Актуальные аспекты организации медико-социального сопровождения лиц пожилого и старческого возраста с множественными хроническими заболеваниями
Автор: Галиулина О.В., Лапик С.В., Набойченко Е.С., Сиденкова А.П., Валеева Т.В.
Журнал: Академический журнал Западной Сибири @ajws
Рубрика: Паллиативная медицина
Статья в выпуске: 4 (81) т.15, 2019 года.
Бесплатный доступ
Вопросы сохранения качества жизни лиц пожилого и старческого возраста при снижении физических и ин теллектуальных возможностей требуют научного обоснования мероприятий по замещению утраченных качеств для обеспечения адекватной медицинской, социальной и психологической помощи лицам преклонного возраста, решение социальных и психологических проблем стареющего населения и сохранение их здоровья в пожилом возрасте.
Качество жизни и здоровье пожилого населения, методы определения степени снижения здоровая пожилых, организация медико - социальной помощи
Короткий адрес: https://sciup.org/140248180
IDR: 140248180
Текст научной статьи Актуальные аспекты организации медико-социального сопровождения лиц пожилого и старческого возраста с множественными хроническими заболеваниями
В современном мировом сообществе прослеживается общий тренд – это неуклонное старение населения и увеличение доли населения, которое доживет до 60 лет и старше. Согласно данным ВОЗ к 2050 г. численность людей пожилого возраста составит 22% или более двух миллиардов человек [8, 9].
Сложная динамика изменений состояния здоровья в пожилом возрасте отражается на физических, психических (когнитивных, эмоциональных) способностях и функционировании пожилых людей [1, 5]. Физиологические изменения, болезни и мультимор-бидность в пожилом возрасте, обуславливают другие состояния здоровья, не входящие в традиционные классификации болезней и характеризующиеся хроническим течением, например, старческая дряхлость, которая после 65 лет может составлять до 10%, с другой стороны, могут возникать острые состояния на фоне многочисленных детерминант, например, делирий [3, 6]. Последствия этих процессов сопровождается изменениями в психосоциальном статусе пожилых людей, в том числе определяющем повышение суицидального риска, требует длительного нахождения рядом членов семьи или посторонних людей, осуществляющих уход за пожилыми и поддержку их психосоциального статуса [2, 4].
Цель исследования: определить потребность лиц пожилого и старческого возраста в дополнительном медико-социальном сопровождении при трудных жизненных ситуациях, обусловленных здоровьем.
Задачи исследования:
-
1. Оценить демографические тенденции РФ за пять лет (с 2015 по 2019 гг.).
-
2. Изучить нуждаемость лиц пожилого и старческого возраста в дополнительном медико - социальном сопровождении.
-
3. На основе существующей системы сопровождения лиц третьего возраста разработать предложения по улучшению их качества жизни.
Методы исследования: опрос лиц пожилого и старческого возраста проводился социологическим методом, исследование когнитивных функций проводилось эпидемиологическим методом, обработка полученных данных осуществлялась статистическим инструментарием.
Результаты и обсуждение: согласно исследованиям демографические переходы от первого этапа до третьего имеют схожий характер для многих стран. Так увеличение доли выживания детей на первом этапе омолаживает возрастной состав населения, процессы снижения рождаемости уменьшают долю детей на втором демографическом этапе, с одновременным увеличением доли взрослого населения и пожилых людей, для третьего этапа в результате долговременного снижения рождаемости и смертности сокращается доля, как детей, так и взрослого населения, а растет лишь доля пожилых людей. В соответствии с определением ООН, к пожилым людям относятся лица 60 лет и старше. Согласно международным критериям, население страны считается старым, если людей в возрасте 65 лет и старше насчитывается более 7%.
По данным статистики в РФ происходит старение населения. Так, прирост населения старшей возрастной группы (70 лет и старше) в течение 5 лет составил 3,1% (с 2015 г. по 2019 г.). Удельный вес населения РФ старше трудоспособного возраста в общей численности населения увеличился с 2015 года на 2% и составил на 01.01.2019 года 26% в общей численности населения РФ [7]. Увеличение продолжительности жизни в России в среднем до 74 лет и доли населения старших возрастных групп ставит новые задачи и цели перед государством и обществом, направленные на обеспечение основных потребностей граждан старшего поколения для поддержания условий жизнедеятельности и создания условий для их активного участия в политической, социальной и иных сферах деятельности общества.
По данным проведенного исследования о качестве жизни людей старших возрастных групп выявлено, что из общего числа лиц пожилого и старческого возраста, только 12% нуждались в посторонней помощи в повседневной жизни. Полностью самостоятельно могли принимать пищу 86,2% лиц пожилого и старческого возраста, осуществлять гигиенические процедуры 74,4%, полностью контролировали акт дефекации 82,4%, а мочеиспускание – 58,4% и частично не контролировали 32,6% участвовавших в опросе. Качество жизни оценивается не только возможностью самообслуживания в повседневной жизни, но и нахождение в социальной среде, так передвигаться на расстояние более 50 метров полностью самостоятельно 81,4% пациентов, в эпизодической посторонней помощи при передвижении нуждались 12,2% опрошенных, в постоянной посторонней помощи при передвижении нуждались 4,3%, а 2,1% респондента были полностью лишены возможности передвигаться. Полностью самостоятельно могли подниматься по лестнице – 59,4%, пользоваться телефоном – 52,5% опрошенных, распоряжались своими финансами – 77,4% респондентов.
По данным опроса лиц пожилого и старческого возраста, выявлено, что самостоятельно в правиль- ной дозировке и в назначенном режиме принимать лекарственные средства могли 48,2% респондентов, в частичной посторонней помощи или напоминании о времени приема лекарственных средств нуждались 42,4%, полностью зависели от посторонней помощи при приеме лекарственных средств 8,7% опрошенных. Среди опрошенных 51,1% лиц пожилого и старческого возраста были не в состоянии самостоятельно правильно и своевременно принимать назначенные лекарственные препараты. Таким образом, лица третьего возраста без посторонней помощи лишены адекватной терапии или подвергаются риску, связанному с неправильной дозировкой, так в постоянном контроле и посторонней помощи при приеме лекарственных средств нуждались 10,2%. Респонденты, проживающие вне семьи, могут получать адекватную терапию только при привлечении социальных работников или третьих лиц, для контроля правильности приема назначенных препаратов.
Результаты исследования показали, что при уменьшении активности повседневной жизни пациента пропорционально увеличивается степень его нуждаемости постороннем уходе (табл. 1).
Таблица 1
Определение степени нуждаемости лиц пожилого и старческого возраста в постороннем уходе
Сумма баллов |
Степень нуждаемости |
Удельный вес (%) |
0-30 |
III |
78,8 |
31-70 |
II |
18,8 |
71-100 |
I |
2,4 |
Особо следует отметить тенденции, наблюдаемые в состоянии здоровья, которые у современных пожилых людей противоречивы. Так в соматической медицине на фоне уменьшения числа случаев тяжелой инвалидности наблюдается рост показателей инвалидности средней тяжести и учащение функциональных расстройств. При этом наиболее распространенными и инвалидизирующими заболеваниями лиц старшего возраста оказываются нервно-психические расстройства, представленные грубым и прогредиентным снижением познавательных функций. Нарастающая беспомощность и прогредиентное течение когнитивных расстройств обуславливает возрастающую потребность пожилого населения в специальном внимании, особенном обслуживании этой группы граждан, а проявление самой болезни и утяжеление неблагоприятно сказывается на окружении пациента и вызывает изменения в условиях жизни всей семьи. Так по данным проведенного исследования выявлены признаки старения ЦНС у 31,4% лиц, принявших участие в исследовании. Статобработка данных позволила определить корреляцию признаков раннего старения ЦНС у респондентов с опережающим метаболическим синдромом, снижением мотивации, настроения и двигательной активности.
Данные обстоятельства обуславливают новые подходы, структурные и ведомственные взаимодействия в решении медицинских, социальных и психологических проблем. Большинство социальных институтов и систем здравоохранения не готовы к удовлетворению потребностей пожилых людей, имеющих хронические заболевания, в т.ч. представленные разнообразными возраст - специфическими синдромами, что определяет потребность в комплексной медицинской гериатрической помощи [8, 9].
Выводы: С увеличением возраста ухудшаются показатели здоровья, а, следовательно, увеличивается бремя болезней от множественной хронической патологии людей старших возрастных групп, что в свою очередь требует подготовки специалистов нового формата, готовых оказывать не только медицинскую, социальную, психологическую помощь, но и готовых обучать членов семьи уходу за лицами пожилого и старческого возраста.
Эффективное взаимодействие органов социального обслуживания и медицинских организаций в обеспечении условий для социальной и бытовой активности лиц пожилого и старческого возраста является актуальными задачами. Так совершенствование медико-социальной помощи лицам пожилого и старческого возраста, позволяет увеличить продолжительности активной жизни, сохранить способность к самообслуживанию. С другой стороны, совершенствование организации медицинской помощи обеспечивает доступность квалифицированной первичной медицинской помощи, высокотехнологичной специализированной помощи лицам пожилого и старческого возраста, совершенствует систему финансовых инструментов, лекарственного обеспечения, оснащения медицинским оборудованием медицинских организаций, в том числе и специализированные стационарные гериатрические медицинские организации и отделения, развивает стационарозамещающие технологии и систему надомного ухода, посредством подготовки специалистов нового формата.
Список литературы Актуальные аспекты организации медико-социального сопровождения лиц пожилого и старческого возраста с множественными хроническими заболеваниями
- Болотнова Т.В., Филонова М.В., Суровцева В.Ю. Оценка параметров жизнедеятельности долгожителей и их влияние на качество жизни // Академический журнал Западной Сибири. 2014. Т. 10, № 5. С. 12-14.
- Любов Е.Б., Магурдумова Л.Г., Цупрун В.Е. Суицидальное поведение пожилых // Суицидология. 2017. Т. 8, № 1. С. 3-16.
- Наркелюнас Е.М. Психические расстройства психотического регистра и сопутствующая соматическая патология у пациентов, страдающих деменцией // Академический журнал Западной Сибири. 2019. Т. 15, № 2. С. 38-40.
- Разводовский Ю.Е., Кандрычын С.В. Рост социальной агрессии и смертности от инфаркта миокарда как эффект психосоциального дистресса // Девиантология. 2018. Т. 2, № 1. С. 12-17.
- Рейхерт Л.И., Кибальная А.А., Кичерова О.А. Динамика когнитивного статуса в зависимости от выраженности стеноза коронарных артерий у пациентов с ишемической болезнью сердца // Научный форум. Сибирь. 2017. Т. 3, № 2. С. 45-48.
- Свальковский А.В. Структура общественно опасных действий, совершаемых больными пожилого возраста с органическим поражением головного мозга // Научный форум. Сибирь. 2016. Т. 2, № 2. С. 38-49.
- http://www.demoscope.ru
- http://www.who.int/ru
- Anderson G. et al., Hussey P. Comparing health system performance in OECD countries // Health Affairs. 2001. № 20. Р. 219-232