Актуализация требований к стратегии развития территории регионов Восточной Сибири (на материалах Иркутской области)
Автор: Якобсон А.Я.
Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal
Рубрика: Экономические науки
Статья в выпуске: 12-1 (51), 2020 года.
Бесплатный доступ
Данная статья представляет собой размышления автора по поводу важнейших детерминант современной стратегии социально-экономического развития территорий Восточной Сибири, в частности, Иркутской области. Хотя проект стратегии социально-экономического развития Иркутской области до 2036 года уже прошел практические все стадии рассмотрения и утверждения, все еще продолжается полемика о стратегических приоритетах развития области. Поэтому не теряет актуальности вопрос практической реализации Стратегии и ее ожидаемых результатов - насколько они будут отвечать целям социально-экономического развития.
Управление развитием территории, стратегия, социально-экономическое развитие, пространственный подход, постиндустриализация
Короткий адрес: https://sciup.org/170187132
IDR: 170187132 | DOI: 10.24411/2500-1000-2020-11647
Текст научной статьи Актуализация требований к стратегии развития территории регионов Восточной Сибири (на материалах Иркутской области)
История стратегического планирования развития Иркутской области имеет глубокие традиции разработки [1]. В новейшее время имеется опыт разработки регио-калькой стратегии области - в 2007 году был подготовлен соответствующий документ [2] на основе привлечения широкого круга участников из Иркутска, Санкт-Петербурга, Москвы и Нижнего Новгорода.
Неоднократно предпринимались попытки осуществить оценку социальноэкономического развития Иркутской области с помощью различных подходов. Эта территория, достаточно масштабная по размерам, является периферийной, однако имеет возможность и ресурсы для инновационного развития, формирования пространственно локализованных структур [3].
При разработке стратегии социальноэкономического развития данной территории необходимо понимать, что ранее стратегии развития области строились на идеологии индустриализации - сегодня для всей страны остро стоит проблема постиндустриализации [4].
В эпоху глобализации, в условиях широкой свободы внешнеэкономических связей принципиально по-иному должны оцениваться как экономикогеографическое положение области, так и её природные ресурсы - с позиций прямых экономических и других отношений со странами АТР.
Для Иркутской области стратегические перспективы развития должны быть связаны с разделением региона на зоны, для каждой из которых следует разработать свою собственную стратегию.
Эта идея близка к мысли, высказанной в Стратегии социально-экономического развития Сибири: «Основные положения Стратегии представлены с учётом географического деления Сибири» на 3 пояса развития - Арктический, Северный и Южный, причём Иркутская область разделена между двумя поясами [5].
Южная часть Иркутской области, тяготеющая непосредственно к Иркутску глубоко освоена вдоль Транссибирской магистрали, с сельскохозяйственным и рекреационным хинтерландом к северо-востоку от неё. По меньшей мере три постиндустриальных отрасли, рассмотренные ниже, здесь имеют хорошие шансы оказаться в центре новой специализации: логистика и распределение потоков, наука и образование, туризм и рекреация.
Логистика и распределение товаров - это деятельность с трёхвековыми традициями на данной территории. Практически с самого своего возникновения Иркутск был купеческим городом. Уже в конце
XVII века купцы составляли большую часть населения города, в середине века XIX – около половины. Иркутск считался купеческим городом.
Роли Иркутска в торговле способствовало его географическое положение. Отсюда расходились три стратегических направления, по которым издавна шли товары в две стороны – из европейской России и обратно:
-
1. Якутия. Якутским трактом называлась издавна дорога, связывающая Иркутск с Качугом, стоящим на Лене. По этому пути двигались землепроходцы, осваивались территории по Лене и её притокам. В ХХ веке был организован централизованный северный завоз – снабжение огромной Якутии необходимыми товарами, которые невозможно или нецелесообразно производить на месте, осуществляемый в течение летней навигации по Лене, Алдану, Вилюю, Витиму, Олёкме.
-
2. Дальний Восток. Уже в XVIII веке иркутские купцы имели интересы на Тихом океане; достаточно напомнить такие имена, как Шелехов и Баранов, но были и менее громкие, целые династии, владевшие рыбными промыслами. Это направление, обслуживаемое Транссибирским трактом (впоследствии железной дорогой), приобрело особое значение в ХХ веке, когда сформировались устойчивые грузопотоки между экономическими районами страны с Запада на Восток и обратно, причём имеющие не только экономическое, но и военно-стратегическое значение.
-
3. Монголия и Китай. Здесь главным маршрутом была дорога через Кяхту (и через Верхнеудинск – Улан-Удэ, ставший сопоставимым с Иркутском центром лишь в ХХ веке). Значение кяхтинской торговли чаем снизилось уже во второй половине ХІХ века, но маршрут всё равно существовал.
В региональном масштабе Иркутск также является центром нескольких направлений. Помимо Транссиба, это путь на Байкал (Листвянку), на Качуг (уже как местное направление), вниз по Ангаре, в сторону Братска, и на юг, в Тункинские Альпы, с выходом на монгольский Хубсугул.
Упомянутые выше направления обслуживали потоки не только товаров, но и ос- воения территории Сибири и научных исследований. В Иркутске начинались походы землепроходцев вниз по Лене и к Тихому океану, а позже – путешествия исследователей Монголии и Центральной Азии.
Одновременно с изучением земель и народов, по тем же путям, распространялось просвещение, точнее, приобщение коренных народов Восточной Сибири к русской и через неё к европейской культуре. Несколько позже появился интерес и к приобщению русских к восточной культуре.
В конце ХІХ века Иркутск рассматривался как кандидат на размещение первого в Сибири университета. Однако предпочтение было отдано Томску, где этот университет и появился в 1888 г. Но второй сибирский университет появился в 1918 г. всё же в Иркутске. А к 1991 г. Иркутск превратился в крупный центр науки и высшего образования. Данный сектор
Про рекреационно-туристический потенциал Байкала достаточно широко известно. Отметим, что всё байкальское побережье Иркутской области сосредоточено в Южной части (включая Байкальск, Кругобайкальскую железную дорогу, Листвянку, остров Ольхон), и дорога к нему российских и зарубежных туристов лежит через Иркутск – как международный аэропорт, так и железнодорожную станцию.
Но и сам Иркутск представляет значительный туристический интерес, как и Ангарск, Усть-Ордынский бурятский округ и некоторые другие места. Особо нужно сказать о Восточном Саяне и Хамардабане – горах, расположенных в основном уже в Бурятии (горный туризм, минеральные источники), но путь к ним лежит также через Иркутск, отчасти через Слюдянку.
При постиндустриализации нельзя игнорировать наличие сложившихся в Иркутской области индустриальных функций. Важным моментом в этих условиях становятся условия для появления и востребованности инноваций, которые, как известно, способствуют повышению конкурентоспособности и отрасли, и территории в целом, так как инновация – это услуга по созданию условий для повышения эффективности производства с целью бо- лее полного удовлетворения развивающихся потребностей человека и общества [6].
На Юге имеется несколько значительных предприятий, производящих электроэнергию, алюминий, химическую и нефтехимическую продукцию, целлюлозу, а также каменный уголь, поваренную соль. Эти предприятия имеют важное значение для региона как крупные работодатели и налогоплательщики, но довольно опасны с экологической точки зрения. Принимая во внимание относительно высокую плотность населения, а также рекреационные ресурсы (в том числе знаменитое озеро Байкал), проблема загрязнения воздуха и воды является здесь гораздо более актуальной, чем в северо-западной зоне. И решение этой проблемы должно быть связано с местной научной базой.
Итак, общая стратегия регионального развития Иркутской области должна быть уточнена с учетом особенностей южного и северного поясов.
Список литературы Актуализация требований к стратегии развития территории регионов Восточной Сибири (на материалах Иркутской области)
- Фильшин Г.И. Экономика Приангарья: проблемы и перспективы. - Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1988.
- Стратегия социально-экономического развития Иркутской области до 2020 г. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/6640398
- Вихорева М.В. Развитие приоритетных направлений социально-экономической деятельности региона / М.В. Вихорева, Т.К. Кириллова // Известия Байкальского государственного университета. - 2019. - Т. 29, № 1. - С. 166-172. - DOI: 10.17150/2500-2759.2019.29(1).166-172
- Якобсон А.Я. Стратегическое управление социально-экономическим развитием региона / А.Я. Якобсон, М.И. Кулеш // Транспортная инфраструктура Сибирского региона. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Иркутск: Изд-во ИрГУПС", 2018. - С. 327-332.
- Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/6640398
- Оглоблин В.А. Некоторые аспекты сервисного подхода к понятию "инновация" / В.А. Оглоблин, В.Г. Вихорев, М.В. Вихорева // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). - 2015. - Т. 6, № 3. - DOI: 10.17150/2072-0904.2015.6(3).22