Актуальные проблемы перинатальной психологии: обзор исследований
Автор: Беляевских В.С., Зарипова Л.З.
Журнал: Социальные и гуманитарные науки: теория и практика @journal-shs-tp
Рубрика: Психология
Статья в выпуске: 1, 2017 года.
Бесплатный доступ
В статье представлен анализ публикаций по проблемам перинатальной психологии в отечественной науке, выделяются наиболее актуальные направления и запросы практики. Анализируется вклад исследований в развитие перинатальной психологии и разрешении репродуктивных проблем.
Перинатальная психология, психология материнства, история перинатальной психологии, направления перинатальной психологии
Короткий адрес: https://sciup.org/147230382
IDR: 147230382
Текст научной статьи Актуальные проблемы перинатальной психологии: обзор исследований
В последние десятилетия в связи с возрастанием проблем в репродуктивной сфере людей, весьма актуальной стала проблема сохранения репродуктивного здоровья населения. Это требует объединения усилий медицинского и психологического знания, обсуждения практики в области перинатальной психологии и медицины.
Научная секция «Перинатальная психология, психопатология и психотерапия» в Санкт-Петербургском психологическом обществе работает с 2000 г. Через 2 года после ее открытия в феврале 2002 г. в Москве на Всероссийской конференции «Психология и ее приложения» по инициативе президента Российского психологического общества академика А.В. Брушлинского, высоко оценившего идею создания и работу секции «Перинатальная психология, психопатология и психотерапия» в Санкт-Петербурге, было принято решение организовать в рамках Общероссийской общественной организации «Российское психо-
* Проект подготовлен при финансовой поддержке РГНФ в рамках научного проекта № 16-16-59009 а(р).
логическое общество» секцию «Перинатальная психология». Создание секции стало результатом сотрудничества медиков и психологов в области перинатальной психологии, а также объединения целого ряда направлений отечественной психологии: психологии раннего развития, психологии родительства (материнства и отцовства), психологии детско-родительских отношений, психологии беременности. В психологической практике основанием для такого объединения стал опыт ведения курсов для будущих родителей по подготовке к родам и родительству, консультирование детско-родительских отношений, тренинги для родителей и т.д.
Все эти научные и практические направления объединились в единое профессиональное поле под общим названием «Перинатальная психология». В этот период в профессиональном, и даже в бытовом лексиконе появилось словосочетание «перинатальный психолог» – как описательное название, характеризующее профессиональную ориентацию специалиста.
Анализируя научную периодическую литературу последних пяти лет в области перинатальной психологии, можно выделить ряд исследовательских и практикоориентированых направлений ее развития, обзор которых приведен ниже.
Клиническое направление центрируется на изучении психосоматических и клинических аспектов перинатального периода. Так, интересным является работа О.С. Шкуротенко (2011) [19], который исследовал влияние психологических особенностей беременной женщины на психосоматические показатели новорожденного. В результате исследования была установлена взаимосвязь между высокими оценочными значениями в баллах по шкале алекситимии, тревоги-депрессии, невротизации, соматизации и низкими показателями адаптации новорожденного в условиях внеутробной жизни (значения по шкале Апгар, рост, вес, наличие рефлекторного крика при рождении). В группе относительно здоровых женщин показатели адаптации новорожденного выше, чем в группе женщин с высокими показателями алекситимии. В области клинических исследований существенный вклад внес И.В. Добряков (2014) [3]. Одна из последних работ «Показатели тревоги и депрессии у беременных женщин при различных типах психологического компонента гестацион-538
ной доминанты» (ПКГД). В этом исследовании показано, что беременные с преимущественно оптимальным типом ПКГД наиболее благополучны по психопатологическому статусу. При этом женщины с преимущественно эйфорическим типом ПКГД имели достоверно больше симптоматических проявлений тревоги. Среди женщин с преимущественно гипогестогнозическим типом ПКГД доля беременных с высокой тревожностью обоих типов составила почти треть; отсутствие депрессивных симптомов наблюдалось только в половине случаев. У беременных с преимущественно тревожным типом ПКГД наблюдался высокий уровень реактивной и личностной тревожности, более чем в четверти случаев – депрессивные переживания были критического и явно выраженного уровня. У женщин с депрессивным типом ПКГД наблюдались клинически значимые невротические проявления. В другой работе, в соавторстве с Е.А. Бибиковой, (2012) [1] были исследованы особенности психологического компонента гестационной доминанты у женщин с различными типами сбалансированности семейной системы. По результатам этого исследования обнаружено, что беременные женщины с несбалансированным типом семейной системы гораздо чаще имеют отклоняющийся от оптимального, вариант психологического компонента гестационной доминанты (ПКГД), тогда как у беременных со среднесбалансированным и сбалансированным типом семейной системы оптимальный тип ПКГД встречается чаще. Особо можно выделить работы М.Е. Ланцбург, Т.В. Крысановой, Е.В. Соловьевой (2016).
Психотерапевтическое направление развития перинатальной психологии акцентируется на помощи и поддержки беременных при патологиях, изучении проблем невынашивания ребенка, бесплодии, абортах. Нежеланность рождения ребенка и девиантные формы поведения в подростковом возрасте исследовала Т.И. Комисаренко (2016) [5]. Ею было выявлено, что в группе матерей желанных детей наибольший процент женщин имели высокую степень сформированности чувства материнства, в группе матерей нежеланных детей наибольший процент имели низкий процент сформированности чувства материнства. В дальнейшем, несформированные материнские чувства вызывали отвержение матерью таких подростков, что усугубляло кризис в 539
общении с ними. Чем сильнее мать оказывала давление на подростка, тем сильнее проявлялись негативные реакции, приводящие в последующем к девиантным формам поведения. Е.В. Поневаж (2014) [13] изучала особенности эмоциональных переживаний женщин в первые дни после преждевременных родов. Вклад в развитие этого направления перинатальной психологии вносят работы Е.Г. Руновской (2013), Л.В. Грабаров-ской, Н.С. Соловьевой (2016).
Вместе с тем, крайне важной частью этого направления можно обозначить ресурсную психотерапию семьи в перинатальном периоде, на этапе подготовке семьи к нему, при пренатальных травмах [4]. Стоит отметить одновременно высокий научно исследовательский интерес к ресурсной психотерапии и значительный запрос из области практики.
Г.Г. Филиппова (2015) [17] рассматривала пренатальный стресс: усиление риска при современных технологиях ведения беременности и лечения бесплодия.
С каждым годом становятся все более востребованными так называемые вспомогательные репродуктивные технологии (ВРТ), так как они дают надежду на преодоление бесплодия у супружеских пар, для которых ранее материнство и отцовство были невозможны. В этой связи можно выделить направление:
Другое направление развития перинатальной психологии связано с сопровождением, помощью и поддержкой беременных в вынашивании ЭКО-детей и их последующего развития. Материнские представления и ожидания о детях раннего возраста, зачатых спонтанно и при помощи ЭКО, исследовали М.Е. Ланцбург, Е.В. Соловьева (2015) [9], представляющие Научный центр перинатальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета. Также Е.В. Соловьева (2014) [16] рассматривала когнитивное развитие детей раннего возраста в связи со способом их зачатия. На всем протяжении раннего возраста в группе детей, зачатых при помощи ЭКО, реже, чем в группе спонтанно зачатых детей того же возраста, выявлен уровень познавательного развития, соответствующий возрастной норме. Также в группе ЭКО-детей чаще, чем у зачатых спонтанно, встретились дети со снижением интеллекту- альной деятельности. К этому же направлению можно отнести работы В.А. Якуповой, Е.И. Захаровой (2016) и др.
Отдельное направление развития перинатальной психологии связано с медико-психологической помощью . В последнее время отмечается усиление запроса со стороны будущих родителей на предродовую подготовку. М.Е. Ланцбург (2004, 2011) [7, 8] показала необходимость психологической службы поддержки беременных женщин и молодых родителей, а также роль психологической подготовки и поддержки в реализации родительских функций. Содержание и структуру психологического консультирования в ситуации перинатальных потерь исследовала М.А. Чижова (2015) [18]. Данное направление находится в фокусе внимания исследователей И.Н. Чжен, Д.Р. Ахметовой (2016); К.В. Варыханова, Т.А. Смирнова (2017).
Еще одно направление развития перинатальной психологии – подготовка специалистов, сопровождающих семью в пренатальном, перинатальном и постнатальном периодах . Важной проблемой этого направления остается исследование профессионально важных качеств для правильного сопровождения и ведения беременности. В частности, полный перечень необходимых дисциплин для специалистов, работающих в сфере перинатальной психологии привела в своей публикации Е.В. Могилевская (2010) [10]. Интересный опыт был получен в Набережных Челнах, когда был применен алгоритм взаимодействия обученной медсестры со специалистами и семьей при наличии хорошо подготовленной нормативной и методической базы. Там организовали первые кабинеты пренатального воспитания по методу пренатального развития «СОНАТАЛ» в лечебно-профилактических учреждениях (М.Л. Лазарев, «Программа медико-психолого-педагогического сопровождения развития ребенка и роль медсестры в ее реализации в пре- и постнатальном периодах», 2013, [6]). Сюда также можно отнести исследования С.К. Ершовой, Т.Д. Боязитовой, (2014).
И, наконец, развитие перинатальной психологии связано с исследованием и сопровождением процесса рождения детей. Здесь рождение детей понимается достаточно широко, как работа не только диады матери и младенца, но и системы мать– ребенок–отец. Анализ современных отечественных публикаций 541
в области психологии отцовства показал, что в настоящее время данная тема находится на этапе скорее теоретического осмысления, пилотажного этапа эмпирического исследования, в противовес психологии материнства, которая последние десятилетия активно разрабатывается как теоретически, так и экспериментально. Анализ зарубежных публикаций показывает, что за последние 30 лет резко возросло количество исследований в области отцовства, особенно в США и Германии. Зарубежные исследователи подчеркивают проблему недостаточной разработанности методологических подходов и методов к исследованию отцовства. При анализе публикаций, посвященных отцовству, выделяется два направления изучения данного феномена: (1) отношение к родительству, отцовской роли через призму личности мужчины и (2) изучение влияния отца на развитие различных сторон личности ребенка на разных этапах его развития. Первое направление только в последнее время начинает разрабатываться теоретически и экспериментально. Анализ проблемы отцовства с культурно-исторической точки зрения поднимался в работах М. Мид (1998), И.С. Кона (2009), Т.А. Гурко (2008). Теоретический анализ современных подходов к изучению феномена отцовства приводится в работе И.В. Павлова (2008). Не только теоретический анализ, но и экспериментальные исследования приводятся в работах Р.В. Овчаровой (2003, 2005) [11, 12] и Ю.В. Борисенко (2006) [2]. Так в работах Р.В. Овчаровой анализируется психологическая готовность к отцовству, исследуется представление об отцовстве в период ранней взрослости в зависимости от различных факторов. В работах Ю.В. Борисенко приводится разработка феномена отцовства как структурно, так и функционально, приводится экспериментальное подтверждение выдвинутой гипотезы о структуре отцовства, а также сравнение личностных характеристик у мужчин, имеющих и неимеющих детей. Второе направление, связанное с влиянием отца на психическое развитие ребенка в большей степени, чем первое представлено эмпирически – изучается влияние отца на интеллектуальное, морально-нравственное развитие ребенка, половую идентификацию, самооценку, волевую сферу, сферу семейных отношений. Одним из отечественных психологов, эмпирически 542
исследовавших в последнее время отношение к отцовству у мужчин на разных этапах родительства является С.С. Савенышева (2010, 2012) [14, 15], а также она рассмотрела особенности супружеских отношений и отношения к будущему ребенку в период беременности. Ею был проведен сравнительный анализ ролевых ожиданий и притязаний у мужчин на этапе ожидания рождения ребенка и мужчин, воспитывающих детей раннего и дошкольного возраста, который выявил достоверные различия в идентификации с супругой и уровне ожиданий и притязаний в сферах социальной активности, эмоциональнопсихотерапевтической и сфере внешней привлекательности. Сравнительный анализ установок на воспитание у мужчин на этапе ожидания рождения ребенка и мужчин, воспитывающих детей раннего и дошкольного возраста, выявил, что у мужчин на этапе ожидания рождения ребенка более выражена установка на побуждение словесных проявлений, доминирование и власть родителей, преодоление сопротивления, подавление воли, а также на супружеские конфликты. В рамках этой же области можно выделить работы И.М. Якжик-Кумакова (2016).
Таким образом, следует отметить сохраняющийся и поступательно развивающийся интерес к проблемам перинатального периода со стороны различных психологических отраслей и медицинских дисциплин. Показательным является появление с одной стороны, тенденции дифференциации знания, выделения узкопредметных направлений, с другой стороны, неизбежной консолидации и объединения разных научных школ и взглядов, слияния теоретических и эмпирических изысканий, стремления к созданию «единого языка», обсуждения в области дисциплин, находящихся на стыке наук.
Список литературы Актуальные проблемы перинатальной психологии: обзор исследований
- Бибикова Е.А., Добряков И.В. Особенности психологического компонента гестационной доминанты у женщин с различными типами сбалансированности семейной системы // Медицинская психология, психиатрия, психотерапия. 2012. № 4(45). С. 56-60.
- Борисенко Ю.В., Портнова А.Г. Проблема отцовства в современном обществе // Вопросы психологии. 2006. № 3, С. 122-131.
- Добряков И. В. Показатели тревоги и депрессии у беременных женщин при различных типах психологического компонента гестационной доминанты // Вестник Российской военно-медицинской академии. 2014. № 1(45). С. 46-50.
- КоваленкоН.П. Ресурсный тренинг. СПб.: Петрополис, 2014. 165 с.
- Комисаренко Т.И. Нежеланность рождения ребенка и девиантные формы поведения в подростковом возрасте // Современные проблемы психологии и образования в контексте работы с различными категориями детей и молодежи: сб. материалов науч.-практ. конф. М., 2016. С. 493-501.
- Лазарев М.Л. Программа медико-психолого-педагогического сопровождения развития ребенка и роль медсестры в ее реализации в пре- и постнатальном периодах // Медицинская сестра. 2013. № 7. С. 3-7.
- Ланцбург М.Е. Психологическая служба поддержки беременных женщин и молодых родителей // Психологическая наука и образование. 2004. № 3. С. 88-97.
- Ланцбург М.Е. Роль психологической подготовки и поддержки в реализации родительских функций // Психологическая наука и образование. 2011. № 1. С. 15-26.
- ЛанцбургМ.Е., Соловьева Е.В. О материнских представлениях и ожиданиях к детям раннего возраста, зачатым спонтанно и при помощи ЭКО // От истоков к современности: 130 лет организации психологического общества при Московском университете: сб. материалов юбилейной конф.: в 5 т. М., 2015. Т. 4. С. 73-75.
- Могилевская Е.В. Профессиональная подготовка специалистов в сфере перинатальной психологии // Психология в ВУЗе. 2010. № 6. С. 91-99.
- Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. М.: Моск. психол.-соц. ин-т, 2003. 319 с.
- Овчарова Р.В. Психология родительства: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Академия, 2005. 368 с.
- Поневаж Е.В. Женщина после преждевременных родов: эмоциональные переживания // Клиническая и специальная психология. 2014. Т. 3, № 1. С. 62-75.
- Савенышева С. С. Особенности супружеских отношений и отношения к будущему ребенку в период беременности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2010. № 4. С. 106-112.
- Савенышева С. С. Отношение к отцовству у мужчин на разных этапах родительства // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2012. № 3. С. 91102.
- Соловьева Е.В. Когнитивное развитие детей раннего возраста в связи со способом их зачатия // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. Новосибирск, 2014. № 6(41). С. 184-188.
- Филиппова Г.Г. Пренатальный стресс: усиление риска при современных технологиях ведения беременности и лечения бесплодия // Психологические проблемы современной семьи: материалы VI Междунар. науч. конф. Екатеринбург, 2015. С. 501-510.
- Чижова М.А. Содержание и структура психологического консультирования в ситуации перинатальных потерь // От истоков к современности: 130 лет организации психологического общества при Московском университете: сб. материалов юбилейной конф.: в 5 т. М., 2015. Т. 4. С. 87-89.
- Шкуротенко О.С. Влияние психологических особенностей беременной женщины на психосоматические показатели новорожденного // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2011. № 4(18). С. 396-401.