственной современности, а не из своего отношения к старому, до-модерному. В то же время меняется и временной горизонт: программы эстетических течений модерна следует понимать как генетический принцип, который будет реализован только в будущем. Однако в модерне также глубоко укоренились колебания между формирующей теорию рефлексивностью и деконструктивной рефлексией. Новое представление о себе как о гении (в отличие от старого «poeta doctus») прославляется в образе творца; в то же время не исключается возможность того, что подобный замысел - не более чем иллюзия тщеславной любви к самому себе. По мере того, как типичное для модерна отражение рефлексии снова и снова деконструирует свои собственные конструкции, модерн приобретает типичное для него «сентиментальное» отношение человека к самому себе. В то время как науки полностью отрекаются от прежних авторитетов, опираясь теперь исключительно на экспериментальное знание и эмпирический опыт, взаимодействие эстетических течений модерна с традицией представляется все более сложным. До-модерн -это обязательство перед традицией, модерн - свобода выбора традиции, которая сначала проявляется в построении антиклассического контрканона в «Буре и натиске» и романтизме, а затем в абсолютно свободном обращении с традицией в виде сложных интертекстуальных форм.

Еще

Обязательство перед традицией, неизбежность традиции, свобода самооправдания, обязательство перед самооправданием, интертекстуальность

Короткий адрес: https://sciup.org/149139968

IDR: 149139968

Статья научная