«Аксиологическая предметность» культуры в системе ценностных ориентаций русского неокантианства и феноменологии

Бесплатный доступ

Рассматривается определение «аксиологическая предметность» выведенная Э. Гусерлем как отношение предмета к ценности. Анализ таких взаимосвязей «предметности» и ценности в философии русского неокантианства и феноменологии позволяет определить ряд тенденций. Представители первого направления, такие как Т. Райнов и Ф. Степун сумели переосмыслить немецкое неокантианство в ключе их основных аксиологических особенностей: противопоставление ценности и бытия, а также постепенное отмежевание предмета от ценности. Данные представленные ценностные соотношения были характерны для концепции Г. Риккерта. Философы русского неокантианства в свою очередь обосновали ценность в рамках бытия, а также отождествили предмет с ценностью. Концептуально, мыслители пришли к выводам, характерным для феноменологии. Соотнесение ценности с бытием становится подобно «абсолютному онтологизму» феноменолога М. Шелера. «Идеальные сверхпредметы» как ценности даны феноменологическому рассмотрению по Т. Райнову, что в определённой степени соответствует ноэме Э. Гуссерля, осознанию «предметного мира в его аксиологическом измерении». Русское неокантианство отождествляет предмет с ценностью в реализованном «единстве», которое обеспечивается по Т. Райнову - творчеством, соединяющим вещь и идею, смысл. Такое «единство» Ф. Степун именует «предметной ценностью свершения». Подобная формулировка присутствует у феноменолога Н. Гартмана как «ценность реализации ценности», осуществляет которую человек. В выше представленном контексте «аксиологическая предметность» в своём «единстве», «свершении», «реализации» есть культура.

Еще

«аксиологическая предметность», ноэма, ноэзис, ценностная ориентация, «предмет-ценность», «эйдос», «абсолютный онтологизм», «значимость», культура

Короткий адрес: https://sciup.org/170205724

IDR: 170205724   |   DOI: 10.24412/2500-1000-2024-5-6-68-73

Список литературы «Аксиологическая предметность» культуры в системе ценностных ориентаций русского неокантианства и феноменологии

  • Риккерт Г. №уки о природе и науки о культуре; пер. С. И. Гессен. - M.: Республика, 1992. - 128 с.
  • Риккерт Г. Два пути познания // ^вые идеи в философии. - СПб., 1913. - Сб. 7. Теория познания. - С. 1-79.
  • Scheler M. Der Formalismus in der Ethik und die materiale Wertethik. Halle, 1921. -б7б p.
  • Husserl E. Ideen zu einer reinen Phanomenologie und phanomenologishen Philosophie. -Halle: Erstes Buch, 1922. - 323 s.
  • Райнов Т. Введение в феноменологию творчества // Вопросы теории и психологии творчества (Иепериодическое изд., выходящее под ред. БА. Лезина). Т. 5. Вып. 1. Теория творчества. Mифотворчество. - Харьков, 1914.
  • Столович Л. H. Красота. Добро. Истина: очерк истории эстетической аксиологии. -M.: Республика, 1994. - 464 с.
  • Силенко С. В. Философия Г. Риккерта: единство гносеологии, методологии и аксиологии: автореф. дис.... канд. филос. наук: 09.00.01, 09.00.03. - Ростов н/Д., 2006. - 24 с.
  • Свасьян KA. Феноменологическое познание. Пропедевтика и критика. - Ереван, 1987. - 265 с.
  • Степун Ф. Трагедия творчества (Фридрих Шлегель) // Логос. - M.: Тип. Рус. Т-ва, 1910. - Кн. 1. - С. 171-196.
  • Степун ФА. Сочинения / Сост., вступ. статья, прим. Библиография В.К. Кантора. -M.: РОССПЭ^ 2000. - 1000 с.
  • Шелер M. Положение человека в космосе. - M.: Изд-во иностр. лит., 1976. - 425 с.
  • Гартман H. Этика. - СПб.: Владимир Даль, 2002. - 707 с.
  • Бердяев H.A. Смысл творчества // Философия творчества, культуры и искусства. В 2 томах. Т. 1. - M.: Искусство, 1994. - 1052 с.
  • Бердяев H.A. Смысл истории. - M.: Mbion^ 1990. - 176 c.
Еще
Статья научная