Аксиологический ряд в наследии Иммануила Канта: опыт историко-философского анализа
Автор: Южанинова Екатерина Рафаэлевна
Журнал: Теория и практика общественного развития @teoria-practica
Рубрика: Философские науки
Статья в выпуске: 19, 2015 года.
Бесплатный доступ
В статье предпринимается попытка историкофилософского анализа ведущих ценностей в аксиологическом пласте наследия Иммануила Канта. Такими ценностями выступают: человек, его свобода, немыслимая без долженствования, категорический императив, любовь, интеллектуальные и духовные удовольствия, культура, искусство и науки. Делается вывод, что только принятие этих ценностей в качестве условий человеческого бытия может предотвратить грозящие человечеству катастрофы.
Кант, ценности, человек, свобода, категорический императив, любовь, культура, науки
Короткий адрес: https://sciup.org/14937629
IDR: 14937629
Текст научной статьи Аксиологический ряд в наследии Иммануила Канта: опыт историко-философского анализа
В эпоху Нового времени именно немцы создали ту философию, которую принято считать классической и которая являет образцы как изысканного стиля, так и глубины проникновения в тему и смелости решения ключевых для философии вопросов. Говорить об аксиологии немецкого идеализма, с одной стороны, вроде бы исторически некорректно, ибо сам термин «аксиология» был придуман П. Лапи лишь в 1902 г. для обозначения специальной философской дисциплины, возникшей в XIX в. в недрах неокантианства, а с другой – вполне оправданно, если вспомнить, что духовная работа по осмыслению ценностных феноменов началась с первых веков существования философии как особой формы человеческой культуры. Ценность – феномен иерархической упорядоченности мира. Сама фундаментальность аксиологических идей вытекает из предмета философии – феномена бытия человека в мире. Ценностные ориентации принадлежат к важнейшим элементам внутренней структуры личности; эти ориентации образуют «ось сознания», обеспечивая интегрирующие свойства личности и особенности мировоззрения.
В наши дни, когда все позитивное, даже, например, идеи государства и нации, подвергается ожесточенным постмодернистским нападкам, необходимо восстановить позитивное в его правах. Именно дух творцов немецкой классической философии, как мы полагаем, способствует тому, чтобы современные поверхностные воззрения уступили место более глубоким. Поэтому размышления о ценностной составляющей мировоззрения великих мыслителей, живших в переломную эпоху, весьма актуальны и имеют отнюдь не только академический интерес. Целью статьи является вычленение и историко-философский анализ ценностного ряда, содержащегося в трудах классика немецкого идеализма – Иммануила Канта.
Со времен Протагора, определившего человека как меру всех вещей, в философии часто говорили о человеке как высшей ценности . В век доминирования техники над человеком, когда техника контролирует все и вся в жизни, вопрос о человеке и его назначении становится особо актуальным. В связи с этим небезынтересны прозрения классиков, которые видели начало разворачивания технической мощи и пытались осмыслить это.
Аксиология тесно смыкается с этикой, и впервые самостоятельность этой области начинает осмысливаться Кантом. До него бытие в этике понималось как тождественное благу. Он противопоставляет сферу нравственности сфере природы, то есть свободу – необходимости, а это невозможно без разграничения сущего и должного. Поэтому в самом начале ценностного ряда, характерного для этого философа, целесообразно поставить человека и его свободу .
Уникальной особенностью существования человечества, поднимающей его над животнобиологическим уровнем и утверждающей его социокультурный статус, является, по мысли Канта, способность людей подчиняться не только физической материальной необходимости, но и закону, не имеющему источника в естественной среде и возникающему только в человеческом разуме: «Долженствование служит выражением особого рода необходимости и связи с основаниями, нигде больше во всей природе не встречающейся» [1, с. 487].
Закон выступает здесь как специфическая человеческая ценность. «Кант доказывал, что человек, появляющийся как феноменальное творение природы, тем не менее преодолевает естественную обусловленность своего бытия и осознает свою принадлежность не только пространству чувственно воспринимаемых явлений, но и миру умопостигаемых идей, открывая для себя внеприродную причинность императивов должного» [2, с. 188].
Должное, осознаваемое как предполагаемое необходимое и желанное сущее, проявляется во взглядах и представлениях людей о совершенном образе жизни. Оно возникает в индивидуальном и общественном сознании в виде идеала, плана, цели, благодаря исключительно человеческой способности трансцендентально выходить за пределы заданного бытия и в мысли создавать его улучшенный проект. Волевая установка на достижение должного выстраивает систему ценностных ориентаций, побуждает людей к преобразованию окружающего мира и себя в нем, делая их творцами культуры.
Важнейшим атрибутом данной установки является свобода, которую, согласно воззрениям И. Канта, необходимо мыслить «в самом строгом, то есть трансцендентальном, смысле» [3, с. 344]. Кант всячески подчеркивает ценность и значение свободы для человека. Абсолютное значение свободы выражается в ее диалектической взаимосвязи с нравственностью человека, его готовностью выполнять моральный закон: «Если бы не было свободы, то не было бы в нас и морального закона» [4, с. 314].
Свобода выступает основным признаком и условием разумной нравственности человеческого бытия, способности личности к осознанному самоограничению и уважению достоинства остальных. Именно свобода человека – главная проблема и ценность Канта и его последователей. Но свобода человека не существует без нравственности, и в «Критике чистого разума» Кант предпринимает попытку решения антиномии свободы.
Среди факторов, угрожавших человеческой свободе как наивысшей ценности, прозорливый немецкий мыслитель уже в те времена называл чрезмерное развитие техники. Кант предупреждал об опасности закабаления человека созданной им самим техникой. Некоторые мысли философа, отражающие его ценностные ориентиры, во многом не совпадали с локальностью его времени. И лишь в наше время, когда научно-технический прогресс обернулся политическими, экономическими и политическими катастрофами, эти идеи обрели свою значимость.
Для Канта антропологический вопрос, вопрос о человеке и его предназначении, о ценности его жизни, – главный вопрос философии. Он убежден в том, что философские знания должны быть применимы к жизни, и поскольку человек есть последняя цель и главный в мире предмет изучения, то все философские понятия и научные гипотезы должны быть применены к человеку и для человека.
В целом у Канта ценности не бытийствуют самостоятельно. Это пока даже не самостоятельные ноуменальные объекты, в них есть лишь идеальная истинность и определенная значимость. В качестве главнейшей ценности, тесно связанной как с человеком, так и с его свободой, у Канта выступает категорический императив , который ориентирован антропологически.
Тема любви как высшей ценности не могла не раскрываться немецким идеалистом, ведь ее он понимал как высшую человеческую духовную потенцию, да и проявлений ее так много и они столь разнообразны (философия ведь тоже есть любовь к мудрости). Пусть Кант так и не познал, как считают его биографы, всей прелести плотской любви. Он принес свою жизнь в жертву науке! Его рассуждения о половой любви и браке, дотошные определения, касающиеся сферы сексуальных отношений, могут вызвать у современного читателя улыбку. Впрочем, Кант был человеком своего времени, а даже от гения невозможно требовать заглянуть в будущее.
Зато Кант оставил несколько превосходных мыслей о чувстве удовольствия в целом. В «Антропологии с прагматической точки зрения», позднем своем сочинении, он уточнил категорию «чувство удовольствия» и подчеркнул ее значимость для своей эстетики и аксиологии. В основе суждения лежит чувство удовольствия. На природную часть человека накладывается слой воспитания, нравственности и культуры. Поэтому удовольствие должно быть в первую очередь культурным, а не чувственным, гедонистическим. Кант пишет о том, что культура, науки и искусства – это способ испытать наслаждение. И в человеке нужно увеличивать способность к испытанию такого рода удовольствия. Притупление восприимчивости делает человека менее способным к удовольствию.
Таким образом, поскольку в основе ценности лежит акт суждения и оценивания объекта, постольку удовольствие от некоего объекта становится мерилом ценности этого объекта. Одной из высших ценностей является культура, а также искусства и науки. И именно в «Антропологии» Кант написал свои знаменитые слова: «Работа – лучший способ наслаждаться жизнью» [5, с. 262].
Таким образом, мы рассмотрели основные ценности, которые можно вычленить из творчества выдающегося немецкого мыслителя. Философы немецкого идеализма придерживались и выражали в своем творчестве идущую от просветителей идею ценностной иерархии как многоуровневой системы объективных и неизменных ценностей, завершающуюся в триаде Истины, Добра и Красоты. Ныне залогом спасения современного человечества от угрозы ядерной, экологической, экзистенциальной катастрофы, предпосылкой для создания атмосферы продуктивного сотрудничества всех народов может выступать лишь принятие в качестве непреложного условия человеческого бытия универсальных ценностей жизни, поддержания мира, достоинства личности, ее прав и свобод, справедливости, законности и культуры. Именно этим ценностям всю свою жизнь старался служить великий философ.
Ссылки:
-
1. Кант И. Критика чистого разума // Сочинения : в 6 т. Т. 3. М., 1964.
-
2. Горохов П.А., Южанинова Е.Р. Трактат Иммануила Канта «К вечному миру»: возможность реализации проекта // Теория и практика общественного развития. 2015. № 11. С. 188–190.
-
3. Кант И. Критика практического разума // Сочинения : в 6 т. Т. 4, ч. 1. М., 1965.
-
4. Там же. С. 314.
-
5. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения // Собрание сочинений : в 8 т. Т. 7. М., 1994.
Список литературы Аксиологический ряд в наследии Иммануила Канта: опыт историко-философского анализа
- Кант И. Критика чистого разума//Сочинения: в 6 т. Т. 3. М., 1964
- Горохов П.А., Южанинова Е.Р. Трактат Иммануила Канта «К вечному миру»: возможность реализации проекта//Теория и практика общественного развития. 2015. № 11. С. 188-190
- Кант И. Критика практического разума//Сочинения: в 6 т. Т. 4, ч. 1. М., 1965
- Кант И. Антропология с прагматической точки зрения//Собрание сочинений: в 8 т. Т. 7. М., 1994