Акчурины и Старотимошкино: мифы и реальность

Автор: Баишев Равиль Мансурович

Журнал: Симбирский научный Вестник @snv-ulsu

Рубрика: Конференции, семинары

Статья в выпуске: 1 (23), 2016 года.

Бесплатный доступ

В статье рассмотрены особенности становления села Старотимошкино и роль купцов Акчуриных в укреплении и расширении села. Выделены особенности поселенческой структуры и вклад краеведов-исследователей в сохранение исторического наследия края.

Симбирская губерния, мануфактура, малая свияга, татары, бушстан, калда, торгово-промышленная деятельность акчуриных, медресе, мектеб, благотворительность, фабрика имени iii интернационала

Короткий адрес: https://sciup.org/14114307

IDR: 14114307

Текст научной статьи Акчурины и Старотимошкино: мифы и реальность

Большая часть поселений нашего региона возникла в середине ХVII века под защитой специальных пограничных укреплений, которые часто строились на возвышенностях или при слиянии рек. С продвижением государственной границы на юг эти поселения утрачивали военное значение, но в силу своего удобного положения часто приобретали торгово-промышленные функции и вырастали либо в города (Симбирск, Сенгилей, Мелекесс), либо в поселки городского типа (Старотимошкино, Измайлово, Языково).

Село Старотимошкино было основано приблизительно во второй половине ХVII века. В этом селе до появления татар жили преимуще- ственно чуваши, причем на левой стороне реки Малая Свияга. Отсюда и татарское самоназвание села «Зия Баши», т. е. исток Свияги. На правой стороне реки царское правительство поселило татар для охраны границ Московского государства от проникновения воинственных степных племен с востока. Та часть села, где обосновались татары, до сих пор называется «олу авыл» (старое село). До недавних пор существовало несколько домов того времени, где жили эти первые селяне.

Эта местность очень богата растительностью, лесами, лугами, болотами, плодородными землями, поэтому сюда охотно ехали многочис- ленные переселенцы. В те времена между чувашами и татарами села стали возникать ссоры из-за того, что чуваши держали свиней, а свиньи переходили на сторону реки, где проживали татары. Ситуация обострилась, и чуваши уехали из этих мест. Территория их проживания стала называться «буш стан» (пустое место), ныне это улица Пролетарская.

Село с каждым годом расширялось, население увеличивалось, земли стало не хватать для всех желающих. Тогда часть крестьян переселилась на другую сторону Малой Свияги (ныне место называется «Курмыш»). Далее шел процесс обособления отдельных частей села, так появились Ишмак, Зайчу, Лавл, Каш, Тав и др. В обыденной речи старотимошкинцев официальные названия улиц не фигурировали, их заменяли самоназваниями. Примерно в те же годы тимошкинские крестьяне-татары из-за нехватки земли стали конфликтовать с крестьянами соседнего села Акшуат. Предание гласит, что среди татар был силач Пендиш, который во время драки убил акшуатского попа. Место убиения до сих пор называют «Поповский овраг». Этот конфликт спровоцировал размежевание земель между двумя селами. Посланные для наведения порядка урядники отмеряли границу между Ста-ротимошкино и Акшуатом.

Довольно интересны названия окрестных лесов, которые отражают некие события и статус местности. Например, «Спорный урман» на границе с селом Акшуат свидетельствует о неопределенном положении данного лесного массива по отношению к близлежащим селам, лесной массив «Грань» указывает на пограничное положение леса уже между селами Калда и Староти-мошкино, «Бештан тау» — на близость лесного массива селу Бештановка (ныне с. Заречное).

Рядом с поселком Старотимошкино находится село Акшуат. Там жил помещик В. Поливанов — крупный лесопромышленник, советник царя, депутат Государственной Думы, любитель природы. Он создал дендропарк, в котором были высажены более 125 видов лесных деревьев и кустарников. К нему приезжали Л. Н. Толстой, Н. М. Языков и многие другие известные люди.

Другая версия возникновения Старотимош-кина состоит в том, что после захвата все большего количества новых земель Ивану Грозному требовалось организовать охрану своих границ. Для этого в те времена строились поселения-заставы, в которых жили люди, вели свое хозяйство и охраняли границы. Разумеется, что с большим количеством нападавших они сами справиться не могли, но они отправляли гонца, чтобы предупредить о готовящемся нападении.

По приказу царя, его люди должны были взять определенное количество семей из татар и поселить их в заранее отведенном месте. Причем указывалось точное количество таких семей. Ослушаться Ивана Грозного не могли, и приказ должен был быть исполнен в точности. При переезде часть людей погибли. Эту заставу-поселение было указано организовать у реки, поэтому она получила название «Зия Баши» («Исток Свияги»).

Создав поселение, надо было переписать все население, чтобы доложить государю об исполнении приказа. Писарь записывал всех, вызывая людей по одному. Причем вместо татарских имен поселенцам записывали русские фамилии Орловы, Волковы, Беркутовы и т. д. Когда набралось предварительно определенное количество людей, остальных тоже на всякий случай переписали, но поселили не в поселении, а немного в стороне. Так и появилось соседнее село Калда (от татарского «калде» — осталось, остаток). Вот такая версия появления села и татар с русскими фамилиями (такой феномен характерен для Старотимошкина и Калды). Этим же можно объяснить и нахождение в районе сел-островков с компактным проживанием людей одной национальности (Мордовская Тем-рязань, Чувашская Решетка и т. д.), хотя остальное пространство заселено русским населением.

Совсем экзотическую версию названия Ста-ротимошкино связывают с именем Тимоша, который якобы жил в этих местах. Когда путника спрашивали, куда он держит путь, тот отвечал: «К старому Тимоше». Так и закрепилось название Старотимошкино.

В дальнейшем, по мере развития села, его основным населением стали удельные крестьяне. Жители Старотимошкина были самыми безземельными из всех крестьян уезда. По данным подворной переписи Симбирской губернии, волость занимала 14 место среди 15 волостей уезда, где на каждое крестьянское домохозяйство приходилось по 3,89 десятины надельной пашни [1].

В середине ХIХ века Старотимошкино превратилось в поселок при суконной мануфактуре знаменитых купцов Акчуриных. Торгово-промышленная деятельность Акчуриных началась с того, что они построили несколько шерстомоек на берегу реки Малая Свияга. Всего подобных предприятий в этом селе было 18.

В дальнейшем старотимошкинская фабрика вошла в «Товарищество Старо-Тимошкинской суконной мануфактуры Акчуриных». В конце ХIХ века она включала в себя следующие подразде- ления: главный корпус фабрики, мастерскую, литейную, кузницу, чистку, склад железа, мельницу, парчевку, травительную, котельную, магазин и контору. В 1898 году на фабрике провели электрофикацию [2].

Акчурины были известными купцами и фабрикантами из татар Симбирской губернии и Поволжья во второй половине ХIХ — начале ХХ века. Они считали себя потомками князя Адаша — родоначальника мурз и дворян Акчуриных. Из этого рода наиболее крупными предпринимателями были потомственные почетные граждане, симбирские купцы первой гильдии Курамша и Сулейман Абдулловичи, их дети Хасан, Юсуп и Якуб Сулеймановичи, Тимербулат и Асфандиар Курамшевичи. Из рода Акчуриных вышли видные государственные и общественные деятели, ученые, литераторы, художники, специалисты промышленности, экономики и культуры.

Деятельность Акчуриных по обработке шерсти превратила Старотимошкино в своеобразный центр названного вида деятельности не только Поволжья, но и сопредельных территорий. Акчурины обеспечивали мытой шерстью многочисленные фабрики Симбирской, Пензенской губерний, Заволжья и даже Московского региона.

Акчурины поддерживали тесные связи с известными людьми тюрко-татарского и исламского мира России. В гостях у них были Г. Тукай, М. Султанов, М. Бигиев, З. Расулов и ряд других известных деятелей. Эти встречи и беседы были явлением в жизни татарского общества России. В центре внимания Акчуриных и их гостей были проблемы татарского народа, развития его культуры.

Большую помощь оказывали Акчурины в содержании медресе и мектебов. Данные учебные заведения были ведущими и преобладающими в процессе получения образования у татар. Как известно, конфессиональные школы не финансировались официальными властями. Расходы по их содержанию несли татарские общины.

В Старотимошкино было два медресе. Первое медресе работало при Ак мечети, которая находилась недалеко от суконных фабрик Акчуриных. Руководителями и педагогами этого учебного заведения были З. Д. Мустакимов и его сын Абдурахман. Абдурахман был выпускником Каирского духовного учебного заведения. Это медресе, по некоторым данным, называлось «Мустакимия». Второе медресе находилось рядом с домом зятя Акчуриных при второй соборной мечети поселка, которая называлась Шакуловской. Имамом мечети и руководителем медресе был Юсуф Альмяшев. Его приход упоминается в известном письме татарских мулл к П. А. Столыпину. Медресе было известно под названием «Галлия».

Мечети в поселке никогда не пустовали. Известно, что их было семь, большая часть была построена и содержалась на средства Акчуриных. Интересна судьба Ак мечети в Староти-мошкино. Именно этот храм посещали фабриканты и члены их семей. До начала века она считалась первой соборной мечетью в поселке. После 1917 года здесь располагался детский садик, вечерняя школа и даже отделение местного дома быта. В итоге здание мечети пришло в ветхое состояние и погибло.

Наряду с позитивными оценками роли Акчуриных в развитии Симбирского края существуют и негативные. Например, писатель А. Юсупов отзывается об Акчуриных как о предпринимателях-капиталистах и эксплуататорах трудового народа, которые сколотили свои капиталы, нещадно эксплуатируя своих земляков.

На фабрике Акчуриных царил полный произвол. Старотимошкинским сторожилам вспоминается случай, когда в один из июльских дней 1861 года Сулейман Акчурин, застав на рабочем месте спящего молодого рабочего Бадретдина Булатова, самолично избил его [3].

В памяти старотимошкинцев Акчурины оставили неоднозначные оценки и слухи об их накопленных богатствах. Так, среди старожилов бытовало мнение относительно закопанных в фабричном парке драгоценностей, которых, как якобы выразился один из членов семьи Акчуриных, хватило бы еще не на одну фабрику.

Согласно другой легенде, однажды в Старо-тимошкинской участковой больнице (некогда являвшейся одним из особняков Акчуриных) появился никому не известный человек, после ухода которого в одном из подсобных помещений персонал обнаружил вскрытое углубление в стене. Народная молва посчитала, что произошло изъятие припрятанного акчуринского клада.

Последние штрихи, относящиеся к пребыванию Акчуриных в Старотимошкино, связаны с событиями установления советской власти в поселке. Очевидцы рассказывали, что один из родственников Акчуриных был застрелен на балконе дома, находящегося на ул. Текстильщиков. После этого трагического события их в поселке больше не видели. Разумеется, что достоверность описываемых событий проверить затруднительно, так как очевидцы ушли давно в мир иной.

Говоря о местных краеведах, уроженцах Старотимошкино, необходимо отметить вклад заведующего клубом Урмеева Абдулхая в сохранение памяти Акчуриных — при нем был оформлен музей фабрики. Альмяшев Ревгат Хусаинович и Тихтов Наиль Тагирович прививали любовь к родному краю в стенах старотимош-кинской средней школы. Местное руководство в лице Казакова Наиля Бякировича и Белоусова Нургали Махмутовича всячески содействовало сохранению в памяти земляков наследия предков. Ханов Шамиль Ахтямович до сих пор помогает поддерживать в сохранности одно из зданий фабрикантов Акчуриных. Большой вклад в популяризацию Акчуриных вносит наш земляк, выходец из Гурьевки Шаряев Борис Измаилович, ныне поживающий в г. Казани. Им написано несколько художественных произведений об Акчуриных, среди них «Триумф Акчуриных», «Лютеранская трагедия Тимербулата Акчурина» и ряд других.

В советское время предприятие Акчуриных было переименовано в суконную фабрику имени

III Интернационала, которая выпускала сукно различного ассортимента для народного хозяйства страны. В результате непродуманных реформ 90-х годов фабрика была разрушена, что, несомненно, вызывает глубокое сожаление, так как данное предприятие обеспечивало занятость населения не только поселка Староти-мошкино, но и соседних сел Заречное, Калда, Акшуат. Работники трудились на данном предприятии в три смены, что говорило о востребованности продукции старотимошкинского предприятия имени III Интернационала.

  • 1.    Таиров Н. И. Акчурины. Казань : Тат. кн. изд-во, 2002. С. 37.

  • 2.    Там же. С. 34.

  • 3.    Юсупов А. И. Далекое и близкое. Ульяновск : Приволжское кн. изд-во, 1969. С. 14.

***

Список литературы Акчурины и Старотимошкино: мифы и реальность

  • Таиров Н. И. Акчурины. Казань: Тат. кн. изд-во, 2002. С. 37
  • Юсупов А. И. Далекое и близкое. Ульяновск: Приволжское кн. изд-во, 1969. С. 14
Статья научная