Активное политическое долголетие: политологические теории, международные принципы и реальность
Автор: Реутов Николай Владимирович
Журнал: Общество: политика, экономика, право @society-pel
Статья в выпуске: 1, 2017 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматриваются права, статус и роль старшего поколения в политической деятельности. Дается характеристика составляющих политической активности старшего поколения, раскрываются проблемы разных видов деятельности пожилых людей в России, названы основные противоречия в сфере обеспечения активного политического долголетия.
Активное политическое долголетие, общество, политическая система, партийные программы, старшее поколение, функции
Короткий адрес: https://sciup.org/14931975
IDR: 14931975
Текст научной статьи Активное политическое долголетие: политологические теории, международные принципы и реальность
ПРИНЦИПЫ И РЕАЛЬНОСТЬ
Анализ международных документов, посвященных политическим правам граждан, свидетельствует, что люди пожилого возраста имеют право на участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через своих представителей. Они имеют право избирать и избираться на равных правах с представителями других возрастов, без какой-либо дискриминации, во все установленные национальным законодательством учреждения, требующие публичных выборов. Граждане пожилого возраста имеют право активно участвовать в деятельности политических партий и движений [1; 2, с. 9; 3].
Многочисленные документы, принятые в области политических прав граждан, рекомендуют при разработке политики, стратегий, программ и мероприятий придерживаться таких базовых принципов в отношении пожилых людей, как вовлечение их в процесс подготовки и принятия решений, касающихся прежде всего их проблем как на индивидуальном уровне, так и на уровне территории и государства, а также участия общественных организаций пожилых людей в политической жизни общества.
Непосредственное отношение к исследованию политической активности старшего поколения (активного долголетия в политике) имеют характеристики политического процесса как борьбы и соперничества групп за статусы и ресурсы власти (Р. Дарендорф), реализации субъектами политической деятельности своих интересов и целей (Ч. Мэрриам).
В контексте теории Г. Алмонда о способности политической системы осуществлять преобразования в обществе и одновременно поддерживать стабильность в зависимости от специализации ролей и функций политических акторов значимость старшего поколения, пенсионеров, долгожителей и, соответственно, активного долголетия в политике со временем все больше увеличивается. Это определяется особенностями политической деятельности данного актора, соответствующей направленностью и характером их политической активности [4, с. 21].
Опираясь на теоретико-методологические подходы исследователей, можно утверждать, что активное политическое долголетие может быть раскрыто посредством анализа состояния политического сознания, политического настроения, политической культуры, политического капитала, уровня политической воли представителей старшего поколения; исследования особенностей поведения лиц старшего возраста и занимаемых ими позиций в сфере политики, в том числе через изучение форм политической активности, публичного выражения коллективного или индивидуального мнения по вопросам общественной и государственной жизни, политических взглядов, электорального выбора, политических предпочтений и т. д.
Большинство авторов к основным формам политической активности относят участие в сходах, собраниях, митингах, демонстрациях. Данные формы политической активности доступны не всем представителям старшего поколения. В то же время свою политическую активность старшее поколение может без ограничения проявлять на выборах, референдумах, путем публичного выражения коллективного или индивидуального мнения, проявления своей политической воли, политического настроения и многого другого.
Исследования показывают, что в ходе участия в политическом процессе старшее поколение, демонстрируя свой статус, роль и функции как политического актора, воспроизводит или разрушает существующие элементы политической системы, детерминирует ее переход от одного состояния к другому. Активные долгожители наращивают свое влияние на характер, социодинамику политического процесса, на изменения и преобразования в политической сфере общества. При этом большинство исследователей склоняются к точке зрения, что в ближайшие двадцать лет роль старшего поколения в политических процессах в перспективе будет усиливаться во многом благодаря тому, что это единственная массовая категория населения, абсолютная и удельная величина которой будет расти и в России, и в мире в целом.
Для лиц старшего возраста важно, что их политические права поддерживают их статус личности на должном уровне, создают условия для укрепления их связи с обществом и государством. Данная категория прав направлена на избавление представителей старшего поколения от одиночества, использование их опыта и знаний в многообразных политических процессах [5, с. 122].
Проведенные по международной методологии группой исследователей расчеты индекса активного долголетия (ИАД) показывают, что Россия по данному показателю, который составляет 31,1 %, занимает 18-е место в рейтинге стран мира. В то же время нереализованный потенциал в 68 % говорит о том, что наша страна еще значительно отстает от западных стран, где граждане старшего поколения имеют больше возможностей участвовать в политической жизни. Так, согласно полученным данным, «идеальной страной» для активного долголетия считается Швеция, где создана наиболее благоприятная среда для активного долголетия [6].
Согласно экспертным оценкам, в России старшее поколение - наиболее активная в электоральном отношении группа. Старшее поколение, пенсионеры, долгожители - политический актор с наиболее определенным и неизменным статусом, схожими проблемами, интересами и ценностями. Ее характеризует наибольшая доля участвующих в выборах, предсказуемо голосующих, лояльно относящихся к политическому режиму избирателей. Одновременно она мобильна и готова к участию в протестных акциях, уличных демонстрациях, митингах, массовых (ненасильственных) действиях в целях защиты своих социально-экономических и политических интересов и ценностей.
Старшее поколение осознанно говорит, отстаивает свои права и не боится указывать на ошибки, что не нравится власти. Старшее поколение, пенсионеры, долгожители могут оценивать деятельность власти как правильную, приносящую пользу обществу, и как неправильную - приносящую вред, но в отличие от других категорий граждан они не оставаются безучастными к политическим событиям.
По экспертным оценкам, в России гражданскую и политическую активность, в противоположность ряду стран, демонстрируют не студенты, а пенсионеры, прошедшие в свое время закалку в многотысячных митингах в эпоху перестройки. В современных условиях старшее поколение, пожилые люди играют значительную, порой решающую роль во внутренней и внешней политике страны не только как пассивная сторона, но и как активный участник политических процессов. И это на фоне того, что у половины россиян, по оценкам «Левада-центра», нет никаких политических предпочтений.
В России основными противоречиями в сфере обеспечения активного политического долголетия являются следующие: между социальной потребностью в активном политическом долголетии и реально сформировавшимися установками в различных государственных и негосударственных структурах; общественной ценностью активного политического долголетия и реальными возможностями его достижения вне зависимости от возраста и уровня материального положения старшего поколения; декларируемым в обществе «уважением старости» и реальными действиями семьи, учреждений образования, здравоохранения, соцзащиты, государственных и муниципальных органов, призванных защищать социально-политические права старшего поколения. В целом, как справедливо отмечает Т.В. Рединская, отношение к активному долголетию в политике определяют общественно-политические и культурно-исторические особенности развития страны, ее исторических традиций, демографические и этнокультурные процессы, религиозная ситуации и пр. [7, с. 16].
Наряду с этим одной из ключевых проблем активного долголетия в России является низкая продолжительность жизни и плохое состояние здоровья людей старшего возраста, в том числе психологического [8, с. 77]. В то же время для пожилого населения России характерены высокий уровень образования, коммуникабельности, электоральной активности по сравнению с европейскими странами, а также широкое использование интернет-ресурсов.
Ссылки и примечания:
-
1. См.: Всеобщая декларация прав человека (1948), Международный пакт «О гражданских и политических правах» (1966), Европейская конвенция о защите прав человека, Конвенция о политических правах женщин (1954), Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979), Международная конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965), Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждения (1981), Декларация прав лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам (1992) и др.
-
2. Руководящие принципы правового регулирования деятельности политических партий. Принято Венецианской ко
миссией на 84-м пленарном заседании (Венеция, 15–16 октября 2010 г.). Варшава, 2011.
-
3. Региональная стратегия по реализации Мадридского международного плана действий по проблемам старения
[Электронный ресурс]. URL: http://www.social.saratov.gov.ru/international_projects/rs/unece_ris_ru (дата обращения: 19.01.2017).
-
4. Матвеев Р.Ф. Теоретическая и практическая политология. М., 1999.
-
5. Кутафин О.Е. Государственное право России. М., 2009. 410 с.
-
6. Ермолина А.А. Индекс активного долголетия как инструмент оценки политики в отношении пожилых в России [Электронный ресурс] : доклад на научно-практическом семинаре «Активное долголетие в контексте социальной политики: проблемы измерения», г. Москва, 10 марта 2015 г. URL: https://csils.hse.ru/seminari (дата обращения: 19.01.2017).
-
7. Рединская Т.В. Становление и развитие партий и партийных систем в европейских странах в Новейшее время и российский опыт (сравнительный историко-политологический анализ). М., 2006.
-
8. Факторы активного долголетия: итоги обследования вологодских долгожителей / О.Н. Калачикова, В.Н. Барсуков, А.В. Короленко, Е.Б. Шулепов // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2016. № 5. С. 76–94.
Список литературы Активное политическое долголетие: политологические теории, международные принципы и реальность
- Руководящие принципы правового регулирования деятельности политических партий. Принято Венецианской комиссией на 84-м пленарном заседании (Венеция, 15-16 октября 2010 г.). Варшава, 2011.
- Региональная стратегия по реализации Мадридского международного плана действий по проблемам старения . URL: http://www.social.saratov.gov.ru/international_projects/rs/unece_ris_ru (дата обращения: 19.01.2017).
- Матвеев Р.Ф. Теоретическая и практическая политология. М., 1999.
- Кутафин О.Е. Государственное право России. М., 2009. 410 с.
- Ермолина А.А. Индекс активного долголетия как инструмент оценки политики в отношении пожилых в России : доклад на научно-практическом семинаре «Активное долголетие в контексте социальной политики: проблемы измерения», г. Москва, 10 марта 2015 г. URL: https://csils.hse.ru/seminari (дата обращения: 19.01.2017).
- Рединская Т.В. Становление и развитие партий и партийных систем в европейских странах в Новейшее время и российский опыт (сравнительный историко-политологический анализ). М., 2006.
- Факторы активного долголетия: итоги обследования вологодских долгожителей/О.Н. Калачикова, В.Н. Барсуков, А.В. Короленко, Е.Б. Шулепов//Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2016. № 5. С. 76-94.