Аксиологическая трансформация этических понятий в немецком натурализме. Драма А. Хольца "Семья Зелике"
Автор: Склизкова Алла Персиевна
Журнал: Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология @vestnik-psu-philology
Рубрика: Литература в контексте культуры
Статья в выпуске: 2 т.14, 2022 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена проблеме взаимодействия между этическими воззрениями прошлого и аксиологическими концепциями на рубеже XIX-XX вв., что бросает свет на общую проблематику модерна, связанную с его генеральным принципом взаимосвязи эпох. Этому соответствуют и цели работы: показать, как этические понятия минувших лет получают аксиологическое толкование; раскрыть поэтическое своеобразие глобального синтеза этики и аксиологии на примере драмы А. Хольца «Семья Зелике». В ходе анализа выявлено, что под влиянием философии жизни, афишировавшей повседневность, и осмысления современных философских исканий, выделявших учение о ценностях в качестве основы всякой деятельности, в среде натуралистов формируется фундамент новой этики, которой и становится для них аксиология. Натуралисты, стремясь осознать жизнь, отвергая прежний принцип нормативности, придают жизни ценностный смысл. Инновационная роль нравственных выводов мыслящего субъекта приводит к воцарению в душе этического чувства, которое, будучи подвергнуто аксиологическому анализу, своеобразно и субъективно. Было установлено, что аксиологический критерий применяется натуралистами и для перетолкования этического понятия блага. Оно неотделимо от проблемы зла, проявление которого натуралисты усматривают в законах среды и наследственности. В драме А. Хольца «Семья Зелике» взаимосвязь зла (погружение в среду) и добра (победа над ненавистью и воцарение любви) поэтически воплощается через смену представлений о прекрасном (schön) и безобразном (schrecklich). Герои драмы выводят из бытия личное аксиологическое суждение, основанное на трансформации этических критериев, - благо таится в среде, страдания приводят к нравственной регенерации, мистерия добра вершится в самый трагический жизненный момент.
Аксиология, этическая составляющая, ценностный акцент, нравственное сознание, модернизм, натурализм, этическая традиция, среда, наследственность
Короткий адрес: https://sciup.org/147238217
IDR: 147238217 | DOI: 10.17072/2073-6681-2022-2-120-130
Список литературы Аксиологическая трансформация этических понятий в немецком натурализме. Драма А. Хольца "Семья Зелике"
- Адмони И. Г. Натурализм // История немецкой литературы. М.: Наука, 1980. С. 233-266.
- Аристотель. Никоматова этика. М.: Эксмо-Пресс, 1997. 1103 с.
- Виндельбанд В. Философия в немецкой духовной жизни XX столетия. М.: Звено, 1910. 150 с.
- Вундт В. Введение в философию. СПб.: Брокгауз-Ефрон, 1903. 310 с.
- Гадамер Х. Истина и метод. М.: Прогресс, 1988. 699 с.
- Геккель Э. Мировые загадки. М.: Государственное антирелигиозное издательство, 1937. 525 с.
- Дильтей В. Герменевтика. М.: Эксмо, 2001. 531 с.
- Зиммель Г. Созерцание жизни // Г. Зиммель. Избранное. М.: Юрист, 1996. Т. 2. С. 7-300.
- Кант И. Религия в пределах чистого разума. М.: URSS, 2011. 231 с.
- Лейбниц Г. В. Сочинения: в 4 т. М.: Мысль, 1982. Т. 1. 636 с.
- Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. М.: Эксмо, 2016. 320 с.
- Риккерт Г. Философия жизни. СПб.: Академия, 1922. 167 с.
- Спиноза Б. Избранные произведения: в 2 т. М.: Политиздат, 1957. Т. 1. 1267 с.
- Фихте И. Назначение человека // И. Фихте. Факты сознания. Назначение человека. Науко-учение. М.: АСТ, 2000. С. 564-772.
- Шеллинг Ф. Сочинения в двух томах. М.: Мысль, 1987. Т. 1. 638 с.
- Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика: в 2 т. М.: Искусство, 1983. Т. 1. 479 с.
- Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика: в 2 т. М.: Искусство, 1983. Т. 2. 447 с.
- Beck U. Risikogesellschaft. Auf dem Weg in eine andere Moderne. Frankfurt am Main: Suhkampf, 1986. 392 s.
- Bölsche W. Weltblick. Gedanken zu Natur und Kunst. Dresden: C. Reissner, 1904. 351 s.
- Curtius E. Europäische Literatur und lateinische Mittelalter. Tübingen und Basel: Franke Verlag, 1993. 607 s.
- Dilthey W. Das Wesen der Philosophi. Hamburg F: Meiner Verlag, 1984. 217 s.
- Holz A. Die befreite deutsche Worterkunft. Leipzig-Wien: Avalun Verlag, 1921. 270 s.
- Holz A. Die Familia Selike. Berlin: Verlag Hofenberg, 2015. 66 s.
- Kemper D. Moderneforschung als literaturwißenschaftliche Methode // Germanistische Jahrbuch GUS „Das Wort". Hrsg. von M. Vollstedt im Auftrag des DAAD. Moskau, 2003.S. 161-202.
- Naturalismus. Manifeste und Dokumente zur deutschen Literatur 1880-1900. Stuttgart: J. B. Metzler, 1987. 778 s.
- Vietta S. Ästetik der Moderne. München: Wilhelm Fink Verlag, 2001. 329 s.