Актуальные изменения мире труда Италии

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/143181713

IDR: 143181713

Текст статьи Актуальные изменения мире труда Италии

(имеются в виду занятые по нетипичным и нестандартным, то есть временным или срочным трудовым соглашениям).

Согласно оценке Дублинского фонда социальных исследований, в среднем по Европейскому союзу доля таких трудящихся составляет 12% от общей численности работающих по найму, при этом в Испании их насчитывается 24%, а в Италии (по данным Института статистики) – 14%, 48,4% составляют молодые люди в возрасте от 23 до 32 лет, в более старших группах этот показатель значительно ниже: с 33 до 44 лет – 25,8%, с 45 до 54 лет – 9,6%.

Половина нетипичных (49,9%) имеет среднее образование (аттестат об окончании средней школы), другая половина – люди с университетскими дипломами. За последние два десятилетия из-за высокой безработицы и нововведений в области организации труда работа по нетипичным трудовым соглашениям стала преобладающей, если не главной формой доступа молодежи на рынок труда. В сущности, для подавляющего большинства молодых людей это теперь обычное начало их трудовой деятельности, поскольку доступные стабильные рабочие места по большей части для образованного слоя не привлекательны (не требуют квалификации и не сулят профессионального роста). В настоящее время нетипичные трудовые соглашения именуются по-разному: стажировка, профобучение на рабочем месте, выполнение проекта, координируемое сотрудничество и т.д., суть же этих инноваций состоит в том, что работодателю обеспечивается возможность прервать трудовые отношения по своему усмотрению.

Большая часть нетипичных трудящихся заняты в сфере обслуживания (см. табл. 1).

При сопоставлении образовательного уровня и профессиональных обязанностей следует отметить, что среди рабочих в настоящее время 25% имеют университетский диплом.

Продолжительность рабочей недели у 22,4% нетипичных работников составляет от 37 до 40 часов, 20,7% работает более 40 часов в неделю,

Таблица 1

Распределение «нетипичных» трудящихся по отраслям экономики (в %)

Сельское хозяйство

2,4

Промышленность

8,7

Строительство

4,0

Торговля, транспорт, туризм

21,3

Сфера обслуживания

42,4

Госучреждения

18,0

56,9% – менее 37. Большинство работа удовлетворяет (25% – вполне, 49% – в целом), неудовлетворенных – 25%.

Учитывая неоднородность слоя нетипичных трудящихся по уровню образования и характеру выполняемой работы, Е. Пизано разделила исследуемый контингент на 4 кластера.

1-й кластер включает самых высокооплачиваемых (1550–2000 евро в месяц) опытных специалистов (в основном мужчин), работающих на частных предприятиях Северной Италии (возраст 38–55 лет), в большинстве они довольны своей работой. В этот кластер входят 6,4% нетипичных трудящихся.

2-й кластер составляют в основном внештатные школьные учителя южных областей Италии в возрасте от 24 до 45 лет, месячный заработок которых составляет 400–800 евро, своим положением большинство недовольно, поскольку перспективы профессиональной стабильности сомнительны, а зарплата низкая; этот кластер составляет 30% слоя нетипичных трудящихся.

3-й, самый многочисленный кластер (50% слоя нетипичных) включает молодых людей с университетскими дипломами (70% – моложе 32 лет), которые работают на небольших предприятиях частного сектора и зарабатывают

1000–1300 евро в месяц. Оплату своего труда они считают заниженной, но довольны разнообразием своих функций и высокой степенью самостоятельности.

4-й кластер включает самых молодых (70% моложе 25 лет), которым выпала работа монотонная, не требующая особой квалификации. Своей работой эти молодые люди, окончившие среднюю школу или университет, недовольны; их заработок составляет от 800 до 1000 евро в месяц. На этот кластер приходится 12,5% слоя нетипичных трудящихся.

В разделе, озаглавленном «Хрупкий реформизм и дефицит представительства (гл. 4), проф. М. Карьери отмечает, что в последнее время расхваливанию правыми гибкости рынка труда как панацеи от всех недугов и бед левые противопоставили концепцию так называемой «флекси-кьюрити» (flexicurity), то есть сочетания гибкости трудовых отношений, в которой заинтересованы предприятия (работодатели), и стабильности трудовых отношений, в которой заинтересованы трудящиеся.

«Наша выборка, – пишет М. Карьери, – в большинстве состоит из людей, которые отказываются от крайностей (признания гибкости благом или злом), они склоняются к такой по-

Таблица 2

Какой ответ выражает твое мнение о нестандартных/нетипичных трудовых отношениях (в %)

Это нововведение положительное, поскольку трудящиеся получают больше свободы и самостоятельности

9

Это нововведение полезное, поскольку открывает доступ на рынок труда тем, кто прежде был безработным

9

Это нововведение полезно, если сочетается с защитой прав трудящихся

26

Это нововведение приемлемо, если работа в таком режиме вводится на какое-то время

26

Это нововведение только вносит нестабильность и вызывает недовольство

23

Предпочитаю не отвечать

7

Таблица 3

Каково твое мнение о расходах на социальную защиту (в %)

Эти расходы надо сокращать, поскольку в новой экономической ситуации они чересчур высоки 11 Надо систему соцзащиты сделать более рациональной, не урезая расходы 41 Надо оставить все, как есть 7 Надо распространить систему соцзащиты на тех, кто ныне не защищен 30 Предпочитаю не отвечать 11 зиции, которую можно назвать реформистской, а именно более 50% респондентов высказались за регулируемую гибкость трудовых отношений, за ее введение на определенное время». О восприятии трудящимися новых форм трудовых отношений можно судить по цифрам, приводимым в табл. 2.

По отношению к системе социальной защиты проявилось подобное распределение ответов: и в этом случае сторонники радикальных решений (сократить расходы или оставить все, как есть) оказались в меньшинстве, большая же часть респондентов высказалась за внесение изменений с учетом реальных потребностей и интересов трудящихся (см. табл. 3).

На вопрос относительно конкретных мер по реформированию системы социальной защиты почти половина респондентов (45%) высказалась за распространение этой системы также на трудящихся, работающих по нетипичным нестандартным трудовым соглашениям.

В результате опроса были определены те аспекты массовой иммиграции в Италию иностранцев, которые вызывают наибольшую озабоченность итальянцев (см. табл. 4).

Результаты опроса показали, что в Италии влияние профсоюзов в мире труда остается значительным. Среди респондентов состоят в профсоюзе 27,8%, прежде были членами профсоюзов 15,4%, намерены вступить в профсоюз 14,8%; не состояли прежде и не намерены вступать – 39,1%.

При сравнении трудящихся с разными образовательным уровнем (неполное среднее, среднее и высшее) существенной разницы по сравнению с вышеуказанными средними показателями нет. Среди респондентов, состоящих в профсоюзе, около 80% приходится на три национальных профцентра Всеобщую итальянскую конфедерацию труда (ВИКТ), Итальянскую конфедерацию профсоюзов трудящихся (ИКПТ) и Итальянский союз труда (ИСТ), при этом членов ВИКТ – 46%, членов ИКПТ – 21%, членов ИСТ – 9,2%. 15% респондентов состоят в автономных профсоюзах, не входящих в вышеназванные национальные профцентры.

Ответы на вопрос: «Чего ты хотел бы от профсоюза?» – свидетельствуют о явном преобладании среди итальянских трудящихся реформистского подхода (см. табл. 5).

Таблица 4

Согласен ли ты со следующими утверждениями (в %)

Вполне согласен

Скорее согласен

Скорее не согласен

Совсем не согласен

Иммигранты создают угрозу безопасности граждан Италии

13,2

24,1

31,2

29,6

Иммигранты занимают рабочие места итальянцев

11

19,4

32,5

35,3

Приток иммигрантов создает угрозу нашей культурной идентичности и традициям

16,3

20,7

26,9

34,6

Иммиграция вызывает трудности по части пользования поликлиниками и школами

17,2

21,7

28,6

30,5

Таблица 5

Чего ты хотел бы от профсоюза? (в %)

Больше единых действий

19,4

Больше конфликтности

4,5

Больше благоразумия

13,2

Больше активности в области заключения коллективных договоров

27,3

Больше заниматься политикой

2,9

Больше компетентности

28,2

Предпочитаю не отвечать

4,5

«Резюмируя полученные результаты, – констатирует М. Карьери, – можно сказать, что члены ВИКТ, ИКПТ и ИСТ хотят упрочения единства и развития коллективных переговоров, а члены автономных профсоюзов и базовых комитетов (эти комитеты, причисляемые в Италии к профсоюзам, объединяют самых радикальных левых. – Е.Н. ) хотят обострения трудовых конфликтов. Члены трех профцентров все больше схожи по своему социологическому профилю и по характеру мотивации их деятельности».

Ответы респондентов на вопрос: «Какая из политических партий защищает твои интересы как трудящегося?» – как отмечает М. Карьери, оказались удивительными для нас, ибо более трети респондентов сказали, что никакая партия их не защищает (см. табл. 6).

Больше всего скептиков среди трудящихся в возрасте от 29 до 44 лет, среди более молодых пре- обладают сторонники правых партий, среди более старших – преобладают сторонники левых.

Один из вопросов касался политических симпатий респондента. Треть объявила себя сторонниками правых и правоцентристских сил, 9% причислили себя к сторонникам центристов, 46% – к сторонникам левых и левоцентристских сил, 10% не дали внятного ответа. По этому поводу М. Карьери отмечает, что «самоопределение по политическим убеждениям и позиция во время выборов отнюдь не всегда совпадают. Недостаточно четкая политическая позиция может повлиять на поведение избирателя в том смысле, что он поддержит тех, чьи доводы покажутся ему более убедительными накануне выборов. Именно такие колебания части электората то вправо, то влево и определяли в Италии результаты парламентских выборов, начиная с 1994 года».

Таблица 6

Какая из политических партий защищает твои интересы как трудящегося? (в %)

Правые партии

6,6

Правоцентристские партии

16,8

Центристские партии

3,9

Левоцентристские партии

22,3

Левые партии

15,9

Никто

30,8

Предпочитаю не отвечать

3,7

Список литературы Актуальные изменения мире труда Италии

  • Миммо Карьери и Чезаре Дамьяно. Рим, изд. Эдиэсе, 2010.
Статья